Тема: Социальная группа. Социальная дифференциация. Соцмальный статус. Социальная мобильность

Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, тради­ции. Социальные группы классифицируют по различным ос­нованиям. Приведем некоторые из них: в зависимости от на­личия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количест­ва членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.

К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инст­рукциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определен­ным образом структуру. К неформальным группам относят сти­хийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.

В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основ­ным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в пространстве и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это си­ла, с которой группа действует на своего члена.

Задание 21. Понимание текста. Какое определение социальной группы даёт автор?

Задание 22. Понимание текста. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? На­зовите четыре фактора.

Задание 23. Конкретизация материала текста. Что отличает формальную группу от неформальной? Ис­пользуя содержание текста, укажите два отличия. Приведите примеры формальных и неформальных групп.

Задание 24. Аргументация суждений. Автор текста утверждает, что главное «в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена». С опорой на текст и личный социальный опыт укажите по одному «плюсу» и «минусу» такого воздействия.

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее челове­ку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, ак­ции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а так­же доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему при­надлежит значительная доля богатства. Вместе с тем ко­личество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов - уже более 20% населения были держателями ак­ций.

Средний класс образуют представители мелкого и сред­него бизнеса, а также специалисты высокого класса, слу­жащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди про­чих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значе­ние. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

Задание 21. Понимание текста. Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.

Задание 22. Понимание текста. Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте?

Задание 23. Конкретизация материала текста. Какие ещё показатели, помимо богатства и дохода, определяют положение человека в обществе? Приведите пример двух представителей социальных групп, которые близки по уровню доходов, но различаются по иным показателям?

Задание 24. Аргументация суждений. Автор считает, что в современных западных странах социально-классовые различия сглаживаются. Согласны ли вы с этой позицией? Приведите два аргумента в защиту своей позиции.

Под социальной мобильностью понимается любой переход ин­дивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Существует два основных вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход инди­вида или социального объекта из одной социальной группы в дру­гую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение не­кого индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фаб­рики на другую при сохранении при этом своего профессионально­го статуса — это всё примеры горизонтальной социальной мобиль­ности.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: вос­ходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восхо­дящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух основных фор­мах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой груп­пы и проникновение всей группой в более высокий пласт.

П. Сорокин

Задание 21. Понимание текста. Какое определение социальной мобильности дает П. Соро­кин? О мобильности каких социальных субъектов говорится в статье?

Задание 22. Понимание текста. О каких формах социальной мобильно­сти говорит автор? Приведите по одному примеру, иллюст­рирующему данные формы

Задание 23. Конкретизация материала текста. Описывая ситуации социальной мобильности, П. Сорокин при­вел такое сравнение: «В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту». Опираясь на текст и знания курса, укажите тип социальной мобильно­сти, две ее формы и направление социального перемещения, отраженные в приведенном сравнении

Задание 24. Аргументация суждений. Социологи считают, что с переходом общества в индустриальную фазу развития со­циальная мобильность существенно возрастает. Привлекая знания из обществоведческого курса, поясните, каковы причины этого явления и приведите не менее трёх примеров подобных процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: