double arrow

В 36. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, ее состав и общие требования к ней

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность форм отчетности, утвержденных в соответствии с действующим законодательством, в которых отражены нарастающим итогом имущественное и финансовое состояние организации (предприятия) и результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).

Отчетным годом для всех организаций (предприятий) считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Организация обязана составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность (месяц, квартал) нарастающим итогом с начала отчетного года. Ежемесячная отчетность составляется только для внутренних потребностей без представления ее внешним пользователям. Квартальная отчетность в обязательном порядке представляется в налоговые органы по месту регистрации организации в течение 30 дней по окончании отчетного периода. Годовая бухгалтерская отчетность представляется не позднее 90 дней по окончании года.

Состав годовой бухгалтерской отчетности:

- Бухгалтерский баланс - форма № 1;

- Отчет о финансовых результатах - форма № 2;

- Отчет об изменениях капитала - форма № 3;

- Отчет о движении денежных средств - форма № 4;

- Приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5;

- Отчет о целевом использовании полученных средств – форма № 6

Пояснительная записка;

Аудиторское заключение, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности - в случаях предусмотренных законодательством.

Специализированные формы, установленные в соответствии с п. 30 Положения о бухгалтерском учете и отчетности;

Субъекты малого предпринимательства имеют право представлять годовую отчетность в составе форм №1 и 2.

Квартальная отчетность всеми организациями представляется в составе форм №1 и 2.

Бухгалтерский баланс в системе бухгалтерской отчетности занимает центральное место. Баланс показывает положение предприятия в определенный момент времени.

Актив баланс состоит из 2 разделов: 1. Внеоборотные активы, 2. Оборотные активы.

Пассив баланса содержит 3 раздела: 3. Капитал и резервы; 4. Долгосрочные обязательства; 5. Краткосрочные обязательства.

Российский баланс строится по принципу возрастающей ликвидности. Вначале в нем производятся неликвидные и малоликвидные статьи: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и долгосрочные финансовые вложения. Затем во втором разделе представлены статьи запасов и затрат, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств.

Форма № 2 «Отчет о финансовых результатах» – отражает результаты функционирования предприятия в течение определенного промежутка времени.

Форма №3 «Отчет об изменениях капитала» раскрывает информацию об изменении уставного, резервного капиталов и других видов собственных источников и за счет каких факторов эти изменения произошли. Также в нем приводятся данные о чистых активах организации.

Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» – отражает поток денежных средств, т.е. показывает, как оборачивались денежные средства в течение отчетного периода: остаток денежных средств на начало года; поступило денежных средств; направлено денежных средств; остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Информация, содержащаяся в форме №5 "Приложение к балансу предприятия", дополняет и расшифровывает балансовые данные: наличие и движение основных фондов, социальные показатели, движение заемных средств и т.д.

Пояснительная записка представляет собой отчет, в котором дается характеристика деятельности организации в отчетном периоде и раскрываются основные факторы, повлиявшие на результаты работы организации. В нем отражаются динамика важнейших показателей деятельности организации, ее планируемое развитие, предполагаемые капитальные и финансовые вложения и иная информация, представляющая интерес для пользователей отчетности.

Отчетность должна быть достоверной, т.е. обоснованной сверенными данными синтетического и аналитического учета, подтверждена материалами инвентаризации имущества, денежных средств в кассе, выписками банков, актами сверки дебиторской и кредиторской задолженности и др.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности:

- требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность, сформированная в соответствии с законодательством России, должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации;

- требования нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими,

- требование целостности означает необходимость включения в отчетность показателей деятельности всех филиалов, представительств и иных целений, в том числе выделенных на отдельные балансы,

- требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании форм отчетности от одного отчетного года к другому;

- требования сопоставимости означает возможность сравнения аналогичных данных за ряд лет (как минимум за 2 года) и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: