Первый этап. Концепция природных стихий

Материальным основанием всего многообразного мира в древней философии считались некоторые природные процессы или первовещества (вода, земля, воздух, огонь, эфир, дерево, металл). Фалес, например, основой всего считал воду; Гераклит - огонь; Аристотель полагал, что основой мира природы являются пять стихий: вода, земля, воздух, огонь и эфир. Однако, уже в античной философии поняли, что невозможно вывести все многообразие мира из нескольких, а тем более из одного природного процесса. В поисках первоматерии мысль философов двигалась от чувственно воспринимаемых природных явлений к умопостигаемым материальным сущностям, единообразным первокирпичикам бытия - "корни" Эмпедокла, "семена" Анаксагора, атом" Демокрита.

Второй этап. Атомистическая концепция материи.

Утверждается, что мир состоит из атомов и пустоты. Атом (гречес. atomos-неделимый) - материальная первооснова бытия, мельчайшая неделимая частица. Многообразие явлений мира объясняется различием формы атомов, а также разнообразием связей между ними. Атомизм позже вошел в науку как концепция дискретного строения материи. В естествознании Нового времени атомизм из натурфилософской гипотезы превращается в естественнонаучную теорию. Атом рассматривается как синоним химического элемента, носителем его химических свойств. В философии нового времени материальная субстанция наделяется некоторыми неизменными свойствами: атомарная структура, протяженность, механическое движение. Материя здесь сводится к веществу, согласно этимологии этого понятия - (лат. materia-вещество). Атомизм как принцип объяснения объективной сферы бытия, как философская и естественнонаучная концепция материи просуществовал более двух тысяч лет. Однако, стремление науки к простоте и ясности, поиску простейших базовых форм бытия противоречит новым исследованиям более глубокой сущности мира. Такие исследования были предприняты в физике на рубеже XIX-XX вв.: явление радиоактивности, сложная структура атома, делимость атома на элементарные частицы, открытие поля как вида объективной реальности и другие. Эти открытия не просто не вписывались в научную картину мира, созданную наукой и философией XVIII-XIX вв., но разрушали и ее фундамент, базовые принципы объяснения мира. Эту ситуацию в науке назвали кризисом в физике конца XIX-начала XX века.

В поисках выхода из этого кризиса в философии появилась новая концепция материи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: