| № тем | Наименование разделов, тем | Содержание тем |
| Раздел I. Философия в исторической динамике культуры | ||
| 1. | Предмет и задачи интегрированного курса «Философия» с «Основами психологии и педагогики» | Понятие мировоззрения. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения. Проблемное поле философии. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем. Философские категории и универсалии культуры. Рефлексивность и критичность как фундаментальные характеристики философии. Творческий характер философского мышления. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. Психология как наука. Место психологии в системе наук и ее структура. Житейские и научные психологические знания. Основные задачи психологической науки на современном этапе. Объект и предмет психологии. Понятие о психике. Сознание, предсознательное и бессознательное психическое. Психика и деятельность. Психологическая наука и психологическая практика. Актуальность наук о человеке и образовании. Универсальность психолого-педагогических знаний и умений. Цели изучения курса «Основы педагогики». Педагогическая компетентность студента как результат психолого-педагогической подготовки студентов в учреждении высшего образования, обеспечивающий сформированность социально-личностных компетенций выпускника. Значимость педагогических компетенций специалиста для решения личностных и социально-профессиональных задач |
| 2. | Человек как объект междисциплинарного познания | Человек как объект религиозно-мифологического, философского и научного познания. Многомерность феномена человека. Образы человека в истории философии и культуры. Проблема синтетического (научно-философского) подхода к анализу человека. Тело, душа и дух как субстанциональные характеристики человека. Понятие о психике. Психика как субъективное отражение объективного мира. Психика и сознание. Проблема биологического, социального и духовного в природе человека. Сознание и деятельность. Психолого-педагогические аспекты познания человека. Современные психолого-педагогические практики изучения человеческого поведения |
| 3. | Образование как социокультурный феномен | История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике. Методология педагогики. Основные методологические принципы. Методы и виды педагогических исследований. Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Возрастание роли личности в социально-экономических преобразованиях. Образование как важнейшее средство развития человеческого капитала. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования. Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Компетентностный подход в образовании. Деятельностный тип содержания обучения как механизм эффективного развития личности |
| 4. | Философия Древнего Мира | Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии |
| 5. | Философия Средних веков и эпохи Возрождения | Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Августин). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского. Возникновение и развитие университетского образования в Европе. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной |
| 6. | Философия Нового времени и эпохи Просвещения | Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв. Философская мысль эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума. Концепции «естественных прав» человека и «общественного договора». Основные идеи материалистической философии XVIII в. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия И.Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса. Взаимосвязь философских, экономических и социально-политических идей в учении марксизма. Формирование классической науки и становление научной картины мира. Секуляризация образования |
| 7. | Становление и основные направления неклассической философии | Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философия. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология. Религиозная философия, ее основные направления. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания. Философия постмодернизма. Философия психоанализа |
| Раздел II.Основные проблемысовременной психологии и педагогики | ||
| 8. | Психология личности | Понятие о личности в психологии. Содержание и соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Биологическое, социальное и духовное в личности человека. Структура личности. Современные психологические концепции личности. Самосознание личности и его основные компоненты: образ «Я», самооценка, уровень притязаний, ожидаемая оценка личности группой. Темперамент. Происхождение понятия «темперамент». Темперамент и свойства нервной системы. Свойства и типы темперамента. Типология темперамента. Индивидуальный стиль деятельности. Характер. Характерология и теория черт. Формирование характера. Строение тела и характер. Акцентуации характера. Типы акцентуаций. Способности. Понятие способности. Происхождение способностей. Способности и задатки. Виды способностей. Одаренность. Талант. Гениальность |
| 9. | Биологические и психологические подструктуры личности | Роль организации и строения нервной системы в психической регуляции. Структура приема и обработки информации. Ощущение, восприятие и представления. Виды ощущений. Чувствительность и ее развитие. Адаптация. Общая характеристика восприятия: целостность, константность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, апперцепция. Виды восприятия. Индивидуальные различия восприятий. Понятие о внимании. Функции, виды и основные свойства внимания. Развитие внимания. Память, ее общая характеристика, свойства и функции. Процессы памяти. Виды памяти. Механизмы развития и тренировки памяти. Сущность и определение мышления. Основные стадии и формы мышления. Мыслительные операции. Типы и виды мышления. Важнейшие качества мышления. Понятие о представлении. Функции представления и их сущность. Виды представлений и их основные особенности. Понятие о воображении и его виды. Формы проявления воображения. Психологический характер процессов воображения. Функции воображения. Воображение и мышление. Воображение и творчество. Понятие о речи и языке. Речь как средство общения. Речь как средство мышления. Основные функции и качества речи. Развитие речи. Виды речи и их основные характеристики. Взаимосвязь и особенности письменной и устной речи |
| 10. | Социальное поведение личности | Общение и коммуникация. Интеракции, межличностное познание и взаимодействие, социальная перцепция. Специфика коммуникации в человеческом общении. Межличностные отношения. Статус и ролевые отношения. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты. Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение. Конфликты в межличностных отношениях. Классификация и причины возникновения конфликтов. Конфликтное взаимодействие. Управление конфликтами. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Динамические процессы в совместной деятельности. Социально-психологический климат группы. Психологическая совместимость. Социометрическая структура группы. Личность как объект управления и самоуправления. Организация как объект управления. Основные психологические характеристики структурных групп организации |
| 11. | Общие основы педагогики | История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Объект и предмет, основные категории педагогики. Отрасли педагогических знаний. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике. Методология педагогики. Основные методологические принципы. Методы и виды педагогических исследований. Дидактика как теория обучения. Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития. Социокультурные тенденции, оказывающие влияние на развитие образования, науки, культуры. Возрастание роли личности в социально-экономических преобразованиях. Образование как важнейшее средство развития человеческого капитала. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования. Образование как педагогический процесс. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. Компетентностный подход в образовании. Деятельностный тип содержания обучения как механизм эффективного развития личности |
| 12. | Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития | Принципы и основные направления государственной политики в сфере образования. Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования. Структура национальной системы образования и характеристика его уровней. Анализ состояния современной системы образования Республики Беларусь. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования на всех уровнях (дошкольного образования, общего среднего образования, профессионально-технического, среднего специального образования, высшего, послевузовского и дополнительного образования). Диалектика традиций и инноваций в образовании. Направления совершенствования системы высшего образования в Республике Беларусь |
| 13. | Развитие, воспитание и социализация личности | Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия. Воспитание как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в современном обществе. Воспитание как целенаправленная педагогическая деятельность по созданию специальных условий формирования у личности определенных психических и личностных качеств. Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания. Воспитанность и воспитуемость. Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы. Общение как ведущий фактор развития личности. Функции, средства и виды общения. Основные характеристики эффективного общения. Техники продуктивного общения. Деструктивное общение личности. Факторы, дезорганизующие общение. Игра как средство развития личности. Признаки игры, ее функции. Классификации игр. Условия их использования в семейной, образовательной и профессиональной сферах. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Факторы социализации; социализированность и воспитанность. Издержки социализации. Группа в социальном пространстве. Условия создания благоприятной атмосферы в группе. Признаки и функции коллектива, методика его формирования. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Типы и виды семей, особенности их влияния на воспитание детей. Педагогическая культура родителей. Модели семейных взаимоотношений. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества. Пути, средства и условия успешного воспитания в современной семье. Правовые основы семейного воспитания |
| Раздел III.Основные разделы и проблемы современной философии | ||
| 14. | Онтология. Философия бытия | Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества |
| 15. | Аксиология и философская антропология | Аксиология – учение о ценностях. Неокантианские аксиологические концепции. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии. Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание. Акмеологические основы самосовершенствования личности. Самообразование и его роль в самосовершенствовании личности |
| 16. | Гносеология. Философия познания | Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма. Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза. Природа научной революции. Научные революции и смена типов рациональности. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность ученого |
| 17. | Социальная философия | Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, ее роль в жизни общества. Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Концепция ненасилия и социальные реформы. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Человек в системе общественных отношений. Феномен общества потребления. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества. Философские основы психолого-педагогической культуры. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества |
| 18. | Социальная подструктура и направленность личности | Психологические аспекты социализации личности. Механизмы социализации: имитация, копирование, подражание, идентификация и др. Стадии социализации личности. Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. Просоциальное и асоциальное поведение. Жизненный путь личности. Периодизация жизненных циклов. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности. Понятие потребности. Классификация потребностей. Трансформация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей. Реализация потребностей. Мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание. Мотивационный процесс. Полимотивированность. Механизмы формирования мотивации. Мотивация и эффективность деятельности. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение. Я-концепция личности. Модули психологической защиты |
| 19. | Нанобиоинфокогнитивные технологии и образ постчеловека | Технологии индустриального и постиндустриального обществ. Понятие и определение «высоких технологий». Нанотехнологии, особенности их возникновения и развития. Современные биотехнологии и сферы их практического применения. Информационно-компьютерные технологии как инструмент конструирования новой виртуальной реальности. Проблема искусственного интеллекта. Когнитивные технологии как инструмент развития человеческого потенциала. Понятие «постчеловека» и «постчеловечности». Роль «высоких технологий» в трансформации тела, сознания и поведения современного человека. Социальные и гуманитарные проблемы использования «высоких технологий» в современном мире |
| Раздел IV.Практическое значение философско-психологического образования в подготовке национально-технической интеллигенции и инновационном развитии белорусского общества | ||
| 20. | Национальное самосознание и философия Беларусив контексте глобализации и диалога культур | Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский). Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях. Восточнославянские народы между Западом и Востоком. Синтез восточной и западной культур как возможная основа формирования новой духовности. Беларусь на рубеже Западной и Восточной цивилизаций. Проблема диалога культур и исторического самоопределения Беларуси в контексте глобализирующегося мира |
| 21. | Проблема личности в техно-информационной цивилизации | Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации. Научное и техническое знание. Индустриальная и постиндустриальная цивилизации. Социотехнологические революции. Информационная революция в становлении технико-информационной цивилизации. Техноструктура XXI в. и место в ней человека. Виртуализация человеческого бытия и коммуникации. Современный человек в мире «высоких технологий». Перспективы развития «высоких технологий» в Республике Беларусь. Роль информационно-технологического образования в подготовке современных инженерно-технических кадров |






