Лицензирование отдельных видов хозяйственной

Деятельности

4 мая 2011 г. был принят новый Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Данный закон продолжил тенденцию унификации законодательства о лицензировании и регулирования на уровне федерального законодательства видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также необходимость четкого определения круга участников процесса лицензирования и детализации полномочий лицензирующих органов.

В соответствии со ст. 3 Закона под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов, связанная с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Действие нового Закона в первую очередь состоит в установлении единого исчерпывающего перечня видов деятельности, осуществление которых требует получения соответствующей лицензии, и определении порядка лицензирования.

Одновременно новым Законом определен закрытый перечень видов деятельности, лицензирование которых регламентируется нормами специальных законодательных актов (ст. 1 Закона). К ним, в частности, относятся следующие виды деятельности: кредитная, биржевая, страховая, профессиональных участников рынка ценных бумаг, образовательная, оборот этилового спирта и другие.

Рассмотрим наиболее значимые изменения сферы лицензирования и порядка осуществления лицензирования, введенные новым Законом.

В первую очередь следует отметить значительное сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Так, в настоящее время не подлежат лицензированию:

– риэлтерская, оценочная деятельности;

– деятельность ломбардов;

– издательская деятельность;

– производство драгоценных металлов;

– организация и проведение лотерей и некоторые другие виды деятельности.

Регулирование лицензирования осуществляется только Правительством РФ в соответствии с определенными Президентом РФ основными направлениями внутренней политики и только по тем направлениям, которые установлены ст. 12 Закона.

Согласно ст. 3 Закона в качестве отдельного принципа осуществления лицензирования закреплено установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Характеристика состава работ и услуг относительно того или иного вида деятельности должна определяться на основании нового Закона и принятых Правительством РФ соответствующих положений о лицензировании отдельных видов деятельности.

Согласно ст. 9 Закона лицензии выдаются бессрочно.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

В настоящее время установлен единый в отношении всех видов деятельности (за исключением тех, которые регулируются отдельными законами) размер лицензионного сбора – 2 600 рублей.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии принимается лицензирующим органом в срок до 45 дней со дня поступления соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, тогда как ранее этот срок составлял 60 дней.

Введены также определенные изменения процедуры контроля со стороны государства за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции (см. подробнее Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям, запрашивать при этом у лицензиата необходимые объяснения и документы, составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений, выносить предприсания, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений, а также выносить предупреждения лицензиатам.

На каждый вид деятельности, в отношении которого установлено обязательное лицензирование, предоставляется отдельная лицензия. Указанная лицензия является сугубо индивидуальной и действует только в отношении получившего ее юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Лицензия предоставляется при обращении соискателя лицензии с заявлением в соответствующий лицензирующий орган. Перечень документов, представляемых вместе с заявлением для получения лицензии, в общем виде остался неизменным.

При отказе лицензирующего органа в предоставлении лицензии соискателю направляется уведомление об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации либо несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям, либо ранее лицензия данного заявителя была анулирована.

Порядок осуществления лицензирующими органами процедур по приостановлению действия лицензий, возобновлению их действия и аннулированию лицензий регулируется ст. 20 Закона.

Так, в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий действие лицензии может быть приостановлено до устранения нарушения. В течение указанного срока лицензиат обязан устранить выявленные нарушения и уведомить лицензирующий орган в письменной форме об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

При устранении лицензиатом выявленных нарушений и подтверждении этого в результате проведенной лицензирующим органом проверки действие лицензии возобновляется. Возобновление действия лицензии осуществляется бесплатно.

В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Соответствующие решения о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводятся до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Указанные решения могут быть обжалованы лицензиатом в установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: