Ответственность за нарушение антимонопольного

Законодательства

Государственный антимонопольный контроль осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в лице ее соответствующих территориальных управлений. Он может быть либо предварительным, когда хозяйствующий субъект должен направить в ФАС России ходатайство о даче согласия на совершение определенных действий, либо последующим, когда достаточно направить уведомление в 45-дневный срок с момента совершения определенных действий. В любом случае нарушение требований антимонопольного контроля служит основанием для ликвидации созданных организаций или признания недействительными совершенных сделок в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

В соответствии со ст. 17 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках антимонопольный контроль может осуществляться за созданием и некоторыми формами реорганизации коммерческих и некоммерческих структур, а также за изменением состава участников некоммерческих организаций. В случае создания коммерческой организации путем ее учреждения, т. е. без какого-либо правопреемства, соблюдения разрешительного порядка не требуется. Однако если суммарная балансовая стоимость активов учредителей этой компании превышает 200 млн. руб., учредители (или один из них) обязаны направить в ФАС России соответствующее уведомление, т. е. соблюсти требования последующего антимонопольного контроля.

Наконец, если коммерческая организация создается в результате реорганизации в форме слияния или присоединения, то требуется предварительное разрешение ФАС России, если суммарная балансовая стоимость активов ее учредителей превышает 3 млрд. руб.

В соответствии со ст. 18 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках антимонопольного контроля требуют некоторые сделки и действия хозяйствующих субъектов. В первую очередь, сделки по приобретению акций (долей), предоставляющих право распоряжаться более 20 % голосов данного хозяйствующего субъекта. Во-вторых, контролю подлежат сделки, связанные с получением в собственность, пользование или владение основных производственных средств или нематериальных активов, если балансовая стоимость предмета сделки превышает 10 % балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов продавца. В-третьих, контролю подлежат сделки, направленные на приобретение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа. Такой сделкой можно считать договор хозяйственного общества с управляющей компанией, которая заменяет его исполнительный орган.

В соответствии со ст. 18 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках еще одним необычным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций, а также некоммерческих, если они занимаются предпринимательской деятельностью. Подобная принудительная реорганизация возможна в случае систематического осуществления монополистической деятельности, т. е. если в течение 3 лет было выявлено более двух фактов совершения монополистических действий.

Принудительное разделение (выделение) допускается при наличии: возможности организационного и территориального обособления структурных подразделений; отсутствии между ними тесной технологической связи; наличии у реорганизованных юридических лиц возможности самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Помимо этого, допускается принудительная ликвидация в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если организация координирует предпринимательскую деятельность коммерческих структур, что ограничивает или может ограничить конкуренцию, либо если в результате создания организации был нарушен порядок государственного антимонопольного контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: