Понятия “системный подход” и “система”
Известно, что человек осваивает мир различными способами, прежде всего чувственно и рационально. Рациональное познание системно. Оно состоит мыслительных операций и формирует мыслительную систему, более или менее адекватную системе объективной реальности. Системна и практическая деятельность человека, причем уровень системности практики повышается с ростом знания и накопления опыта. Системность различных видов отражения и преобразования действительности человеком есть, в конечном счете, проявление всеобщей системности материи и ее свойств.
Системное познание и преобразование мира предполагает:
1. Рассмотрение объекта деятельности (теоретической и практической) как системы, т.е. как ограниченного множества взаимодействующих элементов.
2. Определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружения главных связей между ними.
3. Выявление внешних связей системы, выделения из них главных.
4. Определение функции системы и ее роли среди других систем.
|
|
5. Анализ диалектики структуры и функции системы.
6. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.
Познание мира, а “научное познание” в частности, не может осуществляться хаотически, беспорядочно; оно имеет определенную систему и подчиняется определенным закономерностям.
С современной точки зрения системы классифицируются:
q целостные, в которых связи между составляющими элементами прочнее, чем связи элементов со средой,
q суммативны е, у которых связи между элементами одного и того же порядка, что и связи элементов со средой;
q органические и механические; динамические и статические; “открытые” и “закрытые”; “самоорганизующиеся” и “неорганизованные” (куча камней, толпа) и т.д.
Система, являясь конкретным видом реальности, находится в постоянном движении, в ней происходят многообразные изменения. По формам движения системы подразделяются на:
q механические, физические, химические, биологические и социальные.
Система обладает двумя противоположными свойствами:
q ограниченностью - внешнее свойство системы
q целостностью - внутреннее свойство, приобретаемое в процессе развития.
Согласно вышесказанному можно дать определение “системы” как ограниченного, взаимно связанного множества, отражающего объективное существование конкретных отдельных взаимосвязанных совокупностей тел, и не содержащего специфических ограничений присущих частным системам. Данное определение характеризует систему, как самодвижущуюся совокупность, так и взаимосвязь, взаимодействие, а оно и есть - движение.
|
|
Системообразущие факторы. Здесь просматриваются два подхода. Первый - естественнонаучный - заключается в исследовании особенностей, специфики, характера системообразующих факторов в каждой анализируемой системе. Второе направление пытается выявить за спецификой, конкретных факторов закономерность присущую всем системам без исключения, но проявляющаяся по-разному в разноуровневых системах.
Внешние системообразующие факторы:
q факторы среды подразделяются на механические, физические, химические и пр. Указанные факторы действуют н а всех уровнях материи.
q время, точнее не протяженная его часть, а часть называемая “будущее”. Будущее может выступать как цель объединения.