Продолжительность занятия – 4 часа.
Этапы занятия | Формы проведения | Время |
1. Контроль выполнения домашнего задания. | Проверка преподавателем выполнения домашнего задания в рабочих тетрадях. | 15 мин |
2. Контроль самоподготовки. | Написание тест – контроля и его оценка (0, 5, 10 баллов). | 15 мин |
3. Разбор теоретического материала. | Опрос студентов с коррекцией трудных моментов преподавателем. Демонстрация плакатов. | 90 мин. |
4. Приобретение практических навыков. | Выполнение лабораторных работ по теме. | 30 мин. |
5. Оформление протоколов лабораторных работ. | Оформление графы “Визуальные наблюдения” в протоколах лабораторных работ в рабочих тетрадях. Самостоятельный анализ полученных данных и выводы из проделанной работы. | 15 мин |
6. Проверка и защита протоколов. | Собеседование и оценка практических навыков. | 15 мин. |
Содержание этапов занятия
1-й этап. Преподаватель проверяет и оценивает выполнение домашнего задания по заданной теме и отвечает на вопросы студентов. Оценка по пятибалльной системе.
2-й этап. Студенты письменно отвечают на билет тест-контроля. Ответ оценивается в баллах (0, 5, 10).
3-й этап. При обсуждении теоретического материала у доски необходимо разобрать особенности электронного строения карбонильной группы, направление общих реакций альдегидов и кетонов на примере реакций восстановления, присоединения синильной кислоты и реакций взаимодействия с аминами и их производными (гидроксиламином и гидразином); рассмотреть реакции образования полуацеталей и ацеталей на примере пропионового альдегида; реакции, характерные только для альдегидов: окисление, альдольной конденсации на примере пропаналя, дисмутации на примере триметилуксусного альдегида, полимеризации формальдегида.
4-й этап. Студенты по 2 человека выполняют лабораторные работы.
5-й этап. Студенты оформляют протокол лабораторной работы в виде таблицы, данной в рабочей тетради.
6-й этап. Студенты представляют оформленный протокол и объясняют полученные результаты. Преподаватель оценивает приобретенные практические навыки.
Теория
Органические соединения, содержащие карбонильную группу, называются карбонильными, или оксосоединениями. Они делятся:
кетоны альдегиды карбоновые кислоты
В зависимости от строения углеводородных радикалов оксосоединения делятся на: а) алифатические, б) алициклические, в) ароматические:
алифатические алициклические ароматические
Карбоновые кислоты будут рассмотрены в следующей главе.
В названиях алифатических альдегидов по ИЮПАК номенклатуре наличие альдегидной группы отражается суффиксом «аль», название ароматических альдегидов строят от родоначального соединения ряда – бензальдегида. Тривиальные названия альдегидов строятся по названию соответствующих кислот (муравьиный, уксусный, пропионовый альдегид). Например:
2-метилпропаналь 4-бромбензальдегид
a-метилпропионовый альдегид
В названиях кетонов прибавляют суффикс «он». Часто используют радикально-функциональную и тривиальную номенклатуры.
пропанон (диметилкетон), 1-фенилбутанон-1
ацетон (пропилфенилкетон)
Физические свойства. Оксосоединения не способны образовывать водородные связи, поэтому их температуры кипения ниже, чем у спиртов. В обычных условиях только формальдегид находится в газообразном состоянии, остальные оксосоединения – жидкости или твердые вещества. Все они сильно пахучи.
Химические свойства. Химические свойства обусловлены наличием
карбонильной группы d+ d-, отличающейся сильной полярностью. Атом
углерода карбонильной группы несет частичный положительный заряд и является электрофильным центром. Поэтому для оксосоединений характерны следующие реакции: