Формирование родоплеменных отношений

Определённая социальная группа, такая как, родовая община у первобытных людей формировалась в течение длительного времени. Первоначально образовавшийся род, в основе которого была женщина её потомки и родственники (дети, сёстры, братья и т.д.) постепенно деформировался и видоизменялся, но оставался коллективизм, который был характерен для членов родовой общины (семьи). Собственность была общинной, принадлежала всем сородичам. Общими были охотничьи территории, места для собирания растений, рыбной ловли, орудия труда, жилища, огонь. Индивидуальная собственность распространялась только на изготовленные индивидуумом ручные орудия труда – копьё, скребок, так как это орудие изготавливалось с учётом особенностей хозяина. Существование личной собственности на индивидуальные орудия труда соответствовало производственным нуждам и интересам всего общества, так как эти орудия были наиболее эффективны в руках «хозяина», соответствуя его индивидуальным особенностям. У различных народов (аборигены Австралии, огнеземельцы, бушмены) до сих пор сохранились обычаи в соответствии, с которыми можно брать вещи сородича, но заботится о них как о своих собственных. Личная собственность члена рода сводится лишь к отношению к вещи, но принадлежит она всему коллективу общины. Род был собственником и всей добычи, каждый получал равную долю, вне зависимости от своего участия в её добывании.

Коллективизм в потреблении был необходимым условием выживания рода, так как при низкой производительности труда, частой нехватке пищи и суровыми условиями существования каждый был важен для сохранения сообщества. Род регулировал потребление всех сородичей. Потребление было не просто уравнительным, а равнообеспечивающим, это означает, что при распределении пищи учитывали различия по полу, возрасту и в интересах всего коллектива. При острой нехватке пищи последняя или большая часть отдавалась охотникам, идущим за добычей. Этим же объясняется и каннибализм по отношению не только к людям из других общин, но и в отношении членов своей группы (стариков и детей).

Коллективная трудовая деятельность в общине поначалу была кооперацией, так как для загона животного на охоте, при сборе растительной пищи не требовалось особых навыков, работа однообразна. Однако и в том и в другом случае выделялись индивидуумы, которые лучше других выполняли те или иные операции или обладали особыми знаниями. Постепенно происходило разделение труда, специализация операций, которая дополнила уже существующее в человеческом обществе естественное разделение по полу и возрасту.

Постепенно роль охоты возрастала, особенно сильно она возросла в период оледенения, когда выживание группы в первую очередь зависело от успеха охоты. Одновременно возрастала и роль мужчины – охотника. Женщины оставались заботиться о маленьких детях, они не могли уходить далеко от укрытий, кроме того, в условиях наступления похолодания необходимо было постоянно поддерживать огонь для тепла и защиты от хищников в отсутствии мужчин. Дети и старики помогали в организации быта общины, старики занимались обучением подростков, передавали опыт, изготавливали орудия труда. Всё это способствовало росту производительности труда выживанию рода и постепенному более выраженному половозрастному делению, которое накладывало отпечаток на всю общественную жизнь общины.

Выдающаяся роль женщины в жизни родовой общины вместе с матрилинейной, материнской организацией рода в ранний период развития родового строя создала женщине высокое общественное положение. Несмотря на произошедшую смену матриархата, патриархатом в ряде случаев именно за женщиной оставалось наследственное и имущественное право в семье, что до сегодняшнего дня существует и сохраняется в виде традиций. На острове Тибурон (Мексика) главой рода до сих пор является женщина, хотя вождь – мужчина, который избирался раньше на время военных действий (сейчас на время праздников).

Не существовало никаких привилегий господствующих возрастных категорий, хотя у многих народов выделяется влияние и оказываются особые почести старикам, как хранителям опыта и руководителям общины. Антропологи считают, что уже в раннем родовом обществе существовала геронтократия (власть стариков). В первобытном обществе человек редко доживал до 40 лет. Из-за трудных условий жизни в раннем обществе существовал обычай «добровольной смерти» (умерщвление по согласию или обычаю), который сохранялся в том или ином виде у разных племён. Избавление от стариков (а также от больных и ослабевших, маленьких детей) было обычным делом, их порой оставляли на стоянках, привалах, так как их было нечем кормить. Община была общиной равных, но равенство предполагалось только для полноценных членов коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: