Критерии оценки сформированности компетенций

Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня:

1. Пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО дисциплины;

2.Повышенный, предполагающий готовность самостоятельной научно-исследовательской деятельности в своей профессиональной области.

Код компетенции Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
СК -9 Пороговый   Способен понимать особенности химической формы организации материи, сущность химических процессов на основе исторического развития химии Знает: основные направления исследований современной химической науки; понимать роль науки в развитии цивилизации. Основные исторические факты, даты, события и имена ученых; историю развития представлений об атомах и молекулах; историю становления и эволюцию представлений о валентности и химической связи.     Уметь устанавливать внутри- и межпредметные взаимосвязи.   Владеть основными современными теоретическими представлениями; навыками работы со справочной, учебной и научной литературой.
  Повышенный   Способен объяснять методы выявления особенностей химической формы организации материи, сущность химических процессов, явлений на основе методологического опыта развития химии. Знать главные тенденции и направления в развитии неорганической, физической, органической, аналитической химии; понимать роль науки в развитии цивилизации. Уметь оценить перспективность научного направления в химии; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому. Владеть понятийно- терминологическим аппаратом в области фундаментальной и прикладной химии, методологии познания; навыками работы со справочной, учебной и научной литературой.  
СК-13 Пороговый Владеет, анализом и оценкой лабораторных исследований исходя из исторического опыта развития методов химического анализа. Знает: развитие методов химического исследования. Умеет: пользоваться различными источниками информации по теме исследования. Владеет навыками поиска научной информации по теме исследования.
  Повышенный Владеет постановкой эксперимента по анализу и оценке лабораторных исследований исходя из исторического опыта развития методологии химии Знает: обоснование применения основных химических методов исследования состояния ОС и регламентирующие документы по мониторингу ОС. Умеет: выбирать наиболее рациональный способ поиска. Владеет навыками рационального выбора и использования аналитических химических средств для решения поставленных теоретических и экспериментальных задач.

9.2.3 Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента

Примерный перечень вопросов для самопроверки знаний:

Как изменялось определение химии как науки на протяжении ее развития?

Дайте характеристику античных атомистических концепций. Почему число сторонников атомистических концепций в античном мире было невелико?

В чем состояли отрицательные черты алхимии, препятствовавшие развитию науки о веществе?

В чем проявилось в 17 веке возрождение атомистических представлений?

Какие достоинства и недостатки имела флогистонная теория? Какую роль сыграла флогистонная теория в развитии химии?

На чем основана рациональная классификация химических соединений, предложенная Лавуазье?

Какие экспериментальные законы, открытые Д.Дальтоном, дали импульс к разработке атомистической концепции?

Какие экспериментальные исследования способствовали разработке электрохимической теории химического сродства? Кем была предложена первая теория электрохимического сродства?

В чем состояла сущность теории типов Ш.Жерара?

В чем состоял предложенный И.В.Деберейнером закон триад?

Кто из ученых считается основоположником органического синтеза?

Каковы основные успехи органического синтеза в XIX веке.

Примерный тест по курсу «История и методология химии»

1. Распределите этапы в развитии химии в соответствии с их временной последовательностью:

а) современный;

б) алхимический;

в) иатро-технический;

г) утверждения теории флогистона;

д) период количественных законов;

е) предалхимический.

2. Основная задача алхимии состояла в:

а) изучении химического состава неорганических соединений;

б) изучении основных закономерностей протекания химиче-

ских реакций;

в) осуществлении превращений чистых металлов в золото;

г) поиске путей создания философского камня, эликсира дол-

голетия и универсального растворителя.

3. Виднейшим представителем иатрохимии считают:

а) Георгия Агрикола;

б) Ваноччо Бирингуччо

в) Теофраста Парацельса;

г) Роберта Бойля.

4. В труде Ваноччо Бирингуччо “О пиротехнии” описывались:

а) способы получения философского камня и трансмутации металлов;

б) описание важнейших металлургических операций;

в) представления о строении химических веществ;

г) способы получения лекарств.

5. Самое известное произведение Р. Бойля называется:

а) “Химик-экспериментатор”;

б) “Основы химии”;

в) “Химик скептик”;

г) “Пиротехния”.

6.Основоположником учения о флогистоне считают:

а) Германа Бургаве;

б) Роберта Гука;

в) Николя Лемери;

г) М.В. Ломоносова;

д) Георга Шталя.

Основное положения учения о флогистоне состоит в следующем:

а) при прокаливании металла присоединяют флогистон и образуют извести;

б) при прокаливании металлы разлагаются и на образовавшуюся окалину налипают частицы огненной материи;

в) при прокаливании металлы теряют флогистон и превращаются в земли.

7.Пневмохимия - период в истории химии, основные задачи которого состояли:

а) изучении основных закономерностей протекания химических реакций;

б) изучении свойств горючих веществ;

в) изучении технологических приемов обработки природных минералов;

г) изучении свойств газообразных веществ и состава воздуха.

8.Приоритет открытия водорода принадлежит:

а) Джозефу Блэку;

б) Генри Кавендишу;

в) М.В. Ломоносову;

г) Джозефу Пристли.

9.Из приведенных ниже названий выберите те, которые соответствуют современному понятию “азот”:

а) “связанный воздух”;

б) “огненный воздух”;

в) “мефетический воздух”;

г) “горючий воздух”;

д) “селитряный дух”

е) “лесной дух”

10. Из приведенных ниже утверждений выберите те, которые былисформулированы в качестве положений кислородной теории:

а) при горении тел образуются газообразные вещества отличные от воздуха;

б) все тела горят только в “чистом воздухе”;

в) “чистый воздух” поглощается при горении и увеличение массы сгоревшего тела равно уменьшению массы воздуха;

г) воздух представляет собой смесь газов, свойства которых отличаются друг от друга и от свойств воздуха;

д) металлы при прокаливании образуют “земли”, горящие сера и фосфор – кислоты.

11. Кому из ученых принадлежит заслуга открытия закона эквивалентов (хотя он так и не смог сформулировать его в общем виде):

а) Эмиль Фишер;

б) Иеремия Рихтер;

в) Клод Луи Бертолле;

г) Жозеф Пруст;

д) Антуан Лавуазье.

12. Первая попытка определения относительных атомных весов была осуществлена:

а) А. Лавуазье

б) К. Бертолле

в) Д. Дальтоном

г) И. Ньютоном

14. Закон простых кратных отношений впервые был сформулирован:

а) Амедео Авогадро

в) Пьером Луи Дюлонгом

б) Джоном Дальтоном

г) Алексисом Терез Пти.

Приведите современную формулировку этого закона.

15. Как, согласно системы химических знаков Джона Дальтона следовало изображать молекулу воды:

 
 

16. Учение “витализм”, господствовавшее до начала 19 века в философии и естественнонаучных областях знания имело много сторонников и среди крупных химиков. На каких позициях они стояли:

а) органические вещества не могут быть превращены в неорганические;

б) органические вещества образуются только в живых организмах под влиянием особых “жизненных сил”.

в) неорганическое вещество, превращаясь в органическое теряет “жизненную силу”.

17. Первоначальная теория строения молекул органических веществ Я. Берцелиуса называлась:

а) теория ядер

б) теория типов

в) теория сложных радикалов

г) теория простых радикалов

Сформулируйте её основные положения.

18. Старая теория типов предполагала возможность деления органических веществ на следующие типы:

а) механический

б) физический

в) химический

г) комбинированный.

Кого считают её основателем.

19. Выберите правильные парные сочетания имен предшественников Д.И. Менделеева в создании периодической системы и предлагаемые ими подходы к систематизации химических элементов.

а) И. Деберейнер А. “Закон октав”

б) А. де Шанкуртруа Б. “Земной винт”

в) Дж. Ньюлэндс В. “Кривая атомных объемов”

г) Ю. Мейер Г. “Закон триад”

20. Открытие какой субатомной частицы впервые позволило говорить о делимости атома:

а) нейтрона

в) протона

б) электрона

г) позитрона


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: