Экономическая сущность налогообложения

Понятие налога и сбора, виды налогов и сборов в РФ.

Под налогом понимается обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, включая выдачу разрешений (лицензий).

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

· федеральные налоги и сборы;

· региональные;

· местные налоги и сборы.

Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК, устанавливаться не могут. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов РФ.

НК определяет закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов.

Региональные налоги устанавливаются НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ).

Местные налоги устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физ. лиц.

Основные функции налогов

фискальная, регулирующая, распределительная (социальная). Также можно дополнительно выделить информационную и контрольную функции. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

2.1 Фискальная функция

Первой функцией налогов исторически является фискальная функция, по мнению большинства экономистов, основная, поскольку за счет налогов формируются в основном доходы бюджетов. Посредством реализации фискальной функции налогов происходит изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государства: для функционирования публичной власти, для осуществления государством его функций, для содержания той непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов. Реализация фискальной функции налогов показывает их значение при формировании доходной части бюджетной системы государства.

Налоги - стабильный и универсальный метод получения доходов казной, формирования финансовых фондов бюджета и внебюджетных фондов, следовательно, налоговые платежи выступают источниками удовлетворения государственных потребностей и финансирования исполнения государством его функций. Доля налоговых доходов в бюджетах большинства стран, в том числе и России, преобладающая.

Налоги призваны служить образованию государственных и муниципальных денежных фондов, тем самым создавая основу функционирования и существования государства. Показательно, что с развитием государства, с расширением его потребностей, с развитием производственных отношений значение фискальной функций налогов только возрастает. В настоящее время подавляющее большинство доходных статей российского консолидированного бюджета составляют поступления от различных налогов.

Таким образом, фискальная функция налогов демонстрирует неразрывную связь налоговой и бюджетной политики государства и взаимосвязь налогового и бюджетного законодательства. Состояние финансового законодательства России, направленность налоговой политики напрямую влияют на собираемость налогов и других обязательных платежей, на пополнение бюджета и реализацию социальных и иных задач государства. Налоги играют решающую роль при формировании доходной части федерального бюджета, являясь стабильным и основным источником дохода государства. Кроме того, налоговые доходы обеспечивают более половины доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Среди налоговых поступлений основную роль играют поступления от федеральных налогов - налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, регулирующих отчисления от других федеральных налогов.

Реализуя фискальную функцию, налоги формируют в основном доходную часть бюджетов России. От уровня налоговых поступлений зависит функционирование государства. Падение собираемости налогов неизбежно приводит к экономическому кризису, в то время как увеличение объемов налоговых поступлений в бюджет повышает расходы казны и, вследствие этого, усиливает экономическое развитие. Реализация фискальной функции налогов устанавливает обеспеченные правом прямые связи в социальной системе государства.

2.2 Регулирующая функция

С тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у налогов появилась регулирующая функция, которая осуществляется через налоговый механизм.

Любое взимание налогов приводит к серьезным экономическим последствиям.Взыскание налогов уменьшает покупательную способность населения и снижает инвестиционные возможности предприятий, введение косвенных налогов повышает цены на товар для конечных потребителей и т.д., что влияет на многие экономические процессы в стране.

Регулирующая функция налогов заключается в изменении объекта налогообложения, установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.

Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития.

Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

У регулирующей функции налогов можно выделить несколько подфункций: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

2.2.1 Стимулирующая подфункция налогов

Государство использует налоги как эффективный регулятор общественных отношений, либо поощряя ту или иную деятельность или отрасль экономики, либо сдерживая их развитие.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений в рамках отдельных налогов Введение специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход) стимулирует развитие малого предпринимательства, которое играет очень важную роль в развитии рыночных отношений в России, занимает значительное место в экономике и способно малыми силами успешно осваивать самые неожиданные экономические ниши, что подтверждается и примерами многих зарубежных стран.

Стимулирующая подфункция налоговой системы является одной из важнейших, но это и самая «труднонастраиваемая» подфункция. Как и любая другая, стимулирующая подфункция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Стимулирующая подфункция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

2.2.2 Дестимулирующая подфункция

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики, для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов, дополнительного налогообложения или лицензирование предпринимательской деятельности, установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

2.2.3 Воспроизводственная подфункция

Особое место занимает воспроизводственная подфункция, которая направлена на аккумуляцию средств на восстановление используемых ресурсов, компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе налог на добычу полезных ископаемых, плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в дорожные фонды, которые зачисляются на специальные счета и используются на мероприятия природоохранного назначения и на нужды дорожного хозяйства.

2.3 Распределительная функция

С фискальной функцией тесно связана распределительная (или социальная) функция налогов, которую некоторые ученые именуют перераспределительной. Эта функция заключается в следующем:

Во-первых, в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

Во-вторых, распределительная функция налогов означает иной характер распределения и перераспределения финансов - между звеньями бюджетной системы государства, то есть межбюджетное регулирование государственных доходов.

2.4 Информационная функция

Налоги выполняют также важнейшую информационную функцию. Налоговые доходы государства, будучи основным источником доходной части бюджета, одновременно являются и основным источником информации в целях государственного управления и принятия властных решений.Финансовые результаты развития народного хозяйства становятся весьма точным качественным показателем его итогов. Хорошая собираемость налогов и, вследствие этого, своевременное наполнение и пополнение государственного фонда денежных средств, отражают экономическое развитие государства и рост благосостояния обществаПри различных осложнениях и нестандартных ситуациях налоги (поступления от налогов в бюджет) немедленно реагируют на них своим изменением, давая управляющим органам информацию о любых диспропорциях и нарушениях при выполнении своих задач.

2.5 Контрольная функция

С регулирующей функцией, с прямыми и обратными связями в механизме государственного управления связана еще одна важнейшая функция налогов - контрольная. Нет лучшего способа управлять государством и контролировать деятельность общества, как делать это с помощью денег. Получая информацию о прибыли и оборотах субъектов финансово-хозяйственной деятельности, о доходах граждан, деятельности естественных и сырьевых монополий и др., государство контролирует все сферы жизнедеятельности общества и все общественные процессы. Данные о налоговых поступлениях дают представление органам государственной власти о состоянии народного хозяйства в различных регионах страны. Основываясь на такой информации, государство совершенствует и развивает интеграционные процессы в обществе, реализуя комплексные программы, проверяет и устанавливает добросовестность налогоплательщиков. Кроме того, происходит и обратный процесс: «контроль за развитием бюджетных фондов может служить эффективным механизмом “надзора за поступлением налогов”, обеспечивающим сбалансированное социальное финансирование».

Индивидуальный налог – это вид налогообложения, взимаемый с физических лиц с получаемого дохода, который включает в себя заработную плату, дивиденды по ценным бумагам и проценты с прибыли. Также к индивидуальным налогам относится транспортный и налог на имущество. Все эти налоги выплачиваются по следующим ставкам для граждан РФ:

1. 13% – подоходный налог;
2. 9% – налог на дивиденды от вложенных средств;
3. 35% – налог на выигрыши.

Для резидентов РФ ставки по подоходному налогу составляют 30%, а ставка на дивиденды – 15%.
Все налогоплательщики в РФ имеют право на льготы в виде налогового вычета

Пропорциональная шкала индивидуального подоходного налога

Подоходный налог является одним из основных, так как его платят все трудящиеся граждане. Именно эти выплаты — основа бюджета муниципалитетов. Долгое время в России действовала единая ставка подоходного налога в размере 13% от заработной платы.
Начиная с 2014 года, вступили в силу изменения по начисление НДФЛ в зависимости от суммы совокупного годового дохода, в который включаются все виды прибыли физического лица, без учета уплаты различных штрафов или взысканий.

Индивидуальные косвенные налоги

Кроме прямых налогов, практически каждый житель нашей страны оплачивает целый ряд косвенных, сумма которых включается в стоимость товара или услуги. К косвенным относятся: налог на добавленную стоимость, различные пошлины, включая таможенные, акцизы и налоги с продаж.
Все эти сборы оплачиваются конечным потребителем в полном объеме. Но в связи с существенным увеличением итоговой стоимости на те или иные товарные категории с начислением НДС, производители и продавцы зачастую вынуждены снижать саму стоимость товара для формирования спроса.
Индивидуальные налоги составляют максимальную часть городских и областных бюджетов, без которых невозможно сформировать социальную политику регионов.

Какие же виды налогов платят современные предприятия?

Прямой налог с фирмы — налог на прибыль широко используется в мировой практике. Предписания ст. 246 НК гласят, что взимается ННП с юр. лиц российского права всех организационных форм (в их числе ЗАО, ОАО, ООО); зарубежных юр. лиц, имеющих доходы в РФ или осуществляющих деятельность посредством размещенных на территории России дочерних предприятий и представительств.
Налог на прибыль не отчисляется:

лицами, пребывающими на одном из специфических режимов налогообложения: УСН, ЕНВД;

лицами, отчисляющими налоги на игорный бизнес;

участниками государственного проекта «Инновационный центр «Сколково», в соответствии с ФЗ от 28.09.10 №244;

иностранными учредителями 22-х Олимпийских и 11-х Паралимпийских игр 2014;

FIFA и дочерними учреждениями, организовывающими ЧМ по футболу FIFA 2018, Кубок конфедераций FIFA 2017.

Объект налогообложения

Объектом по ННП является доход (без учета акцизов и НДС). К таковому относится выручка по базовому виду деятельности от реализации работ, товаров и услуг, а также, прибыли от побочной деятельности.

Размер дохода определяется, в первую очередь, исходя из содержания первичных документов и данных бухучета. Согласно ст. 251 НК, не влияют на исчисление рассматриваемого налога:

Имущество и имущественные права, полученные в качестве залога (или задатка);

взносы учредителей в уставный капитал;

кредитные или заимствованные средства и другое.

Установлено две группы затрат, которые должны быть доказательно обоснованны.

Первая – это затраты, понесенные на производство, а также, реализацию основного продукта (заработная плата, цена сырья, амортизация оборудования).

Вторая группа – непроизводственные затраты (компенсация нанесенного ущерба, судебные издержки).

Ст. 270 НК РФ перечислила виды трат, с помощью которых нельзя уменьшать доходы предприятия и соответственно – базу налогообложения:

суммы дивидендов, начисленные субъектами хозяйствования на собственные акции, облигации, ценные бумаги;

штрафы и иные санкции, надлежащие перечислению в бюджет, а также в государственные фонды обязательного страхования;

взносы в уставный капитал, а также, вклады в инвестиционное или простое товарищество.

Расчет налога на прибыль: выбор метода

Поскольку налогообложению подлежат доходы плательщика за вычетом расходов в пределах отчетного периода, нужно четко относить и те и другие к определенному временному отрезку. Субъект хозяйствования каждый раз определяет, какие доходы и траты он должен признать в конкретном отчетном периоде, а какие – нет. Статьи 271-273 НК установили для этого два способа.

Методы начисления. Дата признания прибыли или убытка не зависит от момента фактического поступления средств или их расхода. Они признаются в том же отчетном периоде, в котором и возникли для них основания.

Кассовый метод, напротив, предполагает признание прибыли и расходов по состоянию на дату реальных поступлений средств в кассу или произведения оплаты.

Ставки налога на прибыль в 2015 году

Базовая ставка ННП — 20%, из которых в федеральный бюджет направляется 2%, а в бюджет соответствующего субъекта РФ — 18% (региональные власти могут снижать этот процент для определенных категорий налогоплательщиков до уровня не менее 13,5%).

Также установлены специальные ставки:

15% на доходы от процентов, начисляемых на ценные бумаги федерального и муниципального уровня;

10% на прибыль, полученную иностранными фирмами от передачи в пользование транспортных средств (и контейнеров) для организации международных перевозок, если они не связаны с деятельностью в РФ посредством постоянных представительств;

9% на дивиденды, полученные российскими фирмами;

0% на:
• проценты по определенным ценным бумагам;
• прибыль, получаемую Банком РФ от урегулирования денежного оборота;
• доход образовательных или медицинских учреждений.

Отчетные периоды

Налоговый период – это временной отрезок, по окончании которого формирование налоговой базы завершается и сумма уплаты определяется окончательно. Для ННП он устанавливается в 1 календарный год.

Отчетным периодом может выступать промежуток в 9 месяцев, полугодие и квартал.

Большинство налогоплательщиков ежемесячно отчисляют авансовые платежи по налогу на прибыль. Список тех, кто делает это поквартально, указан в ст. 286 НК. Налоговые декларации в 2015 году подаются:

не позже, чем 28 дней с даты окончания налогового периода;

На текущий момент декларация по налогу на прибыль должна подаваться установленной форме (приказ ФНС от 22.03.12 №ММВ-7-3/174) в региональное налоговое подразделение по месту нахождения предприятия или его обособленного подразделения.

Также предприятия платят налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (Глава 21 НК РФ)

Элемент налога Характеристика Основание
Налогоплательщики 1. Организации 2. Индивидуальные предприниматели 3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ В отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017г.): организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета а также филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, совершаемых в течение периода проведения игр). При определенных условиях возможно освобождение налогоплательщиков от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС. Ст.143 НК РФ
Объект налогообложения 1. Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (в т.ч. предметов залога и передача по соглашению о предоставлении отступного или новации), передаче имущественных прав. Передача на безвозмездной основе признается реализацией! 2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль. 3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.. Ст.146, 149 НК РФ
Место реализации Для товаров местом реализации признается территория РФ, при наличии обстоятельств:  товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется  товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией. Для работ (услуг) местом реализации признается территория РФ, если: работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта; покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ. Ст.147, 148 НК РФ
Налоговая база При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации: Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) Налоговая база при передаче имущественных прав Налоговая база при получении дохода по агентским договорам, договорам поручения, комиссии Налоговая база при осуществлении транспортных перевозок и услуг международной связи Налоговая база при реализации предприятия как имущественного комплекса Налоговая база при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ Налоговая база, определяемая налоговыми агентами Налоговая база с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) Налоговая база при реорганизации организаций Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Ст.153-162, 167 НК РФ
Налоговый период Квартал Ст.163 НК РФ
Налоговые ставки 0 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг), 10 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг), 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2. 10/110, 18/118 - процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки в случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки 10% и 18%   Ст.164 НК РФ
Порядок исчисления налога Сумма налога - соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0% (ноль процентов), исчисляется отдельно по каждой такой операции. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% Ст.165 - 166 НК РФ
Налоговые вычеты Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов Ст.169, 171, 172 НК РФ
Уплата налога и отчетность Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, выставления покупателю: лицами, не являющимися налогоплательщиками, или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика; налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и РФ. Иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории РФ обособленных подразделений иностранной организации. Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Ст.173, 174 НК РФ
Возмещение налога После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки. Если нарушения не выявлены, то по окончании проверки в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм. В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением принимается решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения долгов. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении в течение 5 дней со дня его принятия. Поручение на возврат суммы налога направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение 5 дней осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога. В некоторых случаях налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога. Ст.176 - 176.1 НК РФ

Предпринимателю также приходится производить платежи в различные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.). Эти взносы с его точки зрения тоже являются налогами.

Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, ндс, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

Налоги по их использованию делятся на общие и специальные. Общие налоги предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Элементами налогообложения являются:

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• налоговый период;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с ч. 2 НК и с учетом положений ст. 38 НК.

Объектами налогообложения могут быть:

• операции по реализации товаров (работ, услуг);

• доход;

• имущество;

• прибыль;

• стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

• иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательством о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физи­ческую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налогоплательщики, имеющие статус организации или индивидуального предпринимателя, производят исчисление налоговой базы по итогам каждого налогового периода.

Основанием для исчисления налоговой базы являются:

• для налогоплательщика-организации:

- данные регистров бухгалтерского учета;

- иные документально подтвержденные данные об объ­ектах, подлежащих налогообложению либо связанных с на­логообложением;

• для индивидуальных предпринимателей:

- данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций, составленные в порядке, определяемом Минфином России и МНС России;

• для остальных налогоплательщиков:

- получаемые в установленных случаях от организаций данные об облагаемых доходах;

- данные собственного учета облагаемых доходов, осу­ществляемого по произвольным формам.

Налоговый период — это период времени, по окончании которого применительно к отдельным налогам определяет­ся налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговым периодом признается календарный год или иной период времени. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по результатам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются при­менительно к каждому налогу и сбору.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются:

- календарной датой;

- истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями;

- указанием на событие, которое должно наступить или произойти;

- указанием на действие, которое должно быть совершено.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК.

Налоговые льготы и основания для их использования на­логоплательщиком не признаются в качестве обязательного элемента налогообложения. Положения о налоговых льготах включаются в акт законодательства о налогах и сборах только в необходимых случаях, и отсутствие таких право­вых предписаний не может быть основанием для призна­ния налога неустановленным

Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщи­ков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налого­плательщиками или плательщиками сборов, включая воз­можность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмо­трено НК.

Способы уплаты налогов

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

– с уплатой налога налогоплательщиком (сбора плательщиком сбора);

– со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;

– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации;

– с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исчисление налога, подлежащего уплате за налоговый период, производится исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

НК предусматривает возможность исчисления налога:

– налогоплательщиком самостоятельно;

– налоговым агентом;

– налоговым органом.

Самостоятельное исчисление налога налогоплательщиком является процедурой универсального применения и не требует специального подтверждения в соответствующей норме законодательства о налогах и сборах для каждого конкретного случая или каждого конкретного налога.

Исчисление суммы налога налоговым органом или налоговым агентом производится только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В случае исчисления налога налоговым органом он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В теории существует четыре основных способа уплаты налога:

– кадастровый;

– «у источника»;

– по декларации;

– по уведомлению.

Кадастровый способ уплаты заключается в уплате налога на основании данных соответствующего реестра объектов налогообложения. Как правило, применяется для налогов, объектом которых является имущество, а исчисление размера налога не связано с оценкой доходности объекта налогообложения.

Уплата налога «у источника» применяется в отношении тех налогов, которые удерживаются из начисленного дохода. Этот способ означает необходимость исчисления и перечисления налоговых платежей лицом, выплачивающим налогооблагаемые доходы налогоплательщику. Налогоплательщик получает налогооблагаемый доход уже с вычтенной из него суммы налогового платежа.

При использовании прогрессивной или регрессивной ставки налогообложения уплата налога «у источника» не исключает необходимости последующей подачи по итогам года налоговой декларации с последующим перерасчетом налоговых обязательств.

Уплата налога по декларации состоит в предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы информации о полученных им за прошедший налоговый период объектах налогообложения и расчет суммы налогового платежа. Указанная информация заносится налогоплательщиком в бланк налоговой декларации, который передается в налоговый орган.

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и других связанных с исчислением и уплатой налога обстоятельствах.

Одновременно с подачей налоговой декларации или позднее налогоплательщик осуществляет уплату налогового платежа.

Уплата налога по уведомлению применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении должны быть указаны:

– размер налога, подлежащего уплате;

– расчет налоговой базы;

– срок уплаты налога.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. После получения налогового уведомления налогоплательщик самостоятельно осуществляет уплату налогового платежа в установленном размере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: