Техника как объект философской рефлексии: основные исследовательские программы

1) Техногенная цивилизация базируются на способе развития, основанном на потреблении окружающей среды, создании искусственной среды обитания.

Сам способ существования техногенной цивилизации актуализируют интерес к средствам решения проблемы, без которых эта цивилизация не может существовать. Поэтому возникает усиливающийся интерес к феномену техники. В середине 20 века эта проблематика оформляется в относительно автономную область философского исследования: философия техники.

В определение «техники» вкладываются следующие смыслы (срезы):

ü артефакты – искусственно созданные человеком предметы;

ü инструмент – посредник между человеком и миром;

ü техносфера – нечто «противостоящее» миру природы в первую очередь; подчеркивается ее противоположность биосфере;

ü техника как мощнейший фактор развития человеческого общества;

ü техника – предпосылка человеческой деятельности, важнейший фактор, влияющий на развитие социума.

Все эти смыслы можно свести к единому пониманию: техника – это совокупность разнообразных искусственных сооружений (артефактов), призванных выступить в качестве посредника между человеком и окружающим миром.

2)Краткая история:

· В античности техника просто фиксируется в мире культуры.

· Первые попытки понять специфику технознания возникают в середине 19 века. Промышленное производство становится основой экономической жизни общества.

· Философия техники складывается в 50-60 годы 20 века в связи с научно-технической революцией (впервые научная и техническая революции сопрягаются в едином процессе; до этого взаимодействие между этими процессами носило весьма условный характер – «разрывы» (по времени) между теоретическим и практическим исследованиями могли быть довольно существенными).

Философия техники подразделяется на

Æ Онтологию техники. Это круг вопросов, связанных с анализом ее роли в жизни современного общества и в истории человечества. Обращение к технике как к феномену человеческой цивилизации. Сама техника.

Æ Эпистемологию техники. В рамках ее реализуется интерес к технознанию – знанию, лежащему в основе конструирования техники, разработке новых устройств. То, как она создается.

3)Основные стратегии:

Технологический детерминизм – техника и технология играют фундаментальную роль в жизни общества (позитивную (техницизм), либо негативную (антитехницизм)).

1. Техницизм.

В начале 20 века возникают первые технократические концепции.

· Раньше предприятием управлял владелец. Усложнение, специализация деятельности приводит к необходимости использования профессиональных знаний. Усиливается роль менеджера, знающего и владеющего социальными знаниями.

· В социологии появляется концепция, согласно которой собственник отягощен своими частными интересами. Действительно может обеспечить социальный прогресс и выступить с позиции общественных проблем может как раз этот самый управляющий. Управляющий – это человек не только организатор производства, он воплощает общественные потребности наиболее адекватным образом в своей деятельности.

ü концепция экспертократии. Производство становится наукоемким. Повышается статус человека, владеющего не только технико-технологической информацией, но и научной информацией.Отсюда: увеличивается ценность теоретического знания, носителем которого является эксперт. Именно он влияет на выработку перспектив технического развития в наукоемких производствах. Именно он определяет собой общественную потребность и влияет на социальный прогресс.

ü Концепция культурного отставания. Техника и технология – то основание, на котором вырастают различного рода феномены духовой культуры. Тут идет какой-то текст про научную фантастику.

ü Концепции стадиального развития цивилизации. Там везде в качестве основополагающего параметра выделяется техника, технология, уровень ее развития.

2. Антитехницизм. Технический прогресс не только позитивные достижения в жизнь общества, но и сопровождается определенными издержками, которые и акцентируются в антитехницизме (хотя техника все еще играет важную роль).

ü Бердяев (экзистенциализм): Репрессивный характер техники и технологии. Алгоритмизация выходит за пределы промышленного производства и вносится в жизнь общества. Конвейер начинает пронизывать все сфера реальности. Человек превращается в придаток к этой машине. Отсюда: отношение к технике как к средству дегуманизации человека.

ü Социально-критическая стратегия. Техника и технология обеспечивают господство над природой. Инструментальный разум в техногенном мире становится технологическим (технологический разум предполагает особый профессионализм: овладение алгоритмами не в процессе производства (как в случае с «инструментальным разумом»), а овладение профессионально значимой информации и выстраивание алгоритмизированной деятельности).Отношения к природе переносятся на внутренний мир человека и на сферу социальных отношений. Инструментальный, технологический разум превращается в репрессивный разум. Доминируют рациональные структуры психики, и человек оказывается «в железной клетке собственного разума».

ü Концепция массового общества и элитаризма. Техника, возникшая в информационную эпоху, также выполняет репрессивную функцию по отношению к человеку. И человек массы демонстрирует далеко не самые востребованные в современном обществе качества (отсутствие критицизма мышления, потребительское отношения к миру, недооценка знания). Массовый человек – угроза для функционирования техногенной цивилизации.

3. Синтетические программы. Программы регуманизации техники. (Сама по себе техника – ни зло, ни благо.)

ü Рассмотрение техники в широком контексте: экологическом, политическом. Ставится задача совершенствования социальных институтов и структур, влияющих на техническое развитие.

ü Сама по себе, техника ничего не решает yи к каким последствиям не приводит. Последствиями чревато использование ее определенными социальными структурами. Они должны быть перестроены – гуманизированы.

ü В контексте этих программ возникают этические кодексы, регламентирующие творчество в области технознания и использования техники в реальной жизни общества.

ü Формируется техноэтика, в рамках которой техническим сообществом предпринимаются способы регламентации деятельности: техника должна создаваться в таком варианте и таким образом, чтобы не наносить вред человеку и его природному окружению. В оценку технологической линии помимо экономического параметра добавляются новые параметры, такие как политические, экологические, аксиологические.

ü Они сопрягают деятельность с социальными проблемами и реалиями и ориентируют эту деятельность на потребности человека и общества.

ü Многие технические проекты мы можем осуществить, но не осуществляем, исходя из этой «социальной экспертизы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: