ИВЭСЭП
ФИЛИАЛ НОУ ВПО
“САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ
Утверждаю
Зав. кафедрой к.и.н, доцент
____________/Л. Г. Подлевских
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины
Административное право
Направление подготовки _________________030900__________юриспруденция________________
Профиль подготовки_ государственно-правовой
Киров 2013
Административное право: учебно-методический комплекс по направлению: 030900 – «Юриспруденция»/ авт.-сост. А.Н. Мамаева. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2013. – 82 с.
Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин, протокол № 6 от 21 мая 2013 г.
Автор-составитель: кандидат юридических наук А.Н. Мамаева
Рецензент: д. ю. н., профессор П. И. Кононов
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования и предназначен для студентов юридического факультета СПбИВЭСЭП заочной формы обучения.
© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г.Кирове, 2013
© Мамаева А.Н., 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. ПРОГРАММНЫЙ БЛОК
Административное право в правовой системе Российской Федерации: управление, государственное управление, исполнительная власть; понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования: соотношение административного права с другими отраслями права; система административного права; административно-правовые нормы; источники административного права; административно-правовые отношения; субъекты административного права: административно-правовые формы и методы государственного управления; ответственность по административному праву: административное право и законность в управлении: административно-процессуальное право: административно-правовая организация в отраслях материального производства, в социально-культурной и административно-политической сфере; административное право зарубежных стран.
I. ПРОГРАММНЫЙ БЛОК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Целями изучения курса административного права является формирование у студентов высшего учебного заведения, обучающихся по направлению и по специальности «Юриспруденция», знания правовых основ организации и осуществления публичного управления, функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации, а также умения применять соответствующие правовые нормы при разрешении конкретных юридических дел, возникающих в сфере деятельности исполнительной власти.
Для достижения указанных целей решаются следующие основные задачи:
– изучение учебного материала по курсу административного права на основе лекций, учебников и учебных пособий;
– выявление и исследование проблем административного права на основе изучения соответствующих научных статей и монографий;
– анализ положений федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, являющихся источниками административного права;
– изучение практики деятельности административных органов, а также судов по делам, возникающим из административных правоотношений;
– практическое решение с использованием соответствующих нормативных правовых актов конкретных юридических казусов, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общекультурные компетенции
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
· способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Профессиональные компетенции
· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
· способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
· способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
· способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
· способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
· способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
· способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Административное право» является самостоятельной научной и учебной дисциплиной блока общепрофессиональных дисциплин в системе юридических наук и юридического образования.
Курс «Административное право» – одна из важнейших правовых дисциплин, направленная на изучение общественных отношений в сфере государственного управления, связанных с деятельностью всех субъектов административных правоотношений по практическому решению жизненно важных для общества вопросов.
Нормы административного права выражают публичный интерес, этим и определяется целевое назначение курса: формирование у студентов комплекса знаний по вопросам взаимодействия государства и граждан в процессе государственного управления, необходимых им для профессионального выполнения служебных обязанностей.
При изучении дисциплины «Административное право» используется материал дисциплин: «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Муниципальное право».
Материал, освоенный при изучении дисциплины «Административное право», является основой для дисциплин «Экологическое право», «Информационное право», «Прокурорский надзор».
Структура и содержание учебной дисциплины по направлению:
030900 – «Юриспруденция»
№ | Раздел (модуль), тема | Семестр | Виды учебной деятельности | Всего часов | ||
Лекции | Практ. занятия | СРС | ||||
Модуль 1 (часть 1) | ||||||
1. | Предмет, методы и система административного права как отрасли российского права | |||||
2. | Административно-правовые нормы и административные правоотношения | - | ||||
Модуль 1 (часть 2) | ||||||
3. | Физические лица как субъекты административного права | - | - | |||
4. | Организации как субъекты административного права | - | - | |||
5. | Административные органы как субъекты административного права | |||||
6. | Государственные служащие как субъекты административного права | |||||
Модуль 1 (часть 3) | ||||||
7. | Понятие и виды форм осуществления административно-публичной деятельности (публичного управления) | - | - | |||
8. | Понятие и виды методов осуществления административно-публичной деятельности (публичного управления) | - | - | |||
9. | Административная ответственность | |||||
Модуль 2 | ||||||
10. | Понятие, основные черты и виды административных процедур | - | - | |||
11. | Административный процесс | - | - | |||
12. | Производство по делам об административных правонарушениях | - | ||||
13. | Понятие и общая характеристика способов обеспечения законности в административно-публичной сфере | - | - | |||
14. | Административная юстиция как способ обеспечения законности в административно-публичной сфере | - | - | |||
Модуль 3 | ||||||
15. | Общие правовые основы осуществления государственного управления и регулирования в сфере экономики | - | - | |||
16. | Государственное управление и регулирование в сфере промышленности и транспорта | - | ||||
17. | Государственное управление и регулирование в сфере финансов | - | - | |||
18. | Государственное управление и регулирование в сфере культуры, искусства и спорта | - | - | |||
19. | Государственное управление и регулирование в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты | - | - | |||
20. | Государственное управление и регулирование в сфере образования и науки | - | - | |||
21. | Государственное управление и регулирование в сфере связи и массовых коммуникаций | - | - | |||
22. | Государственное управление в сфере обороны Российской Федерации | - | - | |||
23. | Государственное управление в сфере безопасности Российской Федерации | - | - | |||
24. | Государственное управление в сфере внутренних дел | - | ||||
25. | Государственное управление в сфере юстиции | - | - | |||
26. | Государственное управление в сфере иностранных дел | - | - | |||
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
№ модуля (темы) | Наименование модуля (раздела, темы) | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенцией |
Модуль 1 (ч. 1) | Предмет, методы и система административного права как отрасли российского права | ОК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности |
Административно-правовые нормы и административные правоотношения | ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | |
Модуль 1 (ч. 2) | Физические лица как субъекты административного права | ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности |
Организации как субъекты административного права | ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | |
Административные органы как субъекты административного права | ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | |
Государственные служащие как субъекты административного права | ОК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | |
Модуль 1 (ч 3) | Понятие и виды форм осуществления административно-публичной деятельности (публичного управления) | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности |
Понятие и виды методов осуществления административно-публичной деятельности (публичного управления) | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | |
Административная ответственность | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | |
Модуль 2 | Понятие, основные черты и виды административных процедур | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности |
Административный процесс | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | |
Производство по делам об административных правонарушениях | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | |
Понятие и общая характеристика способов обеспечения законности в административно-публичной сфере | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | |
Административная юстиция как способ обеспечения законности в административно-публичной сфере | ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-15, ПК-16 | осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания; способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; способность толковать различные правовые акты; способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | |
Модуль 3 | Общие правовые основы осуществления государственного управления и регулирования в сфере экономики | ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты |
Государственное управление и регулирование в сфере промышленности и транспорта | ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты | |
Государственное управление и регулирование в сфере финансов | ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты | |
Государственное управление и регулирование в сфере культуры, искусства и спорта | ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты | |
Государственное управление и регулирование в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты | ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты | |
Государственное управление и регулирование в сфере образования и науки | ОК-9, ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты | |
Государственное управление и регулирование в сфере связи и массовых коммуникаций | ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты | |
Государственное управление в сфере обороны Российской Федерации | ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты | |
Государственное управление в сфере безопасности Российской Федерации | ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты | |
Государственное управление в сфере внутренних дел | ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты | |
Государственное управление в сфере юстиции | ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты | |
Государственное управление в сфере иностранных дел | ПК-2, ПК-5, ПК-15 | способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; способность толковать различные правовые акты |
II.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
1. Руководство по изучению дисциплины
Основой для изучения студентами данной учебной дисциплины являются: лекционный материал, учебники и учебные пособия по курсу, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, выступающие в качестве источников административного права, интернет-ресурсы.
При изучении административного права студентам необходимо обратить внимание на то, что многие темы курса могут быть в полной мере усвоены ими лишь непосредственно в ходе работы с соответствующими нормативными правовыми актами. К числу таких тем относятся, в частности, «Органы исполнительной власти Российской Федерации», «Государственная служба Российской Федерации», «Административная ответственность», а также все темы особенной части административного права.
Изучение вопросов особенной части административного права, а также ответы по этим вопросам на экзамене должны строиться по следующей общей схеме:
а) предмет и задачи государственного управления (регулирования) в соответствующей сфере функционирования общества и государства;
б) система федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление (регулирование) в соответствующей сфере, их задачи и функции: Президент РФ, Правительство РФ, федеральное министерство, федеральная служба и иные федеральные органы исполнительной власти.
Изучение курса административного права осуществляется посредством проведения лекций и семинарских занятий.
На лекциях преподаватель излагает основные теоретические вопросы курса административного права в соответствии с программой, указывает учебные и научные источники, а также базовые нормативные правовые акты, необходимые для самостоятельной работы студентов.
На семинарских занятиях рассматриваются теоретические вопросы административного права в соответствии с планами этих занятий, проверяются знания студентов по этим вопросам путем тестирования. В целях установления практических навыков студентов по применению норм административного права решаются задачи.
В ходе самостоятельной работы студенты самостоятельно изучают обязательную и рекомендованную им учебную и научную литературу по административному праву, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, являющиеся источниками административного права, выполняют контрольные работы в соответствии с установленной тематикой.
2. Содержание дисциплины
Модуль 1
Часть 1