Деление курса философии

Все те определения (понятия), посредством которых люди осмысливают мир и передают друг другу информацию, делятся на три группы. Первую группу составляют определения мышления, вторую – определения природы, третью – определения человечества. За пределами этих групп никаких других определений оставаться не должно. Согласно этому курс философии делится на три части, в которых систематизируются:

- определения мышления,

- определения природы,

- определения человечества.

Часть первая

МЫШЛЕНИЕ

(Темы 2-4)

Пустого беспредметного мышления не бывает. Оно всегда нацелено на постижение понятия того или иного предмета. Если каждый конкретный предмет имеет своё понятие, то, следовательно, у всех у них (у их понятий) есть нечто общее, что присуще понятиям всех предметов. Вот это общее называется чистым понятием или понятием как таковым.

Чистое понятие. Любой предмет представляет собой нечто целое. Как целое он состоит из частей, а части – из элементов. На языке определений мышления целое называется всеобщностью, части – особенностью, а элементы – единичностью. Однако для того чтобы получить возможность использовать в своих умозаключениях данные определения, необходимо прежде выявить в самом предмете все его реальные части и элементы. Только за счёт этого наше мышление получит тот фактический материал, который позволит ему наполнить данные определения (всеобщее, особенное и единичное) конкретным содержанием. Но ещё раньше нам потребуется обнаружить сам предмет: найти его в окружающем мире и отделить от остальных. Соответственно, вся процедура постижения понятия любого предмета состоит из трёх последовательных этапов. На первом этапе мы только обнаруживаем факт бытия интересующих нас предметов. На втором – выявляем их внутреннее строение и внешние связи. На третьем – постигаем их понятие как таковое.

Категории. Каждому этапу постижения понятия соответствует своя группа определений мышления, которые называются категориями. Что такое категории? Это всеобщие признаки, которые мы находим у всех предметов вообще. Все вещи обладают количеством, качеством, формой, содержанием, отношением к чему-либо, причиной, следствием и т.д. Вот такие всеобщие признаки, мыслимые в их чистоте, называются категориями [от греч. kategoria – высказывание, обвинение, признак]. В окружающем мире мы всегда имеем какое-то определённое количество, качество, форму, содержание и т.д.. Но в своём мышлении мы находим эти определения в их чистоте: качество как таковое, форма как таковая, и т.д.

Категории являются теми внутренними конструктивными элементами нашего мышления, посредством которых оно синтезирует понятия предметов. Сами по себе категории пусты. Они лишь чистые определения мышления. Своё назначение они реализуют только тогда, когда соединяются с чувственными восприятиями вещей. В результате соединения восприятий с категориями возникают понятия предметов. Как это происходит? Это должна показать нам наука о мышлении, которая называется логикой.

Соответственно, наука о мышлении – логика – делится на три части. В первой части рассматриваются те категории, посредством которых мы обнаруживаем бытие интересующих нас предметов. Во второй – те, посредством которых мы раскрываем их сущность. Наконец, в третьей части – те категории, с помощью которых мы выстраиваем понятия предметов.

ТЕМА 2. Категории бытия

В данном разделе рассматривается последовательный ряд категорий, посредством которых мы обнаруживаем в окружающем мире интересующие нас предметы. Этот ряд включает в себя три сферы определений:

качества,

количества,

меры.

Чтобы легче освоить данный материал следует припомнить свой опыт работы с биноклем или с фотоаппаратом, снабжённым объективом. Глядя через бинокль на мир, мы наблюдаем следующую картину. Когда объектив находится в одной из крайних точек фокусного расстояния, мы видим в кадре серое размытое пятно. Переводя объектив в другую крайнюю точку фокусного расстояния, мы вновь получаем такое же серое, размытое пятно. Повторяя так много раз, вращая объектив туда-сюда, мы начинаем замечать, что в ходе этого что-то возникает и тут же исчезает. Замедляя вращение объектива, мы в итоге фокусируем очертания находящихся в кадре предметов. Далее мы пристально рассматриваем эти предметы и находим среди них тот, который нас непосредственно интересует. После этого мы переносим своё внимание только на этот предмет и далее рассматриваем уже только его: его внешний вид, его внутреннее строение, внешние связи и т.д. Вот в такой же последовательности происходит формирование образов предметов в нашем сознании.

Качество

Определения качества:

а) чистое бытие,

б) наличное бытие,

в) определённое бытие.

а) Чистое бытие

Познание любого предмета начинается сконстатации того факта, что всё то, что существует в этом мире, включая интересующий нас предмет, всё это есть. Мы признаём, что есть мир как таковой во всём богатстве его содержания. Причём всю пестроту его красок мы без каких-либо оговорок оставляем здесь без внимания и удовлетворяемся лишь только тем фактом, что всё то, что существует, что имеет место быть в этом мире, – всё это просто есть. Таков самый первый шаг в логике познания мира, который фиксируется категорией чистого бытия. В нашем примере с биноклем этой категории соответствует серое пятно, которое представляет собой полностью размытые очертания всех предметов, находящихся перед объективом.

Но, с другой стороны, это серое пятно ещё ничего не показывает нам. В нём мы не видим ни одного конкретного предмета, поскольку все они слились в однообразную серую массу. Говоря о том, что всё есть, что есть бытие как таковое, мы, следовательно, исключаем из своего внимания всё богатство содержания мира, всё то, что наполняет его собой. Тем самым категория чистое бытие оказывается равной категории ничто. Бытие есть то, что совершенно лишено определений, и точно такое же отсутствие определений есть ничто.

Конструктивная роль этих категорий заключается в том, что в своём бесконечном взаимном переходе друг в друга они образуют логический нольабсолютное начало процесса познания как такового, вне зависимости от того, что именно и в какой части мира нас интересует и что, следовательно, мы намерены познавать.

Попытка удержания определений чистого бытия и ничто проявляется как постоянное движение мысли: стремясь к достижению определения чистого бытия, мышление неожиданно для себя получает ничто, а убегая от ничто, оно приходит к чистому бытию, которое тут же опять превращается в ничто, и т.д. до бесконечности. Такое внутреннее беспокойство мысли, перебегающей от чистого бытия к ничто и обратно, есть становление. Но становление понимаемое не в историческом плане, не в плане истории развития реального объекта, а в логическом плане, в плане появления в нашем сознании образов созерцаемых нами предметов. В нашем примере с биноклем категории становления соответствует сам переход от одного серого пятна к другому и обратно.

б) Наличное бытие

При перемещении объектива из одной крайней точки фокусного расстояния в другую (от одного серого пятна к другому) мы обнаруживаем, что по ходу этого в кадре то возникают очертания каких-то предметов, то опять пропадают, преходят, сливаясь в серое размытое пятно. Это побуждает нас останавливать движение своей мысли от чистого бытия к ничто и сосредотачивать внимание на том, что возникает в ходе становления.

Сфокусировав изображение в кадре, мы в итоге получаем устойчивые образы созерцаемых нами предметов. Тем самым наше мышление восходит на ступень наличногобытия, которая представляет собой единство определений возникновения и прехождения. То, что беспрестанно возникало и ничтожилось, предстало теперь на экране нашего сознания тем, что есть в наличии.

Получив устоявшуюся картинку окружающего нас мира, мы обнаруживаем, что он состоит из ряда конкретных предметов. Каждый из них мы можем определить как нечто или как иное. Нечто – это тот предмет, который нас непосредственно интересует, а иное – это всё остальное, отличное от него. Так, например, если перед нами находятся ваза, книга и авторучка, то каждую из них мы можем определить и как нечто и как иное. Если нас интересует книга, то она будет определяться как нечто, а всё остальное – ваза и авторучка – как иное.

Наличное бытие каждого нечто (предмета) имеет свой предел, свою границу, которая определяется через его качество. Качество является интегральным признаком предметов окружающего нас мира, позволяющим отличать их друг от друга, как нечто и иное. В самом слове качество, произнесённом по слогам, слышится фраза как-что-есть. Например, неорганическое вещество планеты – это одно качество (естество), живые организмы биосферы – это другое качество, человечество – это третье качество.

в) Определённое бытие

Рассматривая интересующее нас нечто в пределах его качества, мы подвергаем отрицанию всё иное. В результате мы оставляем в фокусе своего внимания только данное нечто. Данная ступень фиксируется категорией определённого бытия. Определённое бытие – это простое соотношение нечто с самим собою, которое достигается через отрицания от него всего иного. Например, если нас интересует человечество, то мы просто оставляем за пределами своего внимания вселенную и биосферу и сосредоточиваемся только на человечестве.

Определённое бытие оставляет в пределах нашего внимания только одно данное нечто, которое мы обычно называем местоимением "это". Исключив из него всё иное, мы определяем "это" (данное нечто) как одно. Наличие границы у "этого" нечто границы обусловливает переход нашей мысли к другому нечто, от него – к третьему нечто, и т.д. Если есть одно нечто, значит, есть и многие другие нечто. Определение одно, следовательно, переходит в свою противоположность – в определение многие.

Например, если мы будем рассматривать в качестве нечто всё человечество, то обнаружим в нём одного человека, другого человека, третьего и вообще – многих людей. То же самое мы обнаружим и в наличном бытии биосферы: один живой организм, другой живой организм,..., многие живые организмы. И те же определения мы применяем к элементам Вселенной: одно небесное тело, другое небесное тело,..., многие небесные тела.

Каждое одно есть то же самое, что и многие другие одни. В силу этого определения о дно и многие преобразуются в определения единица и множество. А это значит, что, выявляя бытие предметов окружающего нас мира, мы с необходимостью переходим от их качества к определению их количества. Категории одно и многое принадлежат ещё сфере качества. Категории единица и множество принадлежат уже сфере количества.

Количество

Определения количества:

а) неопределённое количество,

б) ограниченное количество,

в) определённое количество.

а) Неопределенное количество

Всё что существует в нашем мире разделено и обособленно. В силу этого первыми определениями понятия количества являются непрерывность и дискретность (прерывность). Мир сколь непрерывен, столь и дискретен в своей непрерывности. Например: бесконечный ряд тел Вселенной, бесконечное число живых организмов на планете и т.д.

б) Ограниченное количество

Наложение границы на бесконечный ряд предметов делает неопределенное количество ограниченным или величиной. Например: "от этого дерева до этого дерева", "от этой звезды до этой звезды".

в) Определённое количество

Ограниченное количество становится определенным благодаря числу. Числа создаются посредством действия нумерации. К единице прибавляют единицу и к полученному числу всякий раз вновь прибавляют единицу. Действие нумерации не следует путать с действием сложения. При нумерации только производят числа, тогда как при сложении оперируют уже готовыми числами.

Понятие числа содержит в себе два собственных определения: численность и квант. Это значит, что любое число представляет собой одновременно и некоторое множество заключённых в нём единиц и их нераздельное единство. Множество – это численность составляющих его единиц. Единство – это квант (целостность) заключённых в нём единиц.

Из соотношения данных определений числа (численности и кванта) вытекают три главных математических действия:

- сложение (вычитание),

- умножение (деление),

- возведение в степень (извлечение корня).

Непосредственное сравнение чисел между собой дает действие сложения и вычитания. Например. Пять больше трёх на две единицы. Четыре меньше семи на три единицы.

Соотношение двух чисел между собой в противоположности их значения, когда одно число выступает как квант, а другое как численность дает действие умножения и деления. Например. Пятью семь (пять раз по семь) равняется тридцати пяти.

Когда одно и то же число выступает одновременно в единстве обоих своих определений – и как квант, и как численность, тогда мы получаем действия возведения в степень и извлечения корня. Например. Три (квант) умножаем на три (численность) и получаем девять.

Все другие математические действия являются производными от этих трёх.

Мера

Единство качественной и количественной определённости предметов даёт понятие меры. Мера – это качественно определенное количество, или количественно определенное качество.

Ступени определения меры:

- специфицированное количество,

- специфическая мера,

- реальная мера.

а) Специфицированное количество

Специфицированное количество – это произвольное соединение количественной и качественной определенности предмета. Например: "сорок тысяч курьеров", "сотни актов балета", "миллион книжных страниц".

б) Специфическая мера

Внутри специфицированного количества всегда присутствует какая-либо специфическая мера. Например. В министерствах имеется по 2-3 курьера, балет состоит из 2-4 актов, книга содержит в себе 300 странниц.

Специфические меры образуют узловую линию мер.

Узловая линия мер раскрывает себя с двух сторон: а) со стороны нарастания её интенсивной величины и б) со стороны нарастания её экстенсивной величины. Например, вот как выглядит узловая линия мер экстенсивной величины человечества: человексемьяпоселениеобластьстранамировой региончеловечество. В основе существования каждого узла лежит свой специфический фактор:

- человек – биологическая индивидуальность,

- семья – кровнородственные узы,

- город (поселение) – экуменический фактор,

- область – территориально-административный фактор,

- страна (республика) – национальный фактор,

- регион мира – религиозный или расово-этнический фактор,

- человечество – тотальность, снимающая различия всех предыдущих факторов.

Конечно, в реальной жизни указанные факторы могут иногда меняться местами и иначе сочетаться между собой, но общая последовательность узлов на экстенсивной линии мер человечества соответствует приведённой схеме.

Если теперь мы посмотрим на динамику нарастания интенсивной величины человечества, то получим аналогичную узловую линию мер. Начало нашей истории мы ведём с момента образования на Земле биовида человека разумного. Затем идут семейные и родовые общины. Им на смену приходят поселения соседских общин. На базе соседских общин образовывались города-государства и первые империи. Далее мы видим распад империй и становление самостоятельных стран - государств. На современном этапе мы наблюдаем интеграцию стран в региональные союзы и в единое мировое сообщество. Сопоставив обе линии, мы увидим, что узлы на интенсивной линии мер человечества в целом совпадают с узлами на его экстенсивной линии мер.

Понятие узловой линии мер содержит в себе богатый эвристический потенциал. Вот лишь некоторые направления мысли, которые вытекают из данного раздела логики.

а) В рамках учения об узловой линии мер можно найти рациональное обоснование необходимости образования империй в истории человечества и их последующего распада.

Когда империи создавали более развитые народы, то благодаря своему господству они стягивали отсталые и разрозненные народности в один узел. Тем самым империи, с одной стороны, стимулировали покорённые народы к более быстрому развитию, а с другой – самим фактом своего существования создавали на линии мер человечества узел более высокого порядка. После распада таких империй "освободившиеся" народы, как правило, без особого труда преобразовывались в самостоятельные и вполне жизнеспособные государства, что надо рассматривать как акт восстановления промежуточных узлов на линии мер человечества. При этом сохранялась определённая степень дееспособности и того узла, который сложился за время существования империи.

Наглядный тому пример – распад Советского Союза. Большинство входивших в его состав народов обрели свою государственность благодаря принадлежности сначала к Российской империи, а затем и к СССР. Положительным результатом распада этого союза следует поэтому считать восстановление его бывших республик в качестве самостоятельных узлов на линии мер человечества.

б) Учение об узловой линии мер указывает нам также на то обстоятельство, что первоначально прогрессивная роль тех факторов, которые послужили основанием для образования узлов на интенсивной линии мер человечества, со временем становилась тормозом, сдерживающим появление узлов более высокого порядка. Так, например, принцип кровного родства, который в своё время привёл к появлению родовых общин, в дальнейшем стал препятствием на пути образования узлов более высокого порядка: соседских общин и городов-государств. Тем более следует признать анахронизмом процветание этого принципа в современном мире, в условиях повсеместного перехода к свободным, равным, правовым отношениям в обществе.

В свою очередь, образование княжеств, герцогств, графств для своего времени было прогрессивным событием, но в дальнейшем они также превратились в тормоз на пути формирования единого государства. Каким бы жестоким нам не казался сегодня Иоанн Грозный, но его борьба против удельных князей и бояр была необходимым шагом на пути к формированию единого Российского государства.

в) Учение об узловой линии мер даёт ключ к пониманию и таких малоприятных явлений в истории человечества, как массовые казни и необратимое уничтожение культурного наследия народов, чинимые в ходе социальных революций. Для того чтобы из пестрого ряда разрозненных стран мог в дальнейшем сложиться их устойчивый союз (узел), способный к существованию на собственной основе, требовалось устранить их многовековую национально-религиозную обособленность и подвести их под некий общий знаменатель. Отсюда проистекает та кажущаяся чрезмерной степень разрушений, которыми сопровождались все великие революции. Эта чрезмерность являлась жертвой, приносимой каждым народом ради достижения единства всего человечества. Если нарастание степени целостности человечества имеет необходимый характер, то, следовательно, и деструктивная функция социальных революций во всей избыточности её проявления должна быть признана необходимой. Боль таких признаний можно смягчить той мыслью, что подобную плату за вхождение в состав человечества пришлось заплатить всем народам.

г) Отсюда же вытекают такие, казалось бы, совершенно несовместимые явления в искусстве, как, например, поэзия Владимира Маяковского и Сергея Есенина, или творчество "Машины времени" и "Песняров". При всей их внешней отстранённости друг от друга они не случайно совпадают по времени, поскольку выражают собой единство противоположных устремлений духа российского народа, равно заинтересованного как в сохранении своей самобытности и самодостаточности, так и во вхождении в единое общечеловеческое пространство.

в) Реальная мера

Узловая линия мер заканчивается определением реальной меры. Реальной мерой наличного бытия для людей является всё человечество, для живых организмов – вся биосфера, для небесных тел – вся Вселенная.

Установив реальную меру чего-либо, мы снимаем все различия с промежуточных узлов на линии мер и делаем их неразличимыми. В итоге последним определением учения о бытии становится определение абсолютной неразличённости реальной меры наличного бытия интересующего нас нечто.

ТЕМА 3. Категории сущности

Первоначальные представления о сущности вещей формируются у человека благодаря сказкам. Эти представления носят наивный и экзотический характер. Например: лягушка превращается в царевну, дуб оборачивается молодцом и т.д. Позднее эти представления дополняются явлением метаморфозы живых организмов: гусеница → кокон → бабочка → личинки → гусеницы; икринка → головастик → лягушка, и т.д. Подобные представления, хотим мы того или нет, довлеют над нашим сознанием задолго до того, когда мы всерьёз начинаем задумываться над тем, что же следует понимать под сущностью вещей.

Процедуру постижения сущности вещей мы начинаем с того, что снимаем с меры их наличного бытия определение абсолютной неразличённости. Тем самым всё богатство красок воспринимаемого нами мира становится видимым и различимым. Различие предметов обнаруживается благодаря рефлексии. Слово рефлексия означает взаимное отражение предметами друг друга, благодаря чему они раскрывают как своё различие, так и свою схожесть (тождество).

Определения сущности:

- существование,

- явление,

- действительность.

Существование

Все предметы, из которых состоит мир, сколь различны, столь и тождественны (схожи) между собой. Причем различие вещей проступает через их тождество, а тождество через различие. Например, каждый человек имеет свое лицо, лишь постольку, поскольку есть другие лица других людей. (То, что схоже на 100%, называется не тождественным, а идентичным.)

Несущественные различия предметов имеют внешний характер: высокий и низкий, худой и полный, брюнет и блондин и т.д. Существенные различия имеют внутренний характер и выступают в форме противоположности. Каждая сторона такой противоположности существует лишь постольку, поскольку существует другая сторона, и постольку, поскольку она не есть эта другая сторона. Например: мужчина – женщина, учитель – ученик, врач – больной.

Основаниемсуществования таких предметов является сама их противоположность. Например. Половой способ продолжения человеческого рода обуславливает существование мужчин и женщин. Процесс передачи знаний подрастающим поколениям обуславливает противоположность учителей и учеников. И т.д.

Каждый предмет находится в отношении противоположности не с одним, а многими другими предметами. Например, каждый человек выступает в качестве одной из сторон многочисленных противоположностей. Как мужчина он существует в своей противоположности к женщине, как отец – к своим детям, как сын – к родителям, как прихожанин – к священнику, как работник – к своей фирме, и т.д.

Являясь одной из сторон многочисленных противоположностей, вещь обладает свойствами. Данные свойства вещи проявляются через её отношение к другим вещам, которые являются их потребителями.

Качество и свойство – не одно и то же. Можно потерять отдельное свойство, но продолжать оставаться тем, что ты есть. Например, утюг, у которого не работает парообразователь, продолжает быть утюгом. Тогда как потеря качества означает прекращение существования данного предмета.

Слияние свойств вещи до их полной неразличимости дает определение материи. Обратное действие – восприятие вещи в совокупности всех ее свойств, дает определение формы. Вещь, с одной стороны, распадается на материю и на форму, с другой представляет собой их единство, поскольку материя проявляет себя только через форму, а форма – через материю. Бесформенной материи не бывает. Она является нам посредством формы.

Явление

Форма вещей двойственна. Есть внешняя форма, безразличная содержанию. Есть внутренняя форма вещей, переходящая в их содержание. Внешняя форма вещи это её внешний вид. Внутренняя форма вещи – это её строение.

Внутреннее строение (форма) вещи переходит в её содержание, а содержание вещи переходит в её строение. Содержание и форма (строение) вещи образуют её закон. Вещь такова, каково её строение и содержание происходящих в ней процессов.

Единство содержания и формы (строения) обуславливает наличие в вещах трёх видов существенных связей:

а) часть – целое,

б) сила – обнаружение,

в) внутреннее – внешнее.

а) Часть – целое

Вещь представляет собой нечто целое, хотя состоит из частей. Части обладают некоторой самостоятельностью, как по отношению друг к другу, так и по отношению к целому. Но они являются частями лишь постольку, поскольку образуют целое.

б) Сила – обнаружение

Более высокая ступень понимания сущности вещей состоит в рассмотрении частей как сил, а целого как обнаруживающего эти силы. Например, планеты солнечной системы являются не только её частями, но и действующими в ней силами. Каждый живой организм является не только частью биоценоза, но и действующей в нём силой. Каждый игрок команды представляет собой не только её часть, но и её силу.

в) Внутреннее – внешнее

Внутреннее содержание вещи обнаруживает себя через внешнее действие вещи. В своём внешнем проявлении вещь не показывает ничего иного, чего не было бы в её внутреннем содержании. Например, каков человек в своих делах, таков он и по своей внутренней сути.

Три названных вида существенных связей переходят друг в друга. Целое состоит из частей. Части проявляют себя как силы, которые реализуются через внешнее действие вещи.

Действительность

Действительность – это то, что действует.

Чтобы быть действительной, вещь должна иметь возможность для своего действия. При этом возможность проявляет себя с двух сторон:

а) как возможность самой вещи к действию.

б) как наличие внешней возможности для действия вещи.

Незрелое, неразвитое состояние вещи не позволяет ей быть действительной, т.е. действовать сообразно своей сущности.

Реализуется возможность в форме случайности. Например, диплом культуролога дает выпускнику возможность работать на многих должностях. Он выбирает одну должность, что является случайностью по отношению к имеющимся возможностям.

В свою очередь, случайность становится условием для вхождения в действительность других вещей. Например, то, что один выпускник занял какую-то одну должность, становится условием того, что другой выпускник занимает другую оставшуюся свободной вакансию.

При отсутствии условий вещь существует только в возможности, но не в действительности. Когда же все условия имеются налицо, тогда предмет становится действительным. Тем самым от условия мы переходим к определению предмета. Именно условия предопределяют необходимое содержание предмета. Например. Всем знакомы объявления типа: "Требуются молодые мужчины, до 40 лет, с таким-то образованием, со знанием языков, опытом работы..." и т.д. В других ситуациях говорят, что "работать в таких условиях другой человек не смог бы".

Единство предмета и условий даёт определение действия. Действуя, предмет переносит условия на себя, чем придает им действительность, а себя – на условия, чем придает себе действительность. Например: наличие помещения, музыкальных инструментов и учеников позволяет учителю музыки действительно осуществлять свою деятельность. И без его деятельности не может быть ни действительных учеников, ни действительной музыкальной школы, ни действительных инструментов.

Действительность, раскрывающаяся через единство определений условия, предмета и действий, даёт нам переход к определению необходимости. Действие каждого предмета предопределено тем кругом условий, которому он принадлежит. Действие самих условий как предметов в свою очередь определена другими условиями и их действием, и так далее, вплоть до пределов той системы, которую все эти предметы, условия и действия образуют. Такая целокупность соответствующих друг другу условий, предметов и действий даёт нам определение круга необходимости. Только находясь в пределах такого круга, предметы обретают свою свободу.

Например. Человек, чтобы жить, должен иметь: дом, газеты, завтраки и обеды, родственников, друзей, коллег, работу, отдых, спорт и прочее. Как ни удачно складывалась жизнь Робинзона Крузо на его острове, он всё равно стремился вернуться назад к людям, в свой круг необходимости. Северному оленю нужна тундра. И сколько, говорят, волка не корми, он всё равно в лес смотрит.

Каждая качественная ступень нашего мира – Вселенная, биосфера, человечества – представляют собой такой круг необходимости для всех образующих их предметов. В каждом таком круге существует три вида отношений действительности:

а) субстанциальное отношение,

б) причинное отношение,

в) отношение взаимодействия.

а) Субстанциальное отношение

В рамках своего круга необходимости каждый отдельный предмет представляет собой акциденцию (от лат. accidentia — случайность, несущественность). Вселенная, например, состоит из бесконечного числа единичных небесных тел. Биосфера – это мириады единичных живых организмов (акциденций). Человечество – это более 7 млрд. человек (акциденций) и бесконечное число созданных им предметов.

В своей совокупности акциденции образуют субстанцию данного круга необходимости. Иначе говоря, субстанция – это тотальность акциденций. Например, тотальность небесных тел (акциденций) даёт нам субстанцию Вселенной. Тотальность живых организмов планеты (акциденций), даёт нам субстанцию биосферы. Тотальность людей как акциденций (6,5 млрд. чел.) даёт нам субстанцию человечества.

Substantia в переводе с латыни означает основу, подстилку. Под этим словом принято понимать то, что лежит в основании всего существующего в этом мире. Но если мы будем рассматривать субстанцию отдельно от акциденций как некую первоматерию, предшествующую всему и вся, то при всей своей фантазии мы её в таком виде нигде не обнаружим. Без акциденций, связанных между собой кругом определений необходимости, субстанции не существует. Категории субстанции в том её значении, которое вкладывал в неё Спиноза, не хватало противоположного ей принципа акцидентальности. Этот недостаток был восстановлен Лейбницем в его учении о монадах (от греч. monas – единица).

б) Причинное отношение

Для того чтобы действие субстанции состоялось, необходимо наличие причины. Поскольку субстанция представляет собой тотальность акциденций, постольку причина её действия находится не вне её, а в ней самой, в её акциденциях.

У причины нет другого назначения, кроме как переходить в действие. В действии также нет никакого иного содержания, чем в его причине. Поэтому причина переходит в действие и только в него.

Проявляет себя причина действия субстанции с двух сторон:

а) как собственно причина действия,

б) как причина в действии.

Разберём это положение на следующем примере. Субстанцию человеческого общества образуют люди, её акциденции. Каждый человек представляет собой индивидуальный генератор деятельности. Совокупная деятельность людей образует мощь действия субстанции человечества.

Чтобы осуществлять деятельность человеку необходимо:

а) приобретать энергию и за счёт этого восстанавливать себя как причину действия,

б) реализовывать приобретенную энергию и тем самым проявлять себя как причину в действии.

В реальной жизни эти стороны обнаруживают себя как:

а) принцип материальной заинтересованности человека в результатах своего труда,

б) потребность человека в самом труде.

Обе стороны причины едины в своей противоположности. Творческая деятельность содержит в себе материальный интерес, а материальный интерес несёт в себе творческий потенциал деятельности.

В этом отношении весьма поучительна наша недавняя российская история. Начавшийся в 1917 году в нашей стране процесс революционного преобразования общества основывался на коммунистических идеалах. Эти идеалы отвергают принцип материальной заинтересованности и оставляют в качестве действующего лишь принцип морального поощрения за труд. В силу этого господствовал лозунг "Владыкой мира станет труд", а не личная корысть, не нажива. На деле же мы получили то, что позднее было названо репрессиями. Нагнетание атмосферы строгости, аресты, лагеря и даже расстрелы.

Почему это произошло? Потому, что репрессивный аппарат – это тот же принцип материальной заинтересованности, только в его негативном проявлении. В условиях, когда принцип материальной заинтересованности был повсеместно отменён – "Не для того революцию делали и не для того НЭП прикончили!" – репрессивный аппарат стал его правопреемником. Плюс поменялся на минус. Плата за труд осуществлялась не в форме увеличения материальных благ за хорошую работу, а в форме их лишения за плохую. Причем этот принцип утверждался не в центре, а на местах. Запорол заготовку – вредитель, сломал инструмент – враг. Благодаря репрессиям обеспечивались высокие темпы развития экономики и политическая стабильность.

Когда же, начиная со второй половины 50-х годов, Н.С. Хрущёв в значительной степени сократил репрессивный аппарат, то это не преминуло тут же сказаться на динамике развития страны. Производительность труда поползла вниз. В этих условиях руководству страны пришлось решать беспрецедентную задачу: активизация принципа материальной заинтересованности, не говоря уже о его полном восстановлении, ещё запрещалась теорией, а функционирование репрессивного аппарата уже запрещалось практикой. Но решение было найдено. Ставку вновь сделали на революционный энтузиазм масс, который, однако, требовалось каким-то образом возбудить. Надо полагать, что именно по этой причине в 1961 году на XXII съезде КПСС была объявлена программа развёрнутого строительства коммунистического общества, реальные очертания которого – что было очень важным на тот момент! – должны были воплотиться уже к началу 80-х годов, т.е. ещё при жизни самих строителей коммунизма. Это дало некоторый всплеск энтузиазма, но он оказался кратковременным.

В середине 60-х годов власть поменялась, а курс всё по тем же причинам фактически остался прежним. В годы правления Л.И.Брежнева репрессивный аппарат был сведён к минимуму, революционная энергия масс выдохлась, и в развитии страны появились застойные явления. Нельзя сказать, что принцип материальной заинтересованности не действовал в те годы вообще, он проявлял себя, но в превращённых формах. Спросом пользовалась та работа, где давали жильё, где можно было что-то уносить домой, где была ведомственная кормушка и разные льготы, и т.п. Но в целом трудовую отдачу граждан по-прежнему пытались повышать многочисленными призывами, лозунгами, обещаниями.

Начатая во второй половине 80-х годов М.С. Горбачёвым перестройка, не ради пафоса претендовала на звание революционной. В ходе неё требовалось восстановить то положительное и необходимое, что было отменено в ходе Октябрьской революции. В годы перестройки и последующего реформирования страны принцип материальной заинтересованности получил своё право на существование. С необходимости его реанимации начиналась перестройка, и именно его полное восстановление потребовало всех тех реформ, которые проводились в эти годы и которые были направлены на создание рыночной экономики. (О положительном значении Советского периода нашей истории, мы будем говорить в разделе "Самосознание".)

в) Отношение взаимодействия

Действие одной субстанции направлено на другую субстанцию. Другая субстанция реагирует на действие первой субстанции. Эта реакция сама становится действием, на которое реагирует уже первая субстанция. В результате действия одной субстанции на другую переходит в процесс их взаимодействия. Например. Человек действует на окружающую его природу, считаясь с тем, как она устроена. Природа заставляет его это делать, тем образом, что реагирует на вкладываемое в неё действие. Человеку приходится учитывать эту реакцию и, следовательно, подчинять свои действия природе.

Чтобы обычная лодка могла держаться на поверхности водоёма, вес её конструкции не должен превышать веса вытесняемой ею воды. В этом законе уже учитывается реакция природы, выступающей в образе воды, на вкладываемое в неё действие со стороны человека. И именно учёт этой реакции позволяет человеку достигать своих целей.

Благодаря отношению взаимодействия осуществляется материальное единство мира. Человечество взаимодействует с живой и неживой природой. Биосфера, в свою очередь, взаимодействует с веществом нашей планеты и энергией Солнца. А наша планета, сообразно узловой линии мер, реализует свою акцидентальную природу в безграничном храме Вселенной.

Через отношение взаимодействия лежит путь к понятию. Чтобы постичь понятие какой-либо вещи, её надо сначала увидеть, услышать, ощупать, обнюхать, вкусить. Только за счёт этого в нашем представлении появляется её образ, дальнейшая мыслительная работа с которым, даст нам её понятие.

ТЕМА 4. Категории понятия

Понятие – это то, что нужно понять. Не мы вовсе создаём понятия вещей. Они живут в самих вещах. И познать вещь, значит постичь её понятие.

В учении о понятии рассматриваются:

1) определения понятия: единичное, особенное, всеобщее;

2) суждения;

3) умозаключения.

1. Определения понятия

Понятие любого предмета включает в себя три взаимосвязанных определения: всеобщее, особенное и единичное. То, что в реальном мире предстаёт как целостность, в субъективном понятии определяется как всеобщее, то, что в реальности предстаёт в качестве частей, в понятии соответствует моменту особенности, а то, что там является единичными элементами, в понятии определяется как единичное. Другими словами, то, что на ступени действительности мы называли акциденцией, здесь, на ступени понятия, называется единичным. То, что там определялось как субстанция, здесь, в субъективном понятии, определяется как всеобщее. А то, в чём обнаруживается их единство (тождество), даёт нам определение особенности. Например. Я как единичный гражданин работаю врачом. Сфера здравоохранения, как одна из особенных сфер жизнедеятельности общества, соединяет меня с той всеобщностью (обществом), которой я принадлежу. Сфера здравоохранения обнаруживает себя, следовательно, как то особенное подразделение, в котором соединяются единичное (человек) и всеобщее (общество).

В своём восприятии окружающего нас мира мы всегда имеем дело с единичными предметами. Поэтому наше мышление проникаети внедряется в понятие какой-либо либо части мира через составляющие её единичные элементы. И далее, отталкиваясь от этих элементов, оно выходит к определениям её особенности и всеобщности. Например, для того чтобы получить понимание биосферы как целостной системы, мы имеем только один исходный материал – бесчисленное множество составляющих её плоть единичных организмов. Изучая их, мы в итоге приходим к постижению понятия биосферы в целом.

Ясность понятия есть положенное мыслью различие его определений: единичного (Е), особенного (О) и всеобщего (В). Связывая их между собой (Е – О – В), мы собираем понятие воедино.

Суждения

Суждение – это соединение в мысли двух моментов понятия: единичного и особенного, либо особенного и всеобщего, либо всеобщего и единичного. Сами суждения следует рассматривать не только в субъективном смысле, как имеющие место в нашем мышлении, но и в объективном смысле, что все вещи сами суть суждения. Это надо понимать так, что в реальном мире все единичные вещи несут на себе какую-либо особенную определённость, которую мы фиксируем посредством суждения.

Суждение содержит в себе субъект и предикат. Субъект – это то, о чём говорится. Предикат – это то, что говорится о субъекте суждения. Только предикат показывает собой то, чем является субъект. При этом очень легко впасть в ошибку, полагая что это мы по своему произволу присоединяем к субъекту тот или иной предикат. Такому предубеждению противоречит, однако, уже сам объективный характер наших суждений: "Роза есть красная", "Золото есть металл". Связка между субъектом и предикатом выражается словами есть, суть, присущ, является и другими.

Суждение следует отличать от простого высказывания. В суждении единичный субъект подводится под одну из своих особенностей, посредством которой он соединяется со своей всеобщностью. В высказывании содержатся лишь такие определения субъекта, которые не соединяют его ни с какой особенностью. Они говорят о различных состояниях субъекта, о его отдельных поступках, об изменении его координат. Например: "На неё напала сонливость", "Я уже побрился". "Он родился в деревне, но всю жизнь прожил в городе". Подобные высказывания могут стать суждениями только в том случае, если мы станем уточнять то, что в них говорится. Например, по поводу высказывания "Мимо проплыл перрон" тут же возникает вопрос: "Кто проплыл мимо: перрон или поезд?"

Место того или иного вида суждений в общем ряду определяется логическим значением его предиката. Последовательность изменения логического значения предиката, в свою очередь, определяется последовательность ступеней логики.

Согласно рассмотренному здесь материалу, мы имеем три главных ступени логики:

- категории бытия,

- категории сущности,

- категории понятия.

Вторая ступень учение о сущности сама, в свою очередь, двойственна. Она подразделяется на:

- ступень определений существования, где мы имеем рефлексию предметов,

- ступень определений действительности, где мы сводим все предметы, условия и деятельности в круг необходимости.

Всего, таким образом, мы выделяем 4 ступени логики:

- бытия (качества),

- существования (рефлексии),

- действительности (необходимости),

- понятия.

Им соответствуют 4 вида суждений, которые различаются между собой логическим значением предиката.

а) Суждения наличного бытия (качества): роза красная, стена кирпичная, картина пыльна я.

б) Суждения существования (рефлексии): чай полезен, призывник годен, подорожник целебен.

в) Суждения действительности (необходимости): золото – металл, чай – растение, Иванов – студент.

г) Суждения понятия: этот чай хорош (плох), эта картина прекрасна (дурна), эта награда справедлива (несправедлива).

Помимо указанной субординации, каждый вид суждений координирован в самом себе сообразно своим внутренним различиям.

а) Суждения наличного бытия(качества)

Они подразделяются на:

1) положительное суждение: Иванов умеет считать и писать;

2) отрицательное суждение: Петров не умеет считать и писать;

3) тавтологическое суждение, которое имеет две формы:

- пустого тождества: Иванов есть Иванов; Петров есть Петров;

- бесконечного отрицания: Иванов не есть Петров; Петров не есть Иванов; Иванов не есть Петров, и т.д.

б) Суждения рефлексии (количества)

Посредством суждений рефлексии мы распределяем все предметы по видам и родам. В ходе этого мы выводим их общие понятия. Например: это – студенты, это – повара, это – поэты и т.д.

1)В сингулярном (единичном) суждении конкретный субъект подводится под одно из общих понятий: " Иванов как умеющий считать и писать годен быть студентом "; " Петров как умеющий ухаживать за лошадьми годен быть конюхом ".

2) В партикулярном (частном) суждении субъект теряет своё единичное значение и становится в один ряд с другими субъектами. " Некоторые люди, а именно те, которые умеют считать и писать, годны быть студентами ". " Некоторые люди, а именно те, которые умеют ухаживать за лошадьми, годны быть конюхами ".

Партикулярное суждение сколь положительно, столь и отрицательно. Если " некоторые годны ", то, следовательно, " некоторые не годны ".

3) Универсальное (всеобъемлющее) суждение вбирает в себя всю обособленную в партикулярном суждении совокупность данных субъектов: всех тех, кто годны, либо, всех тех, кто не годны. " Все те, кто умеет считать и писать, годны быть студентами ". " Все те, кто не умеет считать и писать, не годны быть студентами ". " Все те, которые умеют ухаживат ь за лошадьми, годны быть конюхами ". " Все те, кто не умеют ухаживать за лошадьми, не годны быть конюхами ".

В универсальном суждении мы получаем совокупность предметов, определяемую местоимением все: "все, умеющие считать и писать, годны быть студентами", "все, умеющие ухаживать за лошадьми, годны быть конюхами" и т.д. Но когда мы говорим: все студенты, все конюхи, все растения и т.д., то это означает то же самое, как если бы мы сказали: студент вообще, конюх вообще, растение вообще.

Универсальное суждение разворачивает отношение между субъектом и предикатом на 180⁰. В сингулярном и партикулярном суждении мы подводили каждый единичный предмет под соответствующее ему общее понятие, которое предписывалось ему в качестве предиката. Теперь же определяющая роль переходит к этому общему понятию. Оно, со своей стороны, должно раскрыть необходимое содержание единичного предмета.

Таким образом, благодаря суждениям существования (рефлексии), во-первых, все единичные вещи окружающего нас мира распределяются по видам и родам. Во-вторых, создаются их общие понятия: дерево, студент, повар и т.п. В-третьих, определяющим дальнейший ход развития нашей мысли становится это общее понятие.

в) Суждения действительности (необходимости)

Потребность раскрытия содержания единичного предмета, исходя из его общего понятия, возводит мышление на ступень суждений необходимости.

1) Когда в суждении утверждается принадлежность субъекта к данному понятию, тогда мы имеем форму категорического суждения: " Иванов – студент ".

Однако это утверждение представляет собой лишь простое предположение, неподкреплённое необходимым общностью содержания субъекта и предиката. Поэтому оно переправляет наше мышление на ступень гипотетического суждения.

2) Предполагаемое в категорическом суждении единство субъекта и предиката (Иванов – студент) не может быть мыслимо без наличия той общей для них особенности, которая с необходимостью должна быть присуща им обоим. Это даёт форму гипотетического суждения: " Если Иванов студент, то, следовательно, он должен изучать науки ". Изучение наук является той особенностью субъекта Иванова, благодаря которой он подпадает под понятие студент.

Но данная особенность субъекта является только одной из многих (особенностей), предполагаемых его всеобщим понятием. Студенты не только изучают науки, но и сдают экзамены, проходят практику, пишут курсовые, защищают дипломы. Поэтому гипотетическое суждение переориентирует нас на выявление всего круга особенных определений субъекта, наличие которых предполагается его общим понятием. В результате мы получаем форму дизъюнктивного суждения.

3) Для того чтобы наш Иванов мог соответствовать понятию " студент ", он должен выполнять весь круг полагаемых данным понятием обязанностей. Когда обеими сторонами суждения становится общее понятие, тогда оно принимает форму дизъюнктивного (разъ един ительного) суждения. Например: " Студент Иванов должен не только (1) изучать науки, но и (2) сдавать экзамены, (3) проходить практику, (4) писать курсовые и (5) защищать диплом ". При исчерпывающем перечислении всех особенных обязанностей студента обеими сторонами суждения становится самоего понятия. На одной стороне такого суждения оно выступает в качестве общего понятия ("студент"), на другой стороне – как полный перечень составляющих его особенных моментов ("изучает науки", "сдаёт экзамены", "проходит практику", "пишет курсовые", "защищает диплом").

Важно обратить внимание, что в дизъюнктивном умозаключении обязательно даётся исчерпывающий перечень всех особенных частей предмета, которые в своей целокупности образуют предмет в целом. Если речь идёт о понятии "студент", то мы должны перечислить все его особенные обязанности. В результате на одной стороне суждения мы получаем всеобщность его понятия как такового – " студент ", а на другой стороне – ту же всеобщность, но уже в раскрытом виде, как исчерпывающий перечень всех его (понятия) особенных моментов: " изучать науки, сдавать экзамены, проходить практику, писать курсовые, защищать диплом ".

г) Суждения понятия

Все реальные субъекты могут, как соответствовать своему общему понятию, так и не соответствовать ему, что выявляется только посредством суждений понятия. В них мышление соотносит содержание своего понятия с содержанием самого предмета и через это устанавливает истинность их обоих. Строятся такие суждения по принципу: "Если тебе корова имя, у тебя должно быть молоко и вымя. А если нет молока и вымени, что толку в твоем коровьем имени".

1) Реальный субъект (Иванов) соотносится со своим общим понятием (студент) через некоторую свою особенность (изучает науки, сдаёт экзамены, проходит практику и т.д.). Но это соотношение фиксируется сначала в форме высказывания согласия или несогласия, без упоминания данной особенности. Таково ассерторическое (утвердительное) суждение. Например. Иванов хороший студент. Михайлов плохой студент. Их особенностью, посредством которой они соотносятся со своим общим понятием, может являться то, что один из них добросовестно изучает науки и успешно сдаёт экзамены, а другой, наоборот, прогуливает занятия и имеет задолженность. Но эта особенность опускается и заменяется однозначным утверждением типа: хорошплох, достоин – недостоин, правилен – неправилен и т.д.

2) Ассерторическое суждение, таким образом, ещё не содержит в себе никакого обоснования того, что, собственно, оно утверждает, поэтому ему с равным правом может противостоять утверждение, содержащее как положительную, так и отрицательную оценку субъекта. Таковым является проблематическое (вероятностное) суждение: Иванов, может быть, достойный, а может быть, и недостойный студент.

3) Действительно ли соответствует субъект своему понятию – это узнаётся посредством аподиктического (достоверно необходимого) суждения. В нём уже содержание предиката показывает собой, имеется ли данное соответствие или нет. Пример: Иванов добросовестно изучает науки, удовлетворительно сдаёт экзамены, успешно проходит практику, поэтому он является достойным (настоящим, хорошим, действительным и т.д.) студентом.

Одно дело – понятие, другое – его реальность. Реальные поступки конкретного субъекта могут как соответствовать, так и не соответствовать его понятию. Например, если в понятие студент входит необходимость изучения наук, прохождения практики, сдачи экзаменов и т.д., и реальный субъект – студент Иванов – всё это действительно делает и делает хорошо, то, следовательно, он соответствует понятию студент, а если нет, то – нет.

Судить о чём-либо в собственном смысле этого слова, значит сравнивать своё идеальное понимание предмета с его эмпирическим содержанием. Такие выражения, как "Я тебя сегодня не узнаю" или "Какой же он электрик, если простой выключатель не смог заменить", несут в себе сравнение понятия с его реальностью.

Аподиктическое суждение образует переход от суждений к умозаключениям. Через наполнение смыслом связки есть (между субъектом и предикатом), что мы имеем в аподиктическом суждении, оно становится умозаключением. В этом суждении мы имеем единичного субъекта, который через свои особенные проявления соотносится со своим понятием. В результате аподиктическое суждение соединяет в одно целое все определения понятия: единичность, особенность и всеобщность. Особенное становится здесь опосредующей серединой между единичностью и всеобщностью, что даёт нам исходную фигуру умозаключения: единичное – особенное – всеобщее (Е – О – В).

Умозаключения

Два суждения, связанные между собой общим выводом, становятся умозаключением. В составе умозаключения суждения становятся его посылками, а следующий из них вывод – заключением. Например, в умозаключении: Роза краснаяКрасное это цветРоза обладает цветом; роза представляет собой единичное (Е), красное – особенное (О), а цвет – всеобщее (В). Фигура этого умозаключения имеет вид: Е – О – В.

В развёрнутом виде умозаключение представляет собой последовательный круг продвижения определений понятия через его середину. Каждое определение поочерёдно занимает среднее положение, что даёт нам в итоге три фигуры умозаключения. Вывод, вытекающий из первой фигуры, становится начальной посылкой второй фигуры умозаключения. Вывод, вытекающий из второй фигуры, становится первой посылкой третьей фигуры умозаключения. Ну а вывод из третьей фигуры доказывает верность первой посылки первой фигуры умозаключения. Все три фигуры представляют собой одно-единственное умозаключение, последовательными фрагментами которого они являются:

Е – О – ВВ – Е – ОО – В – Е

Порядок видов умозаключений тот же, что и у видов суждений:

а) Умозаключения наличного бытия (качества).

б) Умозаключения существования (рефлексии).

в) Умозаключения действительности (необходимости).

Четвёртой группы умозаключений, аналогичной группе суждений понятия, не существует. Её место занимают типы объектов: механический, химический, биологический. Но их рассмотрение выходит за рамки нашего курса.

а) Умозаключения наличного бытия (качества): Е – О – В

В умозаключениях наличного бытия (качества) мы соотносим единичный субъект с одной из тех всеобщностей, к которым он принадлежит. Например, Иванов является семьянином, спортсменом, коллекционером, студентом и т.д. Каждое из перечисленных понятий связывает его с какой-то одной всеобщностью: с семьей, со спортклубом, с обществом коллекционеров, с университетом. Соответственно, в зависимости от того, какое из данных понятий Иванова мы примем в качестве среднего члена умозаключения, такую его всеобщность мы и получим. Если возьмём ту его особенность, что он является студентом, то получим его всеобщность в виде университета. Если возьмём другую особенность, что он является спортсменом, то получим всеобщность в виде спортивного клуба. И т.д.

Умозаключение наличного бытия (качества) ещё не определено ни с точки зрения качественной совместимости субъектов и предикатов составляющих его суждений, ни и с точки зрения обоснованности его вывода. Единичное (Е) и всеобщее (В) в нём изначально безразличны друг другу. Такое положение дел грозит нам тем, что совершенно разные вещи, при условии наличия у них какой-либо одинаковой особенности (общего свойства), могут быть отнесены в ходе нашего умозаключения к одной и той же всеобщности. Например: " Млекопитающие покрыты щетиной. – Сапожная щётка покрыта щетиной. – Следовательно, сапожная щётка является млекопитающим ".

На ступени умозаключений наличного бытия (качества) задача мышления заключается в том, чтобы оно проверило каждую из исходных посылок своего умозаключения на предмет их качественного соответствия друг другу. Для этого все три определения понятия (единичное, особенное и всеобщее) должны опосредовать сами себя и благодаря этому доказать своё родство, свою качественную однородность. Делать это необходимо для того, чтобы установить качественную чистоту понятия и избежать при этом посторонних примесей. Только так мышление может гарантировать себя от эклектики, способной увязать в отдельно взятом умозаключении всё что угодно: "бузину в огороде с дядькой в Киеве".

В первой фигуре (Е – О – В) обе посылки ещё не опосредованы деятельностью мысли, но уже опосредуется вывод: "Иванов является студентом. – Студенты обучаются в вузах. – Иванов обучается в вузе ".

Во второй фигуре (О – Е – В) первая посылка уже опосредована, т.к. она является выводом из первой фигуры. Соответственно, здесь опосредуется второй вывод: " Иванов обучается в вузе. – Иванов является студентом. – Студенты обучаются в вузах ".

В третьей фигуре (Е – В – О) мы имеем уже обе посылки в качестве опосредованных и, соответственно, получаем третий опосредованный вывод: " Студенты обучаются в вузах.Иванов обучается в вузе. – Иванов является студентом ".

В результате продвижения по кругу мы вернулись к тому, с чего начали – к первой посылке первой фигуры умозаключения наличного бытия (качества). Мы стартовали с суждения " Иванов является студентом ", к нему же и вернулись. Благодаря тому, что в ходе умозаключений наличного бытия была выявлена качественная однородность всех трёх определений понятия (Е – О – В), мышление может позволить себе теперь без оглядки на какие-либо другие качества субъекта (спортсмен, семьянин, нумизмат), перейти на ступень постижения различий внутри найденной им всеобщности.

Что такое вуз? – Это довольно абстрактная всеобщность, охватывающая собой всех студентов вообще. Но в пределах этой всеобщности имеются существенные различия. Одни студенты получают техническое образование, другие – медицинское, третьи – педагогическое, четвёртые – фундаментальное, и т.д. Следовательно, одни учатся в политехническом институте, другие – в медицинском, третьи –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: