Уровни Формы
Познание | Чувственное | ощущение | ||
восприятие | ||||
представление | ||||
Рациональное (абстрактное мышление) | понятие | |||
суждение | ||||
умозаключение |
Любое познание начинается с чувственного созерцания. Органы чувств - это каналы, окна нашего сознания в открытый внешний мир. Чувственный опыт оформляется в ощущениях, восприятиях и представлениях.
Ощущение - это отражение отдельных свойств, качеств, предметов объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущение - исходный пункт познания, неразложимый его элемент.
Качественное разнообразие ощущений называют их модальностью. По модальности ощущения делятся на: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, ощущения равновесия, ускорения, мышечно-суставные, ощущения процессов, происходящих во внутренней среде организма – органические ощущения и другие.
Из многообразных ощущений у субъекта складывается целостный конкретно-чувственный образ объекта - восприятие.
Представление - это высшая форма чувственного отражения в виде образного знания о непосредственно не воспринимаемых в данный момент объектах. Физиологическим условием представлений является сохранение в памяти следов прошлых воздействий и их актуализация (припоминание) в данный момент.
Человек, как существо свободное и творческое, способен оторваться от непосредственной данности в познании. Эта способность развивается в виде разума или мышления. Основу мышления составляет процесс абстрагирования. Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение) - процесс выделения общего, существенного и существование этой идеальной сущности (абстракта) в сознании отдельно от конкретных образов.
Отражение абстрактной сущности объекта оформляется в понятии (в языке - в слове). Благодаря отвлеченности одним понятием человек обозначает множество разнообразных конкретных объектов, имеющих различный вид, но одну сущность. Например, понятием "человек" мы обозначаем и большого и маленького, и молодого, и старого, и мужчину, и женщину, человека нарисованного и изображенного на фотографии и т.д., поскольку в нашем понятии человека сконцентрированы лишь самые существенные качества и признаки. Благодаря способности к абстракции человек ограниченным количеством слов, обозначает бесконечное разнообразие явлений окружающего мира. Если понятие обозначает объект, то суждение - это высказывание об объекте, а умозаключение - это логическая операция, в процессе которой из двух или более суждений делают вывод.
Как взаимосвязаны в процессе познания чувственные конкретные образы и абстрактные отвлеченные понятия? Многообразие ответов на этот вопрос можно свести к трем основным позициям.
(1). Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. Сенсуализм близок к эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником знания. Сенсуалисты утверждают, что только ощущения связывают нас с внешним миром и в них формируется основа знания, а мышление лишь классифицирует, укладывает полученную информацию, не добавляя к ней никакого нового содержания.
(2). Рационализм (от лат. ratio - разум) - направление в философии, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм, в противоположность сенсуализму, абсолютизирует роль мышления в познании, аргументируя это тем, что только мысль проникает в сущность вещей, только благодаря разуму человек возвышается над миром природы и приобретает способность постигать не только частное, случайное, но и всеобщее, необходимое, способность к творчеству.
(3). Диалектическая теория познания рассматривает чувственное и рациональное как две противоположные стороны одного и того же процесса. Разрыв противоположностей и абсолютизация одной из них ведет к односторонней трактовке познания. С диалектической точки зрения результаты мысленной деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувственного познания. Вместе с тем чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.
Третье основное противоречие связано с проблемами постижения истины - это противоречие абсолютного и относительного в познании.
Истина - это цель познания, конечный пункт и начало нового пути в постижении мира и себя. Подлинный энтузиазм познания "... подобно орлу не страшится мрачных облаков спекуляций и разреженного воздуха вершин абстракции, когда дело идет о том, чтобы лететь навстречу солнцу истины[11]"
Истина во все времена считалась одной из главных общечеловеческих ценностей.
О, Истина, дай нам ответ,
Чем ты пленишь людей
и кто ты?
Шли за тебя на эшафоты,
Твердя как заклинанье
нет.
Всегда стояли за тебя,
И ты была всего дороже.
Стою за Истину
И строже смотрю на мир
и на себя!
А. Стовба.
Как ставится основная проблема истинного знания в гносеологии? Истина определяется как знание соответствующее (адекватное) объекту. Объект же; мир вокруг нас находится в постоянном изменении, развитии. Следовательно, и истина, чтобы соответствовать из меняющемуся миру должна все время видоизменяться (относительная истина). В то же время мы привыкли понимать истину как нечто стабильное, проверенное, то на что можно опираться в познании разнообразных и изменчивых вещей (абсолютная истина). Так какой же все-таки должна быть истина: абсолютной или относительной?
Этот вопрос также является традиционным в гносеологии и так же есть несколько вариантов ответа на него (См.: схему 21).
СХЕМА 21