double arrow

В 31. Обязательный и инициативный аудит


Обязательный аудит - это обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и подтверждения достоверности годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация является открытым акционерным обществом (ОАО);

2) по виду деятельности организация является:

а) кредитной организацией;

б) страховой организацией или обществом взаимного страхования;

в) товарной или фондовой биржей;

г) инвестиционным институтом или фондом;

д) государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;

е) фондом, источниками образования средств которого выступают добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год превышает в 50 млн. руб. или сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.




4) организация - государственное унитарное предприятие, или муниципальное унитарное предприятие, если финансовые показатели его деятельности соответствуют положениям ФЗ «Об аудиторской деятельности». Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть понижены.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. При его проведении в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Инициативная аудиторская проверка осуществляется по решению:

1) руководства предприятия;

2) одного из учредителей (в этом случае договор на проверку заключается с учредителем, а не с предприятием).

Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению.

В отличие от обязательного аудита, который является комплексным, инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.



В 32. Права, обязанности и ответственность аудитора

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов определены ст. 13Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.08 «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы имеют право:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:



• непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

• выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ и Федеральному закону «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) предоставлятьпо требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передавать аудиторское заключение аудируемому лицу и/или лицу, заключившим договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и/или лица, заключившего договор аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащим законодательству Российской Федерации.

В отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований Федерального закона «Об аудиторсокй деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести члену саморегулируемой организации аудиторов предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) наложить штраф на члена саморегулируемой организации аудиторов;

4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;

6) применить иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов меры.

В 33. Планирование аудиторской проверки

Аудиторская проверка ограничена определенным сроком, поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей каждого экономического субъект. Данный этап аудиторской проверки регламентируется федеральным стандартом №3 «Планирование аудита».

Предплановая подготовка, оценка существенности, оценка аудиторского риска, изучение внутреннего контроля и оценка ее неэффективности предшествуют планированию.

Планирование должно проводится в соответствии с общими принципами проведения аудита таких как: комплексности, непрерывности, оптимальности планирования.

Комплектность– предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности –выражается в установлении заданий группе аудиторов по этапам планирования, по срокам проведения проверок структурным подразделениям проверяемого предприятия.

Принцип оптимальности – заключается в разработке общего плана и программы аудита на основании критериев, определяемых самой аудиторской фирмой.

При планировании выделяют 3 этапа:

1) Предварительное планирование;

2) Подготовка общего плана;

Программа аудита

1.На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита, при котором аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и источниками получения информации об организации предприятия (устав, учредительные документы). С помощью проведения анализа процедур аудитор должен выявить области значимые для аудита.

2. В процессе подготовки общего плана и программы аудитор оценивает эффективность системы внутреннего контроля. При подготовке общего плана и программы аудитору следует установить уровень существенности, позволяющей считать б/отчетность достоверной. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые изменения в общий план и программу аудитор должен документировать. В общем плане аудита организация (аудитор) должен предусмотреть сроки и составить график проведения аудита и подготовки аудиторского заключения.

3. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации средством контроля, качества работы аудитора. В соответствии со стандартом документирования аудита аудитору следует документально оформить свою программу, обозначить номером или кодом. Каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы делать в процессе работы ссылки на них в своих рабочих документах (объяснение, экспертиза, приемы анализа).

Программа аудита должна включать обязательное содержание:

-наименование проверяемой организации

-период аудита

-количество чел/часов

-руководитель аудиторской группы (аудитор)

-состав аудиторской группы

-планируемый аудит. Риск (необнаружение ошибок)

-планируемый уровень существенности.

В зависимости от изменений условий проведения аудита программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений документируются.

которая предусматривает:

- рассмотрение собранной информации о деятельности клиента;

- предварительную оценку риска и эффективности внутреннего контроля;

- определение глубины, сущности и продолжительности проверок отдельных групп операций.







Сейчас читают про: