Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания

Первый период развития естествознания и гуманистической философии относят к Античности. Тогда возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Кроме того античная культура антропоцентрична и обращена к человеку. Так что, можно сказать, что естествознание и гуманитарные дисциплины происходят из одного и того же стремления человека познавать. Например, предметом изучения многих и естественных и гуманитарных наук является – Человек. Он является существенным объектом Природы, имеющим космологическое значение. Недаром еще древнегреческий философ Протагор (V в. до н. э.) одно из своих сочинений («О Природе») начал со слов: «Человек есть мера всем вещам — существованию существующих и не существованию несуществующих». Это изречение Протагора предвосхитило так называемый антропный принцип, впервые сознательно введенный в основы космологии и детально проанализированный уже в наше время.

Второй этап развития гуманистических взглядов и естествознания связывают с периодом Ренессанса. Ввиду того, что отсутствие экспериментальных мето­дов еще не позволило тогда иметь точных знаний, начало естествознания как точной науки, если не касаться астрономии (в смысле астрометрии) и геодезии или «геометрии» (т. е. «землемерия»), исторически относят к XV—XVI векам, т.е. к тому времени, когда исследование Природы вступило на вторую стадию —аналитическую.

Особенности:

qЕстественное стремление исследователей к все большему охвату разнообразных природных объектов и ко все более глубокому проникновению в их детали привело к неудержимой диффе­ренциации наук.

qВ качестве второй особенности аналитической стадии выступает явное преобладание эмпирических (полученных путем опыта, эксперимента) знаний над теоретическими по ряду причин. Во-первых, потому, что сначала надо было накапливать факты, а потом уже их объяснять и обобщать. Во-вторых. потому, что сама по себе суть эмпирических методов исследования заключена в анализе предметов Природы, в решении вопросов — из чего состоят эти предметы, какова их структура. Поэтому вторую стадию исследования Природы в истории науки нередко называют периодом эмпирического

естествознания.

qТретьей особенностью этой стадии является опережающее — преимущественное — исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов.

qНаконец, еще одна — четвертая особенность аналитическою периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась по преимуществу неизменной, окостенелой, вне эволюции. Насколько высоко естественные науки еще в XVII—XVIII столетиях поднялись над натурфилософией древности по объему и даже по систематизации добытых знаний, настолько же они уступали ей в смысле общего идейного воззрения на Природу.

Современное естествознание вновь обращается к гуманистическим традициям и затрагивает вопросы не только собственно естественно-научные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком Природы, т. е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии, социологии, психологии. Естествознание является до известной степени основой всякого знания - и естественно-научного, и технического, и гуманитарного. Ведущей тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем будущем становятся ингеграционные (объединительные) процессы, получившие названия Великого единения или «Высокого соприкосновения» самых разнообразных научных и философских идей в рамках возрождающегося гуманизма. Современное естествознание включает в себя не только такие науки, как физика, химия, биология и психология, каждая из которых отражает свои собственные специфические явления Природы (чисто физические явления, химические превращения, жизнь растений и животных, сознание разумных индивидуумов), но еще и такие области знаний, как древнегреческая натурфилософия, естествознание Средневековья, наука Нового времени, классическое естествознание примерно до начала XX века, «пост классическое естествознание».

Гуманизация и гуманитаризация естествознания связаны с объективны-ми причинами развития современной науки:

qРасширение техногенного фактора и технологического детерминизма вызывает опасную тенденцию небрежения к гуманитарным наукам.

qВажным является вопрос об этике в науке и научной среде

qАктуален вопрос использования научных достижений на благо человека и определение границ этого «блага», особенно в силу изобретения атомного оружия, генных исследований и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: