Римско-эллинистический период

Для философии античной философии этого периода было характерно: близость философии, философов и государственных институтов, влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов Востока, Северной Африки и др.

Философия этого периода развивается в рамках школ, основными из которых являются: эпикурейская, стоики, скептики, неоплатоники.

Основные черты, характерные для представителей всех школ: антропоцентризм, проблемы личной этики, главная из которых: проблема счастья и свободы от внешнего мира (атараксия): для Эпикура это – наслаждение, путем преодоления страхов; для стоиков – следование судьбе и обретение власти над собственными страстями, для скептиков – воздержание от суждений, для неоплатоников – восхождение к Единому, слияние с божественной сущностью.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: космоцентризм, антропоцентризм, натур-философия; материализм, идеализм, объективный идеализм; этический рационализм, антропологическая этика; майевтика; субстанция.

ШКОЛЫ И ПЕРСОНАЛИИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ: Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Глава 1–5 // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие.
  2. Античная философия // История философии в кратком изложении.
  3. Античная философия: космоцентризм // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)

ТЕМА 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Средневековой философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творением.

Для средневековой философиихарактерны следующие особенности:

изучение самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

господстве догматов (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);

сглаживание противоречий между материализмом и идеализмом;

человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, христианство «открывает» личность или «внутренний мир» в человеке;

провозглашение принципа свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых;

выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа;

мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Из всего этого следует, что средневековая философия носила религиозный характер. Поэтому основной чертой средневековой философииявляется теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог), что отражает подчиненное положение философии по отношению к богословию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: