Нетрадиционные религии современного общества

В современном мире появилось много нетрадиционных религий, которые делают акцент на универсальность и внутреннее единство всех, в том числе и мировых религий. Для таких религий характерно соединение христианской идеологии с элементами буддизма, других восточных религий.

Следует при этом отметить, что большинство нетрадиционных культов представляют собой тоталитарные секты с жёсткой иерархической структурой, во главе которых стоит харизматический лидер, требующий беспрекословного подчинения. Культ в этих сектах экстравагантный, коллективный, используется техника психологического давления. Поэтому высшее духовенство мировых религий выступает с критикой этих течений и призывает государства запрещать их деятельность.

Любая религия пытается связать человека с Богом, при этом возникающая связь, как правило, личная. Однако то, что обычно называется религией, является строго организованным институтом, где особое влияние имеет определённый человек – основатель религии. Связь такого человека с Богом носит, по мнению его самого или его сторонников особенная:

– В иудаизме: Моисей непосредственно получил скрижали Закона на горе Синай;

– В христианстве: Иисус является одновременно и Богом и человеком;

– В исламе: Магомет получил, как и Моисей, слово Божие, но слова ему передал ангел.

В большинстве случаев основатель «новой религии» не создаёт что-то новое, а проводит реформу предшествующей (уже существующей в этом обществе) религии. Например, Лютер и Кальвин не создали новой религии, а лишь реформировали уже существующую в обществе – протестантскую религию. Образование «новых религий» (сект) как правило, являлось результатом отделения от господствующей в обществе религии оппозиционного направления, выражавшего стихийный социальный протест народных масс против тех или иных устоев светской или религиозной власти. Как правило, основатель религии (реформатор), чаще всего мужчина, заявляет, что их посетил Бог и призвал их к выполнению особой миссии – просвещение людей. Каждый основатель секты считает себя умнее, добродетельнее и духовнее других, лучше понимает «Слово Божие».

Для представителей традиционных в данном обществе религий появление конкурентов нежелательно, поэтому их незамедлительно объявляют «лжепророками». Любой верующий человек убеждён в своей вере, считает её истинной, поэтому вполне закономерно, что он отвергает веру другого, даже если проповедует любовь к ближнему. Традиционные религии в совокупности с правящими кругами, как правило, пытаются оттеснить то, что называют «сектами». Только успех, достигнутый приверженцем (или приверженцами) новых верований может «узаконить» его, что вполне соответствует евангельскому принципу, согласно которому о древе судят по его плодам. Не секрет, что когда-то сектой было христианство в иудаизме, а ислам – сектой арабов Мекки.

Понятие «секта» можно трактовать двояко; с одной стороны это отсечение, отделение, но его первоначальное значение в латинском происходит от слова «sequi» – следовать. Человек, даже здравомыслящий, в определённых обстоятельствах, может поддаться влиянию такого «пророка», не говоря уже о тех людях, у которых есть какие-то проблемы с психикой.

Человек презирает того, кто думает и поступает по-другому, он преследует инакомыслящего. Безусловно, религия стремится к духовности путём поиска связи человека с Богом, даже в том случае если эта связь для остальных людей непонятна. В этом случае обществу пришлось бы полностью отказаться от сверхъестественного и от традиционных религий в том числе. Иначе говоря, в этом случае право на существование не имеют и традиционные религии. Таким образом, устраняется духовность жизни человека, что для верующего невыносимо.

Если считать религию как группировку людей, у которых существует особая, духовная связь с Богом, то об истинности этой связи может судить только Бог, так как только для него открыто сердце каждого человека.

Однако, признавать безоговорочно все секты из уважения к их духовности нельзя, так как среди основателей того или иного учения немало махинаторов, которые дурачат людей в своих интересах. С другой стороны чистосердечие простых членов секты не стоит порой подвергать сомнению, поэтому расцвет сект в настоящее время – это проявление духовных потребностей людей.

В настоящее время трудно провести границу между сектой и религией. Один из критериев, который можно было бы использовать – количество сторонников культа, но это не объективно. Некоторые секты могут насчитывать сотни тысяч членов (муниты) и могли бы считаться религиями, а некоторые религии исповедают только в отдельных странах или же часть населения страны, либо отдельные народы, численность которых составляет нескольких тысяч человек, но их духовное наследие принадлежит всему человечеству. Примером таких религий служит зороастризм – дуалистическая религия Древнего Ирана, в настоящее время его исповедуют в виде национальной религии персы в Индии и гербы в Иране; синтоизм – традиционная религия японцев и многие другие.

С другой стороны критерием могут быть и проводимые обряды, которые выходят за рамки обычной религии и вызывать неприятие их как верующими, так и неверующими. Однако такие критерии весьма спорны, так как равноценными в этом случае должны считаться – изоляция детей от родителей; отказ от некоторых видов лечения (операций), посты, отказ от противозачаточных средств и т.п. В этом случае наиболее достоверным критерием, характеризующим секту, является – использование веры для достижения целей, не имеющих ничего общего с духовностью (например: получение от сторонников денежных средств, материальных ценностей, недвижимости, достижении с помощью последователей политических целей и т.д.).

В современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Секта отделяет себя от целого, противопоставляет себя существующему порядку вещей, духовным ценностям. Но в любом случае секта создаётся человеком, а учение, проповедуемое ею – плод человеческого ума.

В настоящее время секты создаются с корыстными целями, в отличие от сектантства в прошлом, когда идеи у создателя секты возникали в результате душевного заблуждения. Как правило, в секту попадает человек, который не желает приложить усилия в познании мира, то есть ищет лёгкий путь к духовности, и соответственно находит его в некотором суррогате, с помощью которого его легко завлечь в секту и использовать в корыстных целях.

Можно выделить следующие характерные признаки секты, которые необходимо знать, чтобы распознать её и отличить от культурного, образовательного или лечебного учреждения.

Характерные признаки секты:

– Секта всегда распространяет своё учение, вербует новых членов особыми средствами. Пропаганда сектантов обращена в первую очередь, на страсти человека, к его подсознанию, через навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление.

– В сектах существует двойное учение: – одно для рекламы своей секты, для придания ей так называемого «человеческого облика», другое «для внутреннего пользования». Религиозные сектантские вероучения в конечном итоге направлены на разрушение традиционной культуры народа, именно поэтому они маскируются под общепринятые духовные ценности.

– Наличие иерархии. Для ознакомления со скрытым учением человеку нужно пройти определённые стадии посвящения, занять определённую ступень иерархии в секте. Организация всех сект строго иерархична. Такая организация позволяет держать членов секты под строгим контролем, направлять их действия и не допускать критики ни вероучения, ни лидеров. В секту легко попадают, но трудно выйти, так как его удерживают с помощью имеющегося на него неприглядного или компрометирующего материала. Часто требованием вступления в «братство» является отречение от родных и друзей, передача секте личного имущества, в том числе и жилья.

– Программирование сознания. В секту чаще всего попадают люди, психика которых неустойчива, не обладающие определённым запасом научных знаний, нравственных критериев, духовных ценностей. Эти люди, как правило, легко внушаемы, готовы отказаться от личной свободы принять установки тех, кто их направляет и «отвечает» за их жизнь. Таким образом, человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, от «указаний» лидера или «Учителя». Эта зависимость подобна наркотической.

– Претензия на исключительность. В секте всем внушается мысль об их исключительности, о том, что только они единственные праведники – «избранники Божьи», все остальные «ничтожества» и погибнут, так как не разделяют учения секты.

– Тоталитаризм, подразумевает контроль над многими, а в идеале – над всей жизнь человека. Достигается это с помощью поселения членов секты в домах, квартирах, которые переоборудуются под «монастыри» (не следует путать с монастырями, существующими в рамках мировых или национальных религий). Члены секты должны непрерывно напряжённо трудиться, у них нет возможности критически осмыслить вероучение и личность лидеров. Власть над членами секты – важнейшая цель «учителя», так как это позволяет контролировать имущество, время, силы сектантов.

Многие церкви (секты) такие как «Церковь Объединения» Муна (муниты), сайентологии Рона Хаббарта и другие, в настоящее время представляют собой крупные финансово-промышленные «империи», провозглашающие своей целью достижение власти над всем миром.

В настоящее время секты, действующие сейчас в России, классифицируют следующим образом:

– Конфессии (секты), которые относительно традиционны для России баптисты, адвентисты и другие.

– Тоталитарные секты псевдобиблейской ориентации – «Церковь Христа», «Новоапостольская Церковь» и другие.

– Секты, претендующие на обладание новым «откровением» – «мормоны» («Церковь Иисуса Христа святых последних дней», иеговисты и прочие).

– Учения и секты, имеющие оккультный характер, главная задача которых развитие (псевдоразвитие) у человека паранормальных и экстрасенсорных способностей: целителей, колдунов; восточные культы – кришнаизм, трансцедентальная медитация, теософия, секта сайентологии Рона Хаббарда и другие.

– Сатанинские культы, которые носят изуверский характер и сформированные в основном из молодёжи. В эти группы молодые люди попадают из-за своего юношеского нигилизма, отрицание авторитета родителей и жажда безнаказанности. Вербовка осуществляется на различных неформальных молодёжных сборищах, где ребят привлекают различными оккультными фокусами или наркотиками. Часто сатанисты маскируются под вывесками философских или культурных обществ. Молодых людей соблазняют обещаниями полной свободы, свободным сексом, лёгким доступом к алкоголю, наркотикам. Все моральные преграды сознательно игнорируются, в культ возводится безжалостность и безнравственность.

Общество, в котором существует множество сект, гибнет культура, в нём становится мало сил для того, чтобы поддерживать нравственно – моральные устои этого общества, которое становится неспособным решать свои проблемы.

Можно возразить, что многие традиционные религии также испытывают подобное искушение, но случае с сектами это связано с амбициями лидеров секты, а не целью выдвинутой той или иной религией. Все сектантские движения, имеющие, эти цели не раскрывают, их и маскируются под чистоту религиозных намерений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: