double arrow

Основные философские направления

Агностицизм – философское направление, базирующееся на установке, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно — выстроить истинную всеобъемлющую систему знания (И. Кант).

Идеализм объективный –философское направление, представители которого (Платон, Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель).

Идеализм субъективный - философское направление, представители которого (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Г. Фихте) отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта.

Иррационализм –философское направление, провозглашающее примат неразумного начала и делающее его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания Крупнейшими представителями иррационализма были А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Материализм – философское направление, признающее материю первичной субстанцией, лежащей в основе мира. Представителями материализма были (Демокрит, Эпикур, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Маркс).

Рационализм – направление в гносеологии, признающее приоритет разума человека, как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Представители рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза,      Г. Лейбниц.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. В идеалистической философии представителями эмпиризма были Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус. В материалистической философии – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

Основные разделы философии

Аксиология – философское учение о ценностях.

Антропология – философское учение о человеке.

Гносеология – философское учение о познании.

Онтология – философское учение о бытии.

Социальная философия – философское учение об обществе.

Основные понятия

Абсолютная идея – основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. Будучи и субстанцией, и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития.

Аксиология – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Антиномия – форма существования и развития противоречия в познании: противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным.

Антропология  – философское учение о природе и сущности человека.

Антропоморфизм – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Антропоцентризм – философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Апейрон – понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.

Апории – термин, с помощью которого античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в осмыслении движения, времени и пространства; между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом; любые непреодолимые логические затруднения.

Архетип – универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

Базис и надстройка – основные понятия марксистской философии, характеризующие структуру «общественно-экономической формации».              Базис – это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений.

Надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения.

Бессознательное – совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов.

Бинаризм – концепция, утверждающая, что структура бинарных оппозиций (верх – низ, добро – зло) является одной из характеристик человеческого разума, в мифологическом мировоззрении бинаризм является важнейшей характеристикой, определяющей невозможность мыслить вне бинарных оппозиций.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Вещь-в-себе – одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе, в отличии от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания.

Возрождение – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени.

Пространство и время – философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование в пространстве, с другой –процессы смены их друг другом во времени, продолжительность их существования.

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Гносеология – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания исследователя к объекту познания.

Гуманизм – мировоззрение, возникшее как философское течение в эпоху Возрождения, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Движение – это философская категория для обозначения атрибута материи, связанного с любым изменением моментов объективной реальности.

Дедукция – способ рассуждения, при котором осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному.

Деизм – философское учение, согласно которому, Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креационный акт, не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам.

Диалектика – философское учение о развитии на основе противоречий.

Догматизм – это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету.

Дуализм – философское учение, согласно которому в основе мира лежат два начала, две не зависимых друг от друга и не сводимых друг к другу субстанции.

Западничество – сложившееся в 19 веке направление русской общественной и философской мысли, представители которого отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России, полагая, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

Идеализм – философское учение, в основе которого лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи.

Идеальность – философское понятие, содержание которого оформляется в оппозиции «идеальное – материальное»; категория для фиксации специфической субстанции духа.

Идентификация – процесс отождествление человеком самого себя с другими людьми на основе установления общих ценностей, эмоциональных переживаний, структуры и направленности внутреннего мира. Идентификация. означает также способность сохранения человеком на протяжении всей жизни единства своего «Я», своей «самости», ощущения пространственно-временных границ своей телесной организации как единого целого.

Идеология – система концептуально оформленных взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

Имманентное – понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя.

Индивид – понятие, выражающее представление об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума.

Индукция – метод познания, связанный с обобщением наблюдений и экспериментов. В логическом плане представляет собой умозаключение, при котором общее суждение по особым правилам получается на основе единичных или частных посылок.

Интенциональность – свойство сознания, характеризующееся как «сознание о»; способность к полаганию предметности, выражающая несамодостаточность сознания, которое может существовать лишь при осознании предмета, а не собственных актов.

Ипостась – понятие, характеризующее нечто, имеющее самостоятельное бытие, то есть существующее не в чем-то другом, а само по себе. В христианском богословии Ипостасью обозначают одну из личностей Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа.

Истина – понятие, характеризующее соответствие знания объективной реальности.

Картина мира – система образов и связей между ними, совокупность наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой.

Категорический императив – базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Согласно Канту категорический императив гласит: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» или «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству».

Качество – философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость; внутренняя определенность предмета.

Количество – категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей, их величину, число, степень проявления того или иного свойства; внешняя определенность предмета.

Концептуализм – умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии. Космоцентризм – система философских взглядов, в которых космос как философское понятие занимает центральное место. Креационизм – теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой человек и мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Богом.

Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Культурно-исторический тип – понятие, сформулированное            Н. Данилевским, характеризующее систему взглядов, определяемую культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.

Личность – понятие, отражающее социальную природу человека, определяющее его как субъекта социокультурной жизни, как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Массовое сознание – термин, используемый в социальной философии для обозначения стереотипного, деперсонализированного сознания групп людей, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры.

Материализм – философское направление, признающее в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Мера – философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Понимается как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют, тем не менее, единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными.

Метафизика – философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира.

Метод – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе.

Миф – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными.

Монизм – философское учение, признающее единое начало в основе бытия, общий закон устройства мироздания, определяющий все многообразие сущего, в т.ч. и человеческого бытия.

Монотеизм – религиозно-философское учение, в основе которого лежит принцип единобожия, поклонения одному Богу.

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Номинализм – направление средневековой схоластики, признающее доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Номинализм констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления.

Общественное сознание – совокупность коллективных представлений, складывающаяся из сознаний составляющих общество людей, не являющаяся, однако, его простой суммой, а обладающая некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания.

Общественно-экономическая формация – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ.

Онтология –раздел философии, изучающий бытие.

Отражение – характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

Отчуждение – философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их.

Панлогизм – метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума или логоса.

Пантеизм – философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. 

Парадигма – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Плюрализм – философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга.

Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Понимание – процедура постижения или порождения смысла.

Понятие – форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств.

Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Провиденциализм – специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества

Производительные силы – средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.

Производственные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Психоанализ – разработанный З. Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений.

Развитие – характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей.

Рационализм – направление в гносеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).

Реализм – направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия.

Регресс – процесс, механизм и результат возвращения объекта в своей эволюции к ранее пройденным этапам, состояниям, формам и способам функционирования.

Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, отражающее стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом

Рефлексия – принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.

Самосознание – противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности "Я" как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию.

Синкретизм – объединение различных систем или взглядов.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Славянофильство – сложившееся в 19 веке направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.

Сознание – философская категория для обозначения свойства высокоорганизованной материи, характеризующего способность отражать мир в идеальных образах.

Солипсизм – теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания, которое - единственное, что дано несомненно, во всякое время тут.

Софистика – преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

София – смыслообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующий в своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность философии как постижения преисполненного смысла мироздания.

Социализация – процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.

Социальная мобильность – понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью приобщения к власти.

Социальная стратификация – понятие, посредством которого в социальной философии обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами.

Социальная философия – раздел философии, изучающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов.

Субстанция – философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

Субъект и объект – фундаментальные категории философии. Субъектом является носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Соответственно, объект – это то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности.

Суждение – продукт и результат мыслительного процесса, предполагающего, что субъект, констатируя некоторое положение дел, выражает свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры.

Сущность и явление – философские категории, обозначающие: сущность - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; явление – чувственно-воспринимаемую характеристику вещи.

Теизм – специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного миру разумного начала.

Теодицея – религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире.

Теология – феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего.

Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление ему считается высшей целью человеческой жизни.

Трансценденция – философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой получают новое суждение на основе одного или более уже принятых суждений.

Филиокве – христианская формула, интерпретирующая Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от Бога-Отца, но и от Сына.

Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Цивилизация – единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.

Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.

Эсхатология – система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние.



ПРАКТИКУМ

 Тест «Основные философские понятия»

Выберите правильное определение понятия:

1. Из указанных типов мировоззрения выберите те, которые относятся к обыденному уровню:

А) мифологическое мировоззрение;

Б) религиозное мировоззрение;

В)философское мировоззрение.

2. Из указанных типов мировоззрения выберите те, которые относятся к теоретическому уровню:

А) мифологическое мировоззрение;

Б) религиозное мировоззрение;

В) философское мировоззрение.

3. Основной вопрос философии:

А) вопрос об отношении мышления к бытию;

Б) вопрос о смысле человеческой жизни;

В) вопрос о зарождении жизни на Земле.

 

4. Аксиология - это:

А) учение о бытии;

Б) учение о познании мира;

В) отрицание познаваемости мира;

Г) учение о ценностях.

5. Пантеизм - это: 

А) приписывание материальным предметам сверхъестественных свойств;

Б) учение о всеобщей одушевленности;

В) учение, отождествляющее природу и бога;

Г) учение, утверждающее, что высшее благо – в наслаждениях.

6. Натурфилософия - это: 

А) философия природы, особенностью которой является
преимущественно умозрительное истолкование природы,
рассматриваемое в ее целостности;

Б) наделение явлений мира свойствами человека;

В) учение о синтезе философии, религии и науки;

Г) наука о человеке.

7. Агностицизм – это:

А) этическое учение, согласно которому в основе нравственности лежит принцип наслаждения;

Б) философское направление, отождествляющее истину с полезностью;

В) учение, признающее принципиальную непознаваемость мира.

8. Субъективный идеализм – это:

А) концепция, выражающая истинное знание о субъекте;

Б) философское направление, признающее первичной субстанцией сознание человека;

В) направление в философии, признающее субъективное познание – единственным идеальным методом познания действительности.

9. Дуализм – это:

А) философское учение о единой субстанции, лежащей в основе мира;

Б) философское учение, признающее существование множества независимых субстанций в основе мира;

В) философское учение, согласно которому в основе мира лежат две независимые друг от друга субстанции.

10. «Пограничная ситуация» в философии экзистенциализма – это:

А) ситуация, в которой оказывается социальный субъект, выпавший из одной страты, но не занявший прочного места в другой;

Б) ситуация между жизнью и смертью, в которой человеку предстоит сделать выбор;

В) тупик в процессе познания окружающего мира.



Тест «Философы»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: