Агностицизм – философское направление, базирующееся на установке, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно — выстроить истинную всеобъемлющую систему знания (И. Кант).
Идеализм объективный –философское направление, представители которого (Платон, Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель).
Идеализм субъективный - философское направление, представители которого (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Г. Фихте) отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта.
Иррационализм –философское направление, провозглашающее примат неразумного начала и делающее его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания Крупнейшими представителями иррационализма были А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
Материализм – философское направление, признающее материю первичной субстанцией, лежащей в основе мира. Представителями материализма были (Демокрит, Эпикур, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Маркс).
Рационализм – направление в гносеологии, признающее приоритет разума человека, как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Представители рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. В идеалистической философии представителями эмпиризма были Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус. В материалистической философии – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.
Основные разделы философии
Аксиология – философское учение о ценностях.
Антропология – философское учение о человеке.
Гносеология – философское учение о познании.
Онтология – философское учение о бытии.
Социальная философия – философское учение об обществе.
Основные понятия
Абсолютная идея – основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. Будучи и субстанцией, и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития.
Аксиология – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.
Антиномия – форма существования и развития противоречия в познании: противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным.
Антропология – философское учение о природе и сущности человека.
Антропоморфизм – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
Антропоцентризм – философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Апейрон – понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.
Апории – термин, с помощью которого античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в осмыслении движения, времени и пространства; между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом; любые непреодолимые логические затруднения.
Архетип – универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.
Базис и надстройка – основные понятия марксистской философии, характеризующие структуру «общественно-экономической формации». Базис – это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений.
Надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения.
Бессознательное – совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов.
Бинаризм – концепция, утверждающая, что структура бинарных оппозиций (верх – низ, добро – зло) является одной из характеристик человеческого разума, в мифологическом мировоззрении бинаризм является важнейшей характеристикой, определяющей невозможность мыслить вне бинарных оппозиций.
Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.
Вещь-в-себе – одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе, в отличии от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания.
Возрождение – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени.
Пространство и время – философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование в пространстве, с другой –процессы смены их друг другом во времени, продолжительность их существования.
Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.
Гносеология – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания исследователя к объекту познания.
Гуманизм – мировоззрение, возникшее как философское течение в эпоху Возрождения, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Движение – это философская категория для обозначения атрибута материи, связанного с любым изменением моментов объективной реальности.
Дедукция – способ рассуждения, при котором осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному.
Деизм – философское учение, согласно которому, Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креационный акт, не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам.
Диалектика – философское учение о развитии на основе противоречий.
Догматизм – это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету.
Дуализм – философское учение, согласно которому в основе мира лежат два начала, две не зависимых друг от друга и не сводимых друг к другу субстанции.
Западничество – сложившееся в 19 веке направление русской общественной и философской мысли, представители которого отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России, полагая, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.
Идеализм – философское учение, в основе которого лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи.
Идеальность – философское понятие, содержание которого оформляется в оппозиции «идеальное – материальное»; категория для фиксации специфической субстанции духа.
Идентификация – процесс отождествление человеком самого себя с другими людьми на основе установления общих ценностей, эмоциональных переживаний, структуры и направленности внутреннего мира. Идентификация. означает также способность сохранения человеком на протяжении всей жизни единства своего «Я», своей «самости», ощущения пространственно-временных границ своей телесной организации как единого целого.
Идеология – система концептуально оформленных взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.
Имманентное – понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя.
Индивид – понятие, выражающее представление об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума.
Индукция – метод познания, связанный с обобщением наблюдений и экспериментов. В логическом плане представляет собой умозаключение, при котором общее суждение по особым правилам получается на основе единичных или частных посылок.
Интенциональность – свойство сознания, характеризующееся как «сознание о»; способность к полаганию предметности, выражающая несамодостаточность сознания, которое может существовать лишь при осознании предмета, а не собственных актов.
Ипостась – понятие, характеризующее нечто, имеющее самостоятельное бытие, то есть существующее не в чем-то другом, а само по себе. В христианском богословии Ипостасью обозначают одну из личностей Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа.
Истина – понятие, характеризующее соответствие знания объективной реальности.
Картина мира – система образов и связей между ними, совокупность наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой.
Категорический императив – базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Согласно Канту категорический императив гласит: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» или «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству».
Качество – философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость; внутренняя определенность предмета.
Количество – категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей, их величину, число, степень проявления того или иного свойства; внешняя определенность предмета.
Концептуализм – умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии. Космоцентризм – система философских взглядов, в которых космос как философское понятие занимает центральное место. Креационизм – теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой человек и мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Богом. |
Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Культурно-исторический тип – понятие, сформулированное Н. Данилевским, характеризующее систему взглядов, определяемую культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.
Личность – понятие, отражающее социальную природу человека, определяющее его как субъекта социокультурной жизни, как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Массовое сознание – термин, используемый в социальной философии для обозначения стереотипного, деперсонализированного сознания групп людей, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры.
Материализм – философское направление, признающее в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Мера – философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Понимается как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют, тем не менее, единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными.
Метафизика – философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира.
Метод – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.
Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе.
Миф – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными.
Монизм – философское учение, признающее единое начало в основе бытия, общий закон устройства мироздания, определяющий все многообразие сущего, в т.ч. и человеческого бытия.
Монотеизм – религиозно-философское учение, в основе которого лежит принцип единобожия, поклонения одному Богу.
Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Номинализм – направление средневековой схоластики, признающее доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Номинализм констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления.
Общественное сознание – совокупность коллективных представлений, складывающаяся из сознаний составляющих общество людей, не являющаяся, однако, его простой суммой, а обладающая некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания.
Общественно-экономическая формация – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ.
Онтология –раздел философии, изучающий бытие. |
Отражение – характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.
Отчуждение – философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их.
Панлогизм – метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума или логоса.
Пантеизм – философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия.
Парадигма – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Плюрализм – философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга.
Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
Понимание – процедура постижения или порождения смысла.
Понятие – форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств.
Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.
Провиденциализм – специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества
Производительные силы – средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.
Производственные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.
Психоанализ – разработанный З. Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений.
Развитие – характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей.
Рационализм – направление в гносеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).
Реализм – направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия.
Регресс – процесс, механизм и результат возвращения объекта в своей эволюции к ранее пройденным этапам, состояниям, формам и способам функционирования.
Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, отражающее стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом
Рефлексия – принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.
Самосознание – противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности "Я" как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию.
Синкретизм – объединение различных систем или взглядов.
Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
Славянофильство – сложившееся в 19 веке направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.
Сознание – философская категория для обозначения свойства высокоорганизованной материи, характеризующего способность отражать мир в идеальных образах.
Солипсизм – теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания, которое - единственное, что дано несомненно, во всякое время тут.
Софистика – преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.
София – смыслообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующий в своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность философии как постижения преисполненного смысла мироздания.
Социализация – процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.
Социальная мобильность – понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью приобщения к власти.
Социальная стратификация – понятие, посредством которого в социальной философии обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами.
Социальная философия – раздел философии, изучающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов.
Субстанция – философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.
Субъект и объект – фундаментальные категории философии. Субъектом является носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Соответственно, объект – это то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности.
Суждение – продукт и результат мыслительного процесса, предполагающего, что субъект, констатируя некоторое положение дел, выражает свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры.
Сущность и явление – философские категории, обозначающие: сущность - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; явление – чувственно-воспринимаемую характеристику вещи.
Теизм – специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного миру разумного начала.
Теодицея – религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире.
Теология – феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего.
Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление ему считается высшей целью человеческой жизни.
Трансценденция – философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой получают новое суждение на основе одного или более уже принятых суждений.
Филиокве – христианская формула, интерпретирующая Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от Бога-Отца, но и от Сына.
Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
Цивилизация – единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.
Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.
Эсхатология – система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние.
ПРАКТИКУМ
Тест «Основные философские понятия»
Выберите правильное определение понятия:
1. Из указанных типов мировоззрения выберите те, которые относятся к обыденному уровню:
А) мифологическое мировоззрение;
2. Из указанных типов мировоззрения выберите те, которые относятся к теоретическому уровню:
А) мифологическое мировоззрение;
А) вопрос об отношении мышления к бытию;
Б) вопрос о смысле человеческой жизни;
В) вопрос о зарождении жизни на Земле.
4. Аксиология - это:
А) учение о бытии;
Б) учение о познании мира;
В) отрицание познаваемости мира;
Г) учение о ценностях.
5. Пантеизм - это:
А) приписывание материальным предметам сверхъестественных свойств;
Б) учение о всеобщей одушевленности;
В) учение, отождествляющее природу и бога;
Г) учение, утверждающее, что высшее благо – в наслаждениях.
6. Натурфилософия - это:
А) философия природы, особенностью которой является
преимущественно умозрительное истолкование природы,
рассматриваемое в ее целостности;
Б) наделение явлений мира свойствами человека;
В) учение о синтезе философии, религии и науки;
Г) наука о человеке.
7. Агностицизм – это:
А) этическое учение, согласно которому в основе нравственности лежит принцип наслаждения;
Б) философское направление, отождествляющее истину с полезностью;
В) учение, признающее принципиальную непознаваемость мира.
8. Субъективный идеализм – это:
А) концепция, выражающая истинное знание о субъекте;
Б) философское направление, признающее первичной субстанцией сознание человека;
В) направление в философии, признающее субъективное познание – единственным идеальным методом познания действительности.
9. Дуализм – это:
А) философское учение о единой субстанции, лежащей в основе мира;
Б) философское учение, признающее существование множества независимых субстанций в основе мира;
В) философское учение, согласно которому в основе мира лежат две независимые друг от друга субстанции.
10. «Пограничная ситуация» в философии экзистенциализма – это:
А) ситуация, в которой оказывается социальный субъект, выпавший из одной страты, но не занявший прочного места в другой;
Б) ситуация между жизнью и смертью, в которой человеку предстоит сделать выбор;
В) тупик в процессе познания окружающего мира.
Тест «Философы»