Разъяснение о том, у кого и в каких местах должно искать указаний

ССХIХ. В настоящем Нашем Священной империи уложении многократно указано было, что уголовные суды должны всячески искать совета, если у суда в уголовных процессах возникают сомнения при отправлении правосудия и вынесении приговора, в этих случаях они должны просить и искать указаний у своих высших судов, сведущих в древних, сложных обычаях. Если уголовное правосудие осуществляется по требованию истца, то суды, над которыми нет высшего суда, должны в вышеупомянутых случаях искать указаний у своей власти, имеющей преимущественное право непосредственно вершить сей уголовный суд и объявлять опалу.

Если же уголовное обвинение против преступника и судопроизводство осуществляются властью ех оfficio и по долгу службы, то в случае возникших сомнений судьи должны и обязаны искать совета в высших школах, городах и общинах или у прочих законоведов, где только могут получить наставление с наименьшими издержками.

При сем надлежит особо заметить, что во всех сомнительные случаях не только судья и шеффены, но и все те власти, которым могут разрешать и назначать уголовные наказания, должны пользоваться советами законоведов отнюдь не за счет сторон, за исключением тех случаев, когда истец в уголовном процессе просит судью получить заключение законоведов по его процессу. Это должно быть произведено за счет той стороны, которая возбудила ходатайство.

Если же господа, родичи или защитник заключенного в тюрь­му в интересах последнего ходатайствует перед судом о получе­нии заключения (законоведов), то это должно быть исполнено за счет родичей или защитника заключенного. Если же родичи такого заключенного по бедности не могут произвести указанные издер­жки на такое заключение законоведов, то оно должно быть обяза­тельно получено за счет властей.

Это происходит, однако, лишь в том случае, если данный судья признает, что ходатайство о получении совета возбуждено не для того, чтобы злостно затягивать дело и увеличивать издержки, а родичи и ходатай заключенного должны подтвердить это прися­гой. При всем при этом не должны быть упущены никакие воз­можные старания, дабы никому не было причинено несправедли­вости. Поэтому важным делам подобает величайшее усердие. Судья, шеффены и стоящие над ними власти должны быть еще раз предупреждены, что при подобных нарушениях невежество, как должно быть им хорошо известно, не является оправданием.

Хрестоматия по истории средних веков/

под ред. Н.П. Грацтанского, С.Д.

Сказкина. – М., 1950. – Т. III. – С. 125-158.

Учебное издание

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(ДРЕВНИЙ МИР И СРЕДНИЕ ВЕКА)

Хрестоматия

Направление подготовки: 030900. 62 – «Юриспруденция»

Квалификация выпускника: бакалавр

Автор

Рыбак Светлана Викторовна

Издано в авторской редакции


1 Месопотамия (от греч. mesos-средний, potamos-река) – Междуречье.

2 Название государства в Месопотамии (в честь г. Вавилона), созданного Хаммурапи.

3 Деметра – древнегреческая богиня земледелия и плодородия.

4 Сезам – масличное растение.

[1] Шамаш - бог солнца и правосудия.

[2] Мардук - вначале местный бог, покровитель г. Вавилона, затем главный, бог вавилонского пантеона богов.

[3] Сын человека - полноправный житель Вавилонского царства.

[4] Мина - мера веса и денежного счета - 0,5 кг.

[5] Шеум - мельчайшая единица веса и денежного счета - 0,05 г.

[6] Тамкар - крупный купец на царской службе. Он же ростовщик, кредитор.

[7] Мушкенум - свободный, но не полноправный человек. По-видимому, это человек, не имевший собственного надела земли в общине.

[8] «Второе рождение» - посвятительный религиозный обряд.

[9] Чандалы, швапачи – категории неприкасаемых сект. Они не принадлежали ни к одной варне.

[10] Дхарма – правила поведения человека сответственно его общественному положению.

[11] Имеется в виду мрамор, которым особенно были богаты горные отроги Пентеликона и Гиметта.

[12] Гектеморы (греч.- «шестидольник»)- категория аттических крестьян перед ре­формой Солона (594 г. до н. э.), которые должны были отдавать, по утвер­ждению Плутарха, шестую часть дохода как арендную плату или проценты за долги землевладельцам или кредиторам. Эта догадка Плутарха основана на толковании термина «шестидольники». Более правдоподобно толкование, что арендаторы получали только шестую часть урожая.

[13] Фет - батрак, человек, работающий по найму.

[14] Сисахтия (сисахфия) - стряхивание бремени.

[15] Ликург - государственный деятель и законодатель Спарты, многие считают его вымышленной личностью.

[16] Демад - афинский оратор и политик IV в. до н. э.

[17] Пентакосиомедимны - афиняне, с 594 г. до н. э., ежегодно получавшие 500 медимнов зерна или масла.

[18] Под «верхним советом» подразумевается Ареопаг, заседавший на возвышенном месте, Ареевом холме, от которого и получил свое название.

[19] Аристид (ок. 540 - ок. 467 гг. до н. э.) афинский политический деятель.

[20] Филохор древнегреческий историк IV в. до н. э., чьи сочинения дошли до нас во фрагментах.

[21] Имеются в виду греко-персидские войны.

[22] Простат (греч, «покровитель» - влиятельный человек, защищавший находившихся по его покровительством бедняков.

[23] Архонт - высшая аристократическая должность в Афинах после уничтожения царской власти.

[24] 462-461 гг. до н. э.

[25] То есть в 457-456 гг. до н. э.

[26] По законам Солона должность архонта могли занимать только граждане 1-го класса. О времени открытия доступа «всадникам» сведений нет.

[27] Разъездные судьи по демам учреждены впервые Писистратом.

[28] Фукидид, вероятно, имеет в виду греческие обычаи.

[29] Гиппарх-начальник конницы.

[30] В Афинах рассматривались крупные дела частного характера. Мелкие тяжбы разрешались на местах.

[31] Обе стороны до суда вносили судебную пошлину.

[32] У большинства союзников власть находилась в руках олигархов (немногочисленных, но могущественных и знатных родов).

[33] Аттимия - лишение гражданских прав, тягчайшее наказание для афинского гражданина.

[34] Казна морского союза в 454 г. до н. э. была перенесена с острова Делос в Афины и практически сделалась афинской государственной казной.

[35] Вероятно, в 432 г. до н. э.

[36] Вторая жена Перикла. Его противники обвиняли Аспасию в безнравственности и непочитании богов.

[37] Царь спартанцев. Был командующим греческим войском в битве при Платеях (479 г. до н. э.), окончившейся победой греков.

[38] Имеется в виду Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.)

[39] Эйон - город на северном фракийском берегу Эгейского моря. Стримон - река во Фракии, впадающая в Эгейское море.

[40] Скирос - остров к северо-востоку от Эвбеи. Жители его поддерживали пер­сов.

[41] Долопы - эллинское племя в юго-западной части Фессалии.

[42] Скирос заселяли афинские военные поселенцы - клерухи.

[43] Каристяне - жители города Кариста на юге острова Эвбея.

[44] Вначале, когда афиняне предоставляли выбор, они могли вносить суммы, равные стоимости постройки корабля. Хотя в афинском флоте много гребцов было из числа граждан союзных го­родов, но начальники все были афиняне.

[45] Обол - мелкая денежная монета - 1/6 часть драхмы.

[46] Пританей - место пребывания пританов и исполняющих в течение одного дня должность председателя (эпистата) пританов, который хранил афинскую госу­дарственную печать, ключ от государственной казны и архива. Пританы сооб­ща обедали в Пританее.

[47] Гекатомбеон - первый месяц в афинском календаре.

[48] Праздник великих Панафиней (в честь богини Афины) справлялся раз в 4 года в месяце гекатомбеоне, и, следовательно, эти должностные лица избирались на четырехлетие.

[49] Афины являлись членом Делосской амфиктионии - древнего союза религиозного характера. Амфиктионы управляли храмовой казной. Города-члены союза по­очередно избирали амфиктиона, исполнявшего обязанности в течение года.

[50] То есть в священную казну богини Афины. В жертву должны быть принесены самые отборные жертвенные животные: этим подчеркивается торжественность момента.

[51] Гармодий и Аристогитон - знатные афиняне, возглавили заговор против Писистратидов (трех сыновей Писистрата: Гиппия, Гиппарха, Фессала). Им удалось убить только Гиппарха, телохранители которого убили Гармодия на месте покушения. Аристогитон бежал, но был пойман и казнен. Позднее им был поставлен памятник в Афинах и их прославляли как «тираноубийц».

[52] Эфор-историк IV в. до н. э. Его произведения не сохранились, они дошли до нас только в отрывках.

[53] Гераклиды-дорийский род, по легенде происходивший от героя Геракла.

[54] Периэки-порабощенная спартанцами группа лаконского населения.

[55] Агис-мифический спартанский царь, правивший примерно в VIII - VII вв. до н.э. По его имени одна из двух одновременно царствовавших в Спарте дина­стий называлась династией Агиадов.

[56] Элегии (греч. елегем)- жанр ранней лирической античной поэзии. Позднее, у Овидия - стихотворение грустного содержания.

[57] Речь идет, по-видимому, об изгнании из родного города за трусость, про­явленную в бою. Отступление на поле боя влекло за собой атимию - лишение гражданской чести.

[58] Мессенцы жители области Пелопоннеса к западу от Лаконии, находившиеся в рабской зависимости, как илоты.

[59] Итома - гора в Мессении.

[60] Захватив г. Пилос в Мессении в 425 г. до н. э., афиняне оказались в тылу у спартанцев. Спарта высадила отряд на небольшом островке у входа в Пилосскую гавань и блокировала афинян в гавани. Вождь радикальных демократов Клеен, возглавив афинское войско, захватил остров, что сделало прочной и выгодной позицию афинян в Пилосе.

[61] По Диодору (ХII, 68), их перебили каждого в своем доме.

[62] Эней - мифический предок римлян. Сюжет об Энее получил распространение в III в. до н. э. с целью утверждения величия Рима. Род Юлиев, к которому принадлежал Октавиан, вел свое происхождение от Юла, сына Энея.

[63] Саллюстий следует традиции, согласно которой Рим был основан в результате слияния выходцев из Трои с коренным населением.

[64] Согласно традиции, городские стены были построены царем Сервием Туллием.

[65] Весталка - жрица богини Весты божества домашнего очага и огня. Весталки были обязаны поддерживать вечный огонь в храме Весты. Они давали обет безбрачия.

[66] Руминальская смоковница посвящена Румине, покровительнице молодых стад. По преданию, под нею волчица вскормила Ромула и Рема.

[67] «Сила» - по-гречески (ромэ).

[68] Итал - мифический царь сикулов (сицилийцев), переселившихся в Италию, которая получила от него свое имя.

[69] Кирка - греческая волшебница с острова Эя. Она удерживала Одиссея год на острове и родила ему сына.

[70] Эматион - сын Эос (богиня утренней зари) и Титона (сын троянского царя Лаомедонта).

[71] Диомед - аргосский герой, сын этолийского царя Тидея, привел под Трою 80 кораблей.

[72] Форбант - герой родосских сказаний.

[73] Латин - по греческой традиции: а) сын Телемаха (сын Одиссея) и Кирки; б) сын Одиссея и Кирки. По италийской традиции-сын Фавна (бог лесов, полей) и нимфы Марики.

[74] Лавиния - дочь царя Латина и Аматы, стала женой Энея, основавшего в Лации город.

[75] Диокл Пепаретский - греческий историк, уроженец острова Пепарета, жил, очевидно, в III в. до н. э. Автор несохранивше­гося труда по древнейшему периоду римской истории.

[76] Фабий Пиктор (III в. до н. э.) - старейший римский анналист, автор истории Рима на греческом языке, доведенной до войны с Ганнибалом.

[77] Далее идет изложение того варианта легенды, который дается Титом Ливием.

[78] Намек на прозвище последнего римского царя Тарквиния - «Гордый», «Высокомерный».

[79] Вначале их называли преторами (от ргаеtrе - идти впереди). Согласно традиции, приблизительно с 450 или с 449 г. до н. э. было введено звание консулов.

[80] Патриции - класс-сословие ранней Римской республики, состоявший из полноправных граждан, входивших в родовые объ­единения. К кончу IV началу III в. до н. э. происходит слияние высших чинов патрициев и плебеев в единое привилегиро­ванное сословие - нобилей. Магистратуры — выборные должности.

[81] Плебеи - класс-сословие ранней Римской республики, состоящий из покоренных латинян и добровольно поселившихся в городе выходцев из соседних территорий. В родовые организации римлян они не входили и первоначально были политиче­ски бесправны.

[82] Патрон-покровитель (защитник). Под его защитой во время ранней республики находились некоторые плебеи, в период поздней республики целые области и провинции.

[83] Клиенты (верный, послушный) - зависимые от патрона люди. Вступая в род патрона, они обязаны бы­ли выполнять различного рода повинности в пользу патрона.

[84] 494 г. до н. э. традиционная дата удаления плебеев на «Священную гору». Установление народного трибуната.

[85] Посягнувший на трибуна считался вместе со всем имуществом посвященным богу подземного цар­ства; становясь вне покровительства за конов, он мог быть безнаказанно убит каждым.

[86] Цезарь известен как крупный политический деятель, который якобы мог одновременно слушать, чи­тать, диктовать письма. Его отношение к людям определялось чаще всего политическими мотивами. Он мог проявлять великодушие и милосердие, а во время Галльской войны, вероломство и жестокость. Аристократу по происхождению, Цезарю присущи талант и дарования, которые помогли ему понять задачи римского рабовладельческого общества и наметить пути к их разрешению, но он переоценил свой авторитет, силы, свое положение. Хотя Республика переживала кризис, вековые республиканские традиции оставались еще живучими. Против него был организован заговор, в котором участвовало бо­лее 60 сенаторов.

[87] Кордуба - город, совр. Кордова в Испании.

[88] Родан – совр. река Рона.

[89] Арверны и карнуты - галльские племена, жившие по верхнему течению рек Луары и Сены.

[90] Алезия - галльский город, расположенный недалеко от истоков Сены.

[91] Имеются в виду сторонники Марка Антония.

[92] В битве при Филиппах в 42 г. до н. э.

[93] Первая перепись Августа произведена в 28 г. до н. э., предшествующая в 70/69 г. до н. э.

[94] Вторая перепись была проведена Августом в 8 г. до н. э., третья в 14 г. н. э. Результаты ее были опубликованы за 100 дней до смерти Августа.

[95] Янус - древнее италийское божество. Первоначально бог света и солнца. Открывал небесные ворота, впуская на землю день, вечером запирал. Храм Януса-Квирина был закрыт в 235 г. до н. э. При Авгу­сте закрывался в 29 г. до н. э. после битвы при Акциуме, в 25 г. до н. э. после победы на кантабрами (племена, обитавшие в Испании). Неизвестно, когда храм был закрыт третий раз.

[96] Сестерций - мелкая римская монета; чеканилась из серебра, затем из сплава цветных металлов, при Августе из латуни (27,3 г).

[97] Денарий равен 4 сестерциям.

[98] Муниципии покоренные или сдавшиеся Риму общины, имели внутреннее самоуправление. После Со­юзнической войны (90-88 гг. до н.э.) получили полные права римского гражданства.

[99] Это относится к войне триумвиров с Секстао Помпеем, которая была окончена в 36 г. до н. э.

[100] Ауспиции - предзнаменования, гадания по полету птиц. Наблюдения производились магистратами с участием авгуров (жреческая коллегия в Риме).

[101] Египет был личным владением Августа. Префект Египта назначался обычно из всадников.

[102] Дигесты - юридические сборники.

[103] Сенатусконсульт - решение римского Сената, имевшее силу закона. Вырезалось на камне или на меди.

[104] До Августа почетный титул «отца отечества» носили Цицерон после разоблачения заговора против республики во главе с Катилиной и Цезарь после битвы при Мунде в 45 г. до н. э. в Испании.

[105] Храм был заложен Писистратом в VI в. до н.э., достроен только при императрице Адриане (117 - 138 гг. н.э.).

[106] Тацит - римский историк (ок. 58 - ок. 117 гг. н. э.).

[107] Баптистерий – особо устроенное здание для крещения людей. Посреди такого здания (круглого или восьмиугольного) был расположен бассейн для воды. Потребность в баптистериях объяснялась тем, что в период утверждения христианства крестилось огромное количество людей.

[108] Солид - римская золотая монета; солид делится на серебряные денарии, 40 серебряных денариев составляли один солид.

[109] Здесь имеется в виду разделение труда раба между господами.

[110] «Об управлении дворцом и королевством» (882 г.) – это трактат Реймского архиепископа Гинкмара, который использовал труды времен Карла Великого и дополнил их материалами середины IХ в.

[111] «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда (ок. 768 – 840 гг.) – это биография, составленная монахом, входившем при Карле в состав его литературной Академии.

[112] Поручительство бралось потому, что многие депутаты уклонялись от явки в парламент.

[113] Королевский приказ шерифу об избрании рыцарей и горожан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: