Тема 2.10 Наука как вид познавательной деятельности

I.Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте различные концепции возникновения науки.

2. Сравните научное и обыденное познание.

3. Выясните, чем эмпирическое познание отличается от чувственного.

4. Выясните, чем теоретическое познание отличается от мыслительного.

5. Установите, какую роль в научном познании играет интуиция.

6. Рассмотрите, какую роль в научном познании играет практическая деятельность людей.

7.

II План семинарского занятия

1. 1.Специфика науки как исторически-определенного вида познания и знания. Проблема возникновения науки. Классификация наук. Закономерности развития науки.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.

3. Эмпирические, теоретические и общенаучные методы познания.

4. Рациональность науки. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.

5. Формы бытия научного знания: знание фактов, проблема, гипотеза, теория.

6. Объективное и субъективное в научном знании, их взаимосвязь. Объективно-истинное знание как цель научного познания, Процессуальность познания и соотношение абсолютного и относительного в истинном знании. Заблуждения и причины их появления. Логический и практический критерии дифференциации истины от заблуждений.

7. Социальные функции науки. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

8. Наука и техника, история их взаимодействия. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс. Основные направления современной НТР и ее социальные последствия.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Начать изучение этой темы целесообразно с выяснения специфики науки как особого способа познавательной деятельности, сравнив ее с уже рассмотренными вами обыденным познанием и спекулятивной философией. Затем следует перейти к проблеме генезиса науки, установив факторы, приведшие к ее возникновению.

Развитое научное познание всегда осуществляется на двух уровнях – эмпирическом и теоретическом. Выясните своеобразие каждого из них, отличия их друг от друга и от чувственного и рационального обыденного познания, а также их единство и взаимосвязь. Кроме того, научное познание невозможно без сознательного использования методов, которые принято классифицировать на применяемые на эмпирическом уровне, применяемые на теоретическом уровне и применяемые на обоих этих уровнях. Проанализируйте эти методы. Однако не весь процесс научного познания протекает под контролем сознания. Имеются и играют в нем немаловажную роль и неосознаваемые состояния, называемые интуицией. Что такое интуиция, какова ее роль, возможно ли проникнуть в сущность исследуемого объекта при помощи одной интуиции, минуя осознанно применяемые методы?- выясните, какие ответы на эти вопросы имеются в литературе.

Научное познание начинается с установления фактов, относящихся к предметной области исследования той или иной науки. Что такое научные факты и как в них соотносятся эмпирическое и рациональное? Вместе с тем оно не исчерпывается поиском фактов. Высшая задача науки состоит в создании теории изучаемого ею объекта, на пути к решению которой познание и знание приобретает формы проблемы и гипотезы. Выясните особенности каждой из этих форм.

После того, как оказывается выработанным некоторый массив знаний встает вопрос о том, соответствует ли оно действительности или нет, т. е. является ли оно истинным или заблуждением. Уясните что такое истина, какие бывают виды истины, почему возникают заблуждения, проанализируйте предложенные в истории философии критерии истинности знания.

С середины XIX века начинается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Научное знание воплощается во всех факторах процесса производства, но главным образом в технике и технологии. Дайте определение научно техническому прогрессу, какое место занимают в нем научно-технические революции, установите его основные направления и объясните почему он порождает антисциентизм и технофобию.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Кармин, А. С. Философия: учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 558 с. С. 419-479.

2. Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 609-623.

Дополнительная литература

1. Аронов Р. А., Баксанский О. Е. Новое в эпистемологии и хорошо забытое старое//Вопросы философии. – 2004. - № 5.

2. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. – М., 2003.

3. Глазунов В. А. Робототехника и постнеклассическая наука//Вопросы философии. – 2002. - № 11.

Девятова С. В., Купцов В. И. Феномен науки//Социально-гуманитарные знания. 2008, № 6; 2009, № 1, 2

4. Ильин В. В. Философия науки: учебник. - М., 2003.

5. Келле В.Ж. Российская наука в контексте реформ//Социально-гуманитарные знания. – 1999. - № 3.

6. Котенко В. П. Концепция науки в западной философииXIX-XX веков. - СПб., 2002.

7. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов-на-Дону, 1999.

8. Лесков Л. В. Наука как самоорганизующаяся система//Общественные науки и современность. – 2003. - № 4.

9. Микешина Л. А. Трансцендентальные измерения гуманитарного знания//Вопросы философии. – 2006. - № 1.

10. Мильдон В. И. История и утопия как типы сознания//Вопросы философии. – 2006. - № 1.

11. Миронов В.Б. Техника и человек. - М., 1988.

12. Наука и культура (Материалы круглого стола)//Вопросы философии. – 1998. - № 10.

13. Ойзерман Т. И. Сенсуалистическая гносеология и действительный научно-исследовательский поиск//Вопросы философии. – 1994. - № 6.

14. Поликарпов В. С. История науки и техники. - Ростов-на-Дону, 1999.

15. Порус В. Н. Является ли наука самоорганизующейся системой?//Вопросы философии. – 2006. - № 1.

16. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.

17. Степин В. С. Теоретическое знание.- М., 2000.

18. Суриков К. А. Эпистемология. – М., 2002.

19. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. - М.,1996.

20. Стеклова И. В. Наука среди форм познания//Социально-гуманитарные знания. – 2003. - № 1.

21. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий.- СПб., 1997.

22. Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 1996.

23. Яковлев В. А. Бинарность ценностных ориентаций науки//Вопросы философии. – 2001. - № 12.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоят особенности научного познания мира?

2. В чем состоят особенности эмпирического познания?

3. В чем состоят особенности теоретического познания?

4. С помощью каких методов наука добывает знание о действительности?

5. Что такое объективно-истинное знание?

6. В чем причины заблуждений?

7. Каковы критерии истинности знания?

8. В чем состоит диалектика абсолютного и относительного в истинном знании?

9. Каковы функции науки в общественной жизни?

10. Что такое научно технический прогресс?

11. Что такое научно-техническая революция?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: