Раздел I. История философии

Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Философия Древней Греции

А) Милетская школа

Ученик Фалеса (625-547 до н.э.) житель города Милета Анаксимандр (610-540 до н.э.) тоже занимался астрономией. Он построил глобус и солнечные часы. Считал, что Земля как срез колонны находится в середине мира. Она неподвижна, вокруг нее три обода с дырами - звезды, Солнце, Луна. Луна светит не своим светом, а заимствует его от Солнца. Животные и люди образовались из отложений морского дна. При переходе на сушу они изменили форму. Человек произошел от морского животного и развивался внутри огромной рыбы. Эти высказывания сегодня мы отнесли бы к астрономии, биологии. Анаксимандр - автор первого философского сочинения «О природе». Сохранилось лишь несколько словосочетаний и небольшой отрывок из него. Началом всего сущего он считал апейрон («неопределенное»). Оно не вещество, а первовещество и отличается от всех веществ, поэтому «неопределенное». Оно не имеет границ, поэтому «безграничное». Все обособившееся из апейрона, со временем вернется в него. Поэтому миры возникают и погибают, и этой смене миров нет конца. Части изменяются, а целое остается неизменным.

Здесь мы видим, что ученик идет против своего авторитетного учителя. В то время для этого нужны были веские основания. До нас не дошла книга Анаксимандра «О природе», но возможно, что рассуждения о первоначале наталкивались на трудности с пониманием самого первоначала. Использование воды в качестве первоначала превращало ее в нечто абстрактное, но она же должна была быть еще и конкретной водой. Возможно, уже у Анаксимандра мы встречаемся с тем, что в качестве критерия истины выступает простота теории, ее красота, стройность. Вполне вероятно, он мог заявить, что ему понятно, что камень из воды, что воздух и огонь из воды, но почему вода должна быть из воды? То, из чего все, само должно быть ничем.

Но что же заставляет первоначало становиться то водой, то камнем, то воздухом, почему вода или апейрон не остаются вечно водой и апейроном. Почему первоначало то сгущается, то разрежается? Именно необходимость объяснения причины происходящих в мире изменений заставила Анаксимена (585-525 до н.э.), ученика Анаксагора, отказаться от учения своего учителя. Сгущение и разрежение он объяснил дыханием мира. Мир дышит и тем самым то разрежает, то сгущает воздух, превращая его то в камни, то в воду, то в огонь. Дышать же можно только воздухом.

Получается, что Анаксимен пошел дальше своего учителя в рациональном объяснении мира, хотя и отказался от абстрактного первоначала, снова взяв в его качестве конкретное вещество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: