Наука это феномен техногенной цивилизации, но предпосылки её обнаруживаются в предыдущих эпохах.
Античность.
Два великих открытия:
ü демократическое устройство социальной жизни,
ü теоретическое мышление.
ü Возникает ценность знания.
ü Познавательное отношение к миру.
ü появляется интерес к миру как к таковому.
Средние века.
ü работа с текстом (нарабатываются фигуры логики, абстрактные механизмы, критицизм мышления, возможность выработать свою позицию по отношению к информации);
ü развивалась риторика и логика (богословские дискурсы);
ü усиливалось рефлексивное начало человеческой психики (приходя на исповедь, нужно было прежде обдумать свои поступки, проанализировать их).
Возрождение.
ü трудовая деятельность приобретает новый статус в культуре: служение Богу через труд, а не через аскезу или молитву.
ü расширение кругозора,
ü в человеке ценится креативность – способность к творчеству, без чего невозможна наука.
ü идея однородности пространства и времени.
|
|
ü Равноценность всех точек пространства и времени.
Без последних двух идей не может быть обеспечена корректная воспроизводимая процедура эксперимента.
Новое время.
ü Наука оформляется как естествознание в 17 в. в Западной Европе развивается производство => возникает интерес не только к объекту, но и к средствам преобразования его в продукт.
ü В естествознании возникает две интенции:
1) Эмпиризм – экспериментальное изучение природы.
2) Рационализм – предполагает дедуктивный подход, опору на силу и мощь человеческого разума, решение проблем умозрительным путём, не прибегая к действиям.
- Первоначально естествознание не дифференцированно и нацелено на освоение всего природного мира.
- В середине 19 в. возникает дисциплинарно организованная наука.
- Наука входит в производство, возникает одна из основных функций науки – наука как производительная сила. Появляется технознание.
- Развитие общества вызывает появление социо-гуманитарного знания, которое позволило бы преобразовать общество на разумных началах. Лидируют дисциплины экономического профиля.
На этом фоне, самая существенная причина, почему именно техногенная цивилизация, собрав воедино все предпосылки, стала средой, в которой появляется наука: смена типа производства – от ремесленной формы организации к мануфактуре и машинному производству.
Развитие науки.
Классическая наука
Хронологические рамки: рубеж 16-17 веков – рубеж 19-20 веков. 1895 год – открытие рентгеновского излучения
Характер объекта: Простые объекты, число элементов невелико, внутренние связи несущественны, можно пренебречь.
|
|
Применяется принцип суперпозиции и привязанные к нему аналитические подходы. Анализ – как доминирующий метод научного исследования. В чем суть принципа суперпозиции: свойства целого – сумма свойств составляющих.
Наиболее значимые отрасли: классическая механика, термодинамика, разделы оптики, изучение электромагнетизма. Физика – лидер, т.к. рассматривает глубинные основания мироздания, в ней есть математический формализм. Она дает математическую модель, количественное параметрирование мира. А это ключ к освоению глубинных качественных характеристик. Биология: ботаника, зоология, палеонтология, анатомия, процессы физиологии человека и животных, описание, аналитический подход. Науки о земле: картография (описательная физическая география). Химия: до середины 19 века нету, учение о строении вещества.
Тип научной рациональности: как понимается задача исследования. Исследование субъекта, но и влияние средств познания. Идеал объективного знания: знание о мире таким, какой он существует на самом деле.