Метод 3: зрительный контакт и гипнотизирование взглядом

Этот метод известен в двух формах и сегодня редко находит применение. Некоторые немецкие и русские гипнотизеры применяют его как метод фиксации, но в данном случае пациент не фиксируется на предмете, а смотрит в глаза гипнотизеру.
По-другому обстоят дела при второй форме этого метода, когда основную роль играет "очаровывающее" и "авторитетное" начало в личности гипнотизера. Эта форма находит еще применение в театрах и варьете, а в медицине при определенных случаях алкоголизма, наркомании и психопатии.
При этой форме метода гипнотизирования взглядом пациент находится напротив нас на расстоянии примерно 30 см. В любом случае мы должны над ним возвышаться: если он выше нас, то надо его посадить, а самим остаться стоять. Затем берем его за плечи и слегка раскачиваем его вперед и назад, не отрывая взгляда от его переносицы. Затем даем ему ряд внушений:
"Смотрите мне в глаза, Ваш взгляд становится тяжелым, тяжелым, Ваши руки становятся тяжелыми, Ваши ноги становятся тяжелыми, все Ваше тело становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их, если еще это можете сделать. Ваши веки тяжелы, как свинец. Вы будете спать, спать!"
Теперь сделайте перерыв. Если пациент начинает моргать, то продолжаем — более категоричным тоном — приблизительно следующее:
"Ваши веки перестают дрожать, Вы больше не можете их открыть, прежде, чем я отдам Вам на это приказание!"
Как только глаза опять закрыты, кладем на них руку и говорим:
"Ваши веки как будто склеены, Вы не можете их открыть, не получив от меня на это приказание."
Если пациент во время ввода в гипноз стоял, то теперь следует его осторожно усадить в кресло.

МЕТОД 4: ЛЕВИТАЦИЯ ("ЛЕГКОСТЬ") РУКИ

Этот, применяемый в основном американскими гипнотизерами метод имеет то преимущество, что мы привлекаем пациента к участию во вводе в гипнотическое состояние. Мы просим пациента сесть в кресло и даем ему следующее внушение:
"Я бы хотел, чтобы Вы удобно устроились в кресле и расслабились. Теперь, когда Вы сидите, положите обе свои кисти на свои бедра. Вот так. Вы будете следить за своими руками и установите, что Вы сможете за ними внимательно наблюдать.
Вам нужно сделать только следующее: сидеть в кресле и расслабляться. Вы заметите, что во время Вашего расслабления происходят различные события. Они происходили всегда, когда Вы расслаблялись, но раньше Вы их так ясно не замечали. Я буду обращать Ваше внимание на них. Я бы хотел, чтобы Вы сконцентрировались на всех ощущениях и впечатлениях, которые Вы ощущаете в своих руках, что бы это ни было. Возможно, Вы почувствуете тяжесть Вашей лежащей на бедре руки, или Вы ощутите давление. Возможно, Вы ощутите материал Ваших брюк ладонью, или тепло Вашей ладони бедром. Я бы хотел, чтобы Вы наблюдали за Вашими ощущениями. Возможно. Вы почувствуете нечто вроде зуда. Какими бы ни были Ваши ощущения, я бы хотел, чтобы Вы их отслеживали. Все время смотрите на свою руку и Вы заметите, насколько она спокойна, как она все время остается в одном и том же положении. В ней происходят движения, но их еще нельзя воспринять. Я.бы хотел, чтобы Вы непрестанно смотрели на свою руку. Ваше внимание может отвлекаться от руки, но оно все равно к ней вернется, а Вы смотрите на руку и спрашивайте себя, когда же станут видны происходящие в ней движения."
Как раз в этот момент все внимание нашего пациента зафиксировано на его руке. Он прямо горит желанием узнать, что же теперь произойдет, а мы внушаем ему, что его будущие ощущения будут точно такими же, как и у любого другого.
Ни при каких обстоятельствах мы не пытаемся навязать пациенту внушения: если у него и возникнет какое-то ощущение, он будет рассматривать его как продукт собственных переживаний. Мы же хотим добиться, чтобы он слушал наши внушения так, как будто бы они принадлежат его собственным переживаниям. Итак, мы искусно пытаемся довести его до такого состояния, чтобы он увязал свои ощущения со сказанными нами словами и был бы твердо уверен, что сказанные нами слова или приказы позднее вызовут сенсорные или моторные реакции.
Лишь в том случае, если пациент оказывает сознательное сопротивление, один из его пальцев или вся кисть начинают слегка подрагивать. Мы сразу обращаем на это его внимание и говорим ему, что движение, вероятно, может быть сильнее. То же самое, естественно, относится и ко всем другим объективным реакциям нашего пациента — например, углубленному дыханию или движению его ног: взаимосвязи, которые мы "устанавливаем" между реакциями нашего пациента и нашим поведением по отношению к нему, ведут в итоге к тому духовному контакту, который позволяет нам полностью влиять на его нейронные структуры!
"Это будет интересным наблюдением, какой из Ваших пальцев пошевелится первым. Это может быть средний палец, указательный, безымянный, мизинец или большой палец. Один из Ваших пальцев вздрогнет или пошевелится. Вы не знаете, когда и на какой руке. Наблюдайте внимательно. Сперва Вы ощутите легкое подрагивание, возможно, в правой руке. Смотрите, большой палец вздрагивает и шевелится.
Вначале движения Вы заметите кое-что интересное. Пространства между пальцами очень медленно увеличиваются, пальцы медленно растопыриваются, и Вы замечаете, что пространство между пальцами увеличивается все больше. Они медленно расширяются; пальцы все более растопыриваются, растопыриваются, растопыриваются, вот так."
Сейчас мы дали первое действительное внушение, на которое пациент реагирует: приказ растопырить пальцы. Если он выполнен, то продолжаем говорить, как будто такая реакция могла бы произойти сама по себе и при обычном ходе событий:
"В то время как Ваши пальцы растопыриваются, Вы замечаете, что они выпрямляются и поднимаются (указательный палец пациента начинает слегка подниматься). Видите, как поднимается Ваш указательный палец. И другие пальцы хотят последовать за ним, они тоже медленно выпрямляются (пальцы начинают подниматься).
В то время как Вы поднимаете пальцы, Вы ощущаете, что Ваша кисть становится все легче. Это чувство легкости становится тем интенсивнее, чем выше поднимаются Ваши пальцы, и вот уже вся кисть поднимается, как будто она — воздушный шарик, взлетающий ввысь. Она поднимается, поднимается, поднимается в воздух, в воздух, в воздух, поднимается выше и выше, кисть становится легкой, очень легкой. (Кисть начинает подниматься.)
Пока Вы рассматриваете Вашу поднимающуюся кисть, Вы замечаете, что и вся рука поднимается, поднимается в воздух, немного, чуть выше, выше, выше, еще выше, еще, еще выше. (Рука поднялась над бедром приблизительно на 10 см, и пациент замечает это.)
Вы все время наблюдаете за Вашими кистью и рукой, которые поднимаются, и в это время Вы чувствуете, насколько сонными и усталыми стали Ваши глаза. Пока Ваша рука поднимается дальше, Вы чувствуете себя усталым, расслабленным и хотите спать, очень хотите спать. Ваши глаза становятся тяжелыми, и, возможно, Вы хотите опустить веки. Пока Ваша рука будет подниматься дальше, Вы чувствуете себя все более расслабленным, Вы все больше хотите спать и чувствовать покой и расслабление, закрыв глаза и засыпая."
В этом месте для нас уместно важное указание по нашему дальнейшему поведению: если пациент подчиняется одному из наших внушений, то мы должны использовать эту позитивную реакцию для усиления последующего внушения. Если он, например, поднимает руку, то мы ему внушаем, что он заснет потому, что его рука поднимается:
"Ваша рука все поднимается, поднимается, поднимается, и Вы по этой причине становитесь очень сонным. Ваши веки становятся очень тяжелыми, Ваше дыхание становится медленным и равномерным. Дышите глубоко — вдыхайте и выдыхайте. (Пациент держит вытянутую руку прямо, он моргает, его дыхание глубоко и равномерно.)
Пока Вы все еще рассматриваете Ваши руку и кисть и становитесь все более сонным и расслабленным, Вы замечаете, что Ваша рука меняет направление. Она сгибается и кисть приближается к Вашему лицу, все ближе, ближе, ближе, а в то время, как она поднимается, Вы медленно, но верно погружаетесь в глубокий-глубокий сон, в котором Вы очень глубоко расслабляетесь. Рука будет подниматься выше, выше, еще выше, пока не достигнет Вашего лица, и Вам все больше хочется спать, но Вы не должны засыпать, пока рука не достигнет Вашего лица. Если Ваша кисть достигнет Вашего лица. Вы заснете, Вы будете спать глубоко и крепко."
Дойдя до этого места, мы даем пациенту возможность самому определять ритм засыпания: когда его рука дотронется до его лица, он заснет, потому что верит, что это его собственное желание. Левитация руки и засыпание далее взаимно поддерживаются друг другом. Если пациент затем закроет глаза, то он находится в трансе, в достижении которого он сам принимал участие. Поэтому позднее он не будет стремиться оспаривать, что он действительно находился в трансе.
"Теперь Ваша кисть меняет направление. Она поднимается, поднимается к Вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вам все больше хочется спать, спать, спать. (Рука пациента приближается к лицу, его веки трепещут.)
Ваши веки становятся тяжелыми, очень тяжелыми, и рука уже поднялась к лицу, Вы чувствуете себя очень усталым и сонным. Ваши глаза закрываются, закрываются. Когда Ваша рука коснется лица, Вы заснете и будете спать глубоко. Вы ощущаете сильную сонливость. Вы засыпаете, засыпаете, засыпаете. Вы очень хотите спать, очень устали. Ваши веки, как свинец, а Ваша рука поднимается, поднимается точно к Вашему лицу, и когда она коснется лица, Вы заснете. (Рука пациента касается лица, его глаза закрываются.)
Теперь спите, спите, спите, спите, спите, просто спите. Пока Вы спите, Вы ощущаете себя усталым и расслабленным. Я бы хотел, чтобы Вы сконцентрировались на расслаблении, на состоянии расслабления, свободном от любого напряжения. Не думаете ни о чем, кроме сна, глубокого и крепкого сна."

ДРУГИЕ МЕТОДЫ

В описанных до сих пор методах достижения того состояния транса, который является предварительной ступенью гипнотического состояния, словесные внушения служили как акустические раздражители. Но есть пациенты, которые осознанно или неосознанно испытывают страх перед терапевтом или неспособны сконцентрироваться на словах. В таких случаях успеха можно достичь с помощью метрономного метода.
Метроном — это прибор для указания музыкального темпа, который издает ритмическое постукивание, облегчающее пациенту возможность сконцентрироваться. Мы только внушаем ему, что чем дольше он будет слышать постукивание метронома, тем продолжительнее будет его сон.
Наряду с этим известно еще множество методов гипноза с использованием словесных внушений или без них. О них мы можем узнать из специальной литературы.

УГЛУБЛЕНИЕ ТРАНСА

С помощью описанных выше методов мы привели пациента к тому, что он закрыл глаза и принял неподвижное положение. Загипнотизирован ли он? Мы не можем это утверждать, так как отсутствуют характерные признаки. Поэтому мы должны с помощью соответствующих внушений определить глубину транса и в случае необходимости вызвать его углубление, чтобы обеспечить достижение гипнотического состояния.
Для этого мы снова располагаем несколькими методами, которые мы сейчас и рассмотрим.

МЕТОД 1: ТЯЖЕСТЬ РУК

В виде первой меры проверки глубины транса мы даем нашему пациенту внушение по следующему образцу:
"Вы концентрируетесь на Ваших руках. Они становятся тяжелыми, очень тяжелыми, тяжелыми, как свинец: тяжесть начинается в области плеч, спускается в предплечье, в кисть, в пальцы, в каждый палец, в большой палец, в указательный, в средний, в безымянный, в мизинец. Вся Ваша рука становится тяжелой, как будто она несет вес в 100 кг. Теперь я считаю до 5, при этом Ваша рука становится все тяжелее: один, тяжелая, два, очень тяжелая, три, еще тяжелее, как свинец, четыре, еще тяжелее, много тяжелее, пять, очень, очень, очень тяжелая. Вы больше не можете пошевелить рукой, так она тяжела."
Если мы замечаем, что внушение тяжести привело к положительному результату, то даем контрольное внушение:
"Ваша рука очень, очень тяжелая. Вы чувствуете, что Вам все трудней двигать рукой. Чем больше Вы пытаетесь это сделать, тем труднее Вам это сделать. Ваша рука очень тяжелая, Вы не можете ею двигать. Вы пытаетесь, но это Вам не удается."
В качестве альтернативы мы можем дать и такое контрольное внушение:
"Я сосчитаю до 5. Ваша рука станет очень, очень тяжелой. Когда я дойду до числа 5, Вы попытаетесь поднять Вашу руку, но не сможете. Чем больше усилий Вы прилагаете, тем труднее Вам будет ее поднять."
Если после этого внушения пациент еще может двигать рукой, то значит он еще не находится в состоянии гипноза. Тогда мы ему говорим, что его случай не исключительный и многим людям не сразу удавался этот тест. Кроме того, мы просим от него подтверждения (и обычно он нам его дает), что он почувствовал определенную степень тяжести, и объясняем ему, что при второй попытке наверняка наступит успех.
Если же внушения были успешными, что чаще всего и происходит, то пациент не может двигать своей рукой ни на миллиметр: любому сокращению сгибающих мышц противостоит такое же и более сильное сокращение выпрямляющих мышц. Рука становится негнущейся и выражает это противостояние мышц легким дрожанием.
Если пациент пугается, утверждает, что не может больше двигать рукой, то мы ему говорим, что речь при этом идет о необходимом для гипнозе процессе — точно так же мы могли бы сделать руку необычайно легкой. После проверки тяжести руки мы даем пациенту несколько минут отдохнуть и даем ему некоторые внушения на расслабление или сон. Только после этого мы можем переходить к каталепсии глазных век.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: