Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания

Для современной методологии, остра проблема экспликации эмпирического и теоретического. Считается, что опыт, эксперимент, наблюдение суть составляющие эмпирического уровня по­знания как результата непосредственного контакта с живой природой. А бстракции, идеальные объекты, концепции, модели, формулы и принципы — необходимые компоненты теоретичес­кого уровня.

Казалось бы, задача ученого-теоретика — создать теорию или сформулировать идею на основе «материи мысли», эмпирик же привязан к данным опыта и может позволить себе лишь обобщение и классификацию. Известно, однако, что между теоретическим и эмпирическим связи сложные и разнонаправленные.

Теоретическое Эмприческое
Одного противопоставления того, что теории не имеют представлений в реальности, мало для понимания сущности теоретического. Данные наблюдения также опосредованы теоретическими представлениями— как говорится, всякая эмпирия нагружена теорией. Эмпирическое исследование призвано обеспечить выход научно-теоретического к реальной сфере.
Изменения в теоретическом аппарате могут совершаться и без стимуляции со стороны эмпирии. Более того, теории могут стимулировать эмпирические исследования, подсказывать им, где искать. Теоретическое отвеча­ет за применение абстракций и категориальных средств к деятельности. Это, в свою очередь, показывает, что не всегда эмпирический уровень исследования обладает безусловной первичностью.
Теорию нельзя свести только к рациональному, и на теоретическом уровнях познания присутствуют и мышление, и чувства. Восприятие чертежей, графиков, схем предполагает чувственную деятельность; особо значимыми оказываются процессы воображения. Точно так же как нельзя свести эмпирический уровень только к чувственному, потому что он нуждается в определенном теоретически нагруженном языке, в конкретных категориях, понятиях и принципах

q Теоретический уровень познания также предполагает связь с действительностью, однако связь эта не прямая, а опосредованная. На те-оретическом уровне мы не найдем фиксации или сокращенной сводки эмпирических данных; теоретическое мышление нельзя свести к суммированию эмпирически данного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: