Возникновение и развитие общественных отношений

В настоящее время не существует каких-либо прямых свидетельств, которые убедительно позволили бы исторически точно воспроизвести развитие человеческого общества. Таковыми сведениями могут быть данные о стадных взаимоотношениях обезьян, а также археологические и антропологические сведения. Немаловажное значение имеют и этнографические сведения, которые могут рассматриваться как пережитки древнейшего дородового состояния человечества. Сопоставление и анализ имеющихся данных позволяют общее, во многом гипотетическое представление об общественной жизни того времени, однако здесь много неясностей, логических догадок, спорных положений.

Начальную форму организации человеческого общества принято называть первобытным человеческим стадом. Употребление термина «стадо» вероятно не совсем применимо, по мнению ряда учёных. Стадный характер взаимоотношений приписывают первобытным человеческим коллективам, при этом допускается некоторая вульгаризация и биологизация процессов общественного развития. С другой стороныупотребление этого термина хорошо передаёт своеобразие организации древнейших и древних людей, её переход от предчеловеческого стада животных предков человека к сформировавшемуся обществу.

Разумеется, организация стада первобытных людей сложилась на основе организации стада предков человека – ископаемых человекообразных обезьян. В настоящее время антропологи считают, что наиболее «близким родственником» человека среди современных человекообразных обезьян является карликовый шимпанзе – банобо. Они внешне несколько отличаются от обычного шимпанзе, не боятся воды, как другие приматы, в остальном пища, времяпрепровождение не отличаются от времяпрепровождения обычного шимпанзе. Социальная организация банобо отличается от социальной организации других приматов. У банобо половозрелые самки (матери) дружат с самцами, при этом главенствующая роль в стаде принадлежит именно самкам, они первые берут еду. Стадо в путешествиях следует за самкой – лидером. От статуса матери в стаде зависит статус молодого половозрелого самца в группе самцов. Среди самцов существует своя иерархия, вожак пресекает возникшие разногласия, но сам подчиняется своей матери и другим самкам. В стаде сексуальные отношения между особями различны, существуют гомо – и гетеросексуальные связи, педофилия. В пищу банобо употребляют не только фрукты, насекомых их личинки, птиц их яйца, мелких животных, но и обезьян других видов. Как и другие обезьяны для ночёвки строят гнёзда на деревьях, днём едят и отдыхают.

Эпоха первобытного человеческого стада совпадает с выделением человека из животного мира. Общество могло сформироваться на основе стадного образа жизни. Разрабатывая теорию развития человека от некой низшей формы, Дарвин не смог осветить роль труда в процессе естественного отбора, то есть доказать, что в эволюции человека огромную роль играли не только биологические, но и социальные закономерности. Дарвин переоценил роль естественного отбора в истории развития стран и народов. Ф. Энгельс на основе учения Ч.Дарвина и трудов К. Маркса создал трудовую теорию антропогенеза, которую он изложил в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1886 год). Основу этой теории составляет понятие о труде, как основном условии человеческой жизни, но труд никоим образом не отменяет действие биологических законов, а напротив преобразует характер действия естественного отбора. С развитием трудовых навыков Ф.Энгельс связывает развитие речи, руки, мозга, мышления, сотрудничества и сплочения их в социальный коллектив. В настоящее время эта теория не признаётся многими антропологами и утверждается роль биологических преобразований и действие естественного отбора.

Первобытное человеческое стадо возникло вероятнее всего с возникновением трудовой деятельности, созданием примитивных искусственных орудий труда и переходу к жизни в пещерах, но всё это было связано с необходимостью выживания человека. В гнезде на дереве из-за большого веса может находиться во время ночёвки лишь одна особь, либо мать с детёнышем, ветки с листьями помогают сохранять тепло до утра. В пещере сохранить тепло можно, лишь собравшись в тесную группу, кроме того, собравшись в группу особи, чувствуют себя в большей безопасности, размеры объекта (кучи больше), следовательно, шанс избежать нападения выше. Изготовление орудий труда требует определённых навыков, умений, которые должны передаваться в процессе общения в социальной группе. Многие современные исследователи теорию антропогенеза считают ошибочной. Современные человекообразные обезьяны, обитающие в природной среде, не только используют подходящие предметы, но и изготавливают простейшие орудия для добывания пищи, Находясь в условиях соседства с человеком (в научно-исследовательских лабораториях, зоопарках, цирках и т.п.) происходит коренная перестройка не только манипуляционной активности, но психики обезьяны.

В условии миоцена и плейстоцена из-за изменившихся условий обитания преимущество в выживании получили те приматы, которые благодаря возникшим новым формам манипулирования оказались способны к сильной концентрации психомоторной активности, к орудийной деятельности, созданию орудий труда, к общественной жизни. Увеличение объёма головного мозга на данном этапе гоминизации не явилось определяющим фактором, главным стало изменение качества его работы, обусловленное значительным возрастанием числа межнейронных взаимодействий, при которых произошло существенное изменение перестройки поведения. В процессе своего развития предок человека должен был накопить такие средства и навыки выживания, которыми природа его не наделила, он вынужден был дополнить их своим интеллектом.

Предки человека были стадными животными, их поведение определялось не только стадными, но и эгоистическими рефлексами, которые сохранялись на протяжении длительного периода в раннем человеческом стаде. Однако столкновения между членами группы были, скорее всего, эпизодическими, носили не слишком агрессивный характер, так как иначе устойчивость первобытного коллектива была бы невозможна, они не достигли бы более высоких форм социальной организации. Разумеется, борьба между эгоистическими и стадно-коллективными формами поведения шла постоянно, первые постепенно изживались вторыми, так как иначе стадо никогда бы не стало родовой общиной. Определённые формы поведения облегчали общение между членами стада в процессе совместной жизни в пещерах, трудовой деятельности, а именно охоты, защиты от хищников. Всё это дополнялось совершенствованием системы обмена информацией, звуковой сигнализацией, которая, в конце концов, позволила сформироваться членораздельной речи, а на её основе второй сигнальной системе, сыгравшей огромную роль в формировании интеллекта и культуры. Таким образом, сообщества древних людей, их предков, подвергались не только индивидуальному, но и групповому отбору, позволяя сохраняться тем коллективам, где были более развиты социальные отношения между членами группы. В этих сообществах существовала определённая терпимость особей по отношению друг к другу, а доминирующие особи не отличались агрессивностью.

Первобытное человеческое стадо представляло собой небольшую группу людей из 20 – 30 взрослых особей подростков и детей. Большая группа вряд ли могла прокормиться собирательством в период раннего палеолита, так как требует большой затраты времени и сил, но даёт относительно мало пищи. Охота на крупных животных в условиях слабой технической вооружённости была сопряжена с большими трудностями, жертвами и не всегда удачна. Первобытные охотники и собиратели использовали в качестве укрытий пещеры, естественные навесы, проживая в них в течение длительного времени осёдло, либо кочуя по определённым маршрутам.

Основные полововозрастные группы в ранней родовой общине:

– Взрослые мужчины (охотники);

– Взрослые женщины (достигшие половой зрелости и имеющие детей);

– Подростки (мальчики и девочки, которые могли выполнять какую-то работу и могли позаботиться о себе в какой-либо степени);

– Дети (требующие внимания и заботы матери, не способные выполнять какую-либо работу и не могущие заботиться о себе самостоятельно);

– Старики (женщины и мужчины в возрасте 35 – 40 лет. Женщины этого возраста возможно уже не могли иметь детей. Мужчины не принимали участия в охоте из-за травм и/или немощи).

Стариков в такой общине было немного, так как в суровых условиях до этого возраста доживали немногие (2 – 4 человека), с другой стороны община не могла прокормить большее количество людей, не занимающихся непосредственным добыванием пищи (охоте).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: