Тема №1. Логика как наука: предмет, значение, история развития

Теория.

Логика – наука о формах и законах мышления, необходимых для рационального познания.

История. Логика становится самодостаточным предметом исследования в трудах древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), таких как «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях». Хотя сам Аристотель называл свою концепцию законов мышления аналитикой, именно Стагирита считают основателем формальной логики.

Наряду с классической логикой, основы которой были заложены еще в Древней Греции и оставались практически неизменными на протяжении почти двадцати двух веков, активно развивается и логика неклассическая, инициированная в середине 19 в. деятельностью Джорджа Буля (1815-1864), а также Августуса де Моргана (1806-1871), и получившая дальнейшую разработку в трудах Чарлза Пирса (1839-1914), Готлоба Фреге (1848-1925), Платона Порецкого (1846-1907) и др.

Ниже приводятся фрагменты из произведений Аристотеля, основателя формальной логики, и Людвига Витгенштейна (1889-1951), создателя двух влиятельных течений современности: логического позитивизма и философии обыденного языка. Такое сопоставление античности и современности в лице двух выдающихся мыслителей выбрано автором методического пособия не случайно. Благодаря компаративному анализу указанных источников обучающийся имеет уникальную возможность сравнить представления о роли логики в структуре философского знания, а также сопоставить классический и неклассический подходы к интерпретации логико-философских проблем. Вопросы, поставленные перед каждым текстовым фрагментом, помогут читателю расставить необходимые смысловые акценты и поучаствовать в интеллектуальном сотворчестве. Предваряя знакомство с австрийским мыслителем, хочется задать следующий вопрос: почему автор «девятой логической симфонии» (так называли «Логико-философский трактат» Витгенштейна), утверждавший, что законы логики даже более фундаментальны, чем законы физики, в поздний период творчества приходит к осознанию границ логического могущества, считая требования логической однозначности не только неисполнимыми, но и ненужными в сфере обыденной речи?

Практика.

Вопросы к фрагменту из работы Аристотеля «О софистических опровержениях»:

1) Что выступает началом в аристотелевском учении о суждениях и умозаключениях?

2) Согласны ли вы с тем, что «начало – пол-целого дела»? Кто задолго до Стагирита высказал эту идею?

3) Были ли у Аристотеля предшественники в разработке логического учения? Как сам автор аналитики отвечает на этот вопрос?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: