Постнеклассическая наука

Последние десятилетия.

Объекты: сложные, развивающиеся. Самоорганизация и переход в новое качество. Основная проблема классической и неклассической науки – проблема равновесных процессов, состояний. Неравновесные процессы осваивают космология, термодинамика неравновесных процессов, синергетика.

Химия: эволюционный катализ. Науки о земле: социальная экология. Биология: синтетическая теория эволюции.

Идеал освоения объектов в теоретическом мышлении: пропущен не только через средства познания, но и через ценностные ориентиры. Приоритеты, задающие использование и получение знания в контексте гуманистических ориентаций цивилизации. Ценностный аспект должен явно быть прописан в научной публикации. Вырождается в этический эксперимент, гуманитарная экспертиза (какими последствиями может обернуться эта исследовательская деятельность не только для науки, но и для общества в целом) обществу.


58. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука и постиндустриальный мир.

1. Понятие науки. Под наукой понимается:

особым образом организованная специализированная деятельность человека;

2) результат этой деятельности – особое знание о мире;

3) социальный институт, благодаря которому возможны 1) и 2).

Актуальность. Именно для нашего культурного пространства. Наука играет большую роль в жизни любого государства, его экономики. Для нас же этот вопрос особенно актуален по причине необходимости перестройки нашей науки как социального института, т.к. академическая наука показала свою уязвимость в мировой практике. И мы пытаемся выйти из этой ситуации. А что бы это сделать, необходимо как можно точнее представлять себе, что представляет наука в постиндустриальном обществе.

Функции науки:

· Мировоззренческая

· Производительная сила

· Основная социальная сила (сер. 20 в)

· Транзитивная

· Культурно-просветительная функция (генерация новых знаний и трансляция их в общество)

Трансформируется мир-нческая ф-ция н-и: религия и н-а боролись за формирование социокодов в индустриальном мире; в современном об-ве социокоды уже есть и надо н-у оградить от паран-и. Т.е. противостояние религия – н-а, сменяется противостоянием н-а - паран-а.

Производительная ф-ция: н-а усовершенствует способ производства в индустриальном об-ве. В середине 19в н-а примыкает к производству, и уже не просто его усовершенствует, а революционизирует, и ускоряет темпы научно-технического прогресса (зарождается электротехника, нефтехимическая промышленность).

Н-а выходит за рамки академической н-и, появляется большая н-а, отраслевая н-а, промышленная н-а («Малая наука» начиная с древних времён отражала различные разрозненные усилия учёных по наблюдению за окружающим миром, выведению закономерностей и постулатов, описывающих функционирование природы и человека. И только со второй половины XVII века, с возникновением научных обществ и научных учреждений, начался новый период в истории науки, который положил начало «большой науке»).

Н-у финансируют на данный момент корпорации. Идет сращивание промышленной, гос-венной н-и в некоторых областях, которые требуют огромных капиталовложений (исследование космоса).

Появляется н-оемкое производство (создание предметов, на которые будет направлена дея-ть ч-ка). Примеры: биотехнологии, радиоэлектронная промышленность.

Процесс интеграции науки и производства может быть рассмотрен на равных уровнях: Международный: Решений глобальных проблем. Консолидация ресурсов. Пример: Церн., МКС, глобальные экологические проблемы, энергетические проблемы (Управляемый термоядерный синтез)

Государственный уровень: Правительственная структура, координирующая и направляющая государственную политику в области науки. В разных регионах присутствуют нюансы в политике науки. В зависимости от экономических и производственных приоритетов.

Для Беларуси становятся приоритетными следующие направления: развитие агропромышленного комплекса, энергосбережение, наукоемкие производства.

Региональный уровен ь.

Связь науки и промышленности осуществляется в локальных масштабах в рамках отдельных государственных образованиях. Пример: силиконовая долина. Эти регионы науки играют важную роль. Меняют жизнь региона. В нём концентрируется социально-активное молодое население. Развитие таких научно-производственных образований может решить проблему отсталости отдельных регионов в рамках государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: