математическую или априорную2. статистическую

Вероятность первого типа определяется общими, заранее заданными принципами (вероятность выпадения соответствующего числа на игральной кости составляет 1/6) и очень редко встречается в экономике.

Вероятность второго типа наиболее часто встречается при решении экономических проблем. При ее определении могут быть использованы:

• объективный метод, основанный на вычислении частоты, с которой происходят некоторые события (предположим, известно, что при разведке ста морских нефтяных месторождений двадцать были успешными, а восемьдесят закончились неудачей. Следовательно, вероятность успеха составляет 1/5 что является объективным показателем);

• субъективная вероятность, которая представляет собой предположение относительно определенного результата, основанного на суждении или личном опыте оценивающего. В этом случае различные люди могут устанавливать разное ее значение для одного и того же события и таким образом делать различный выбор. Определяющим здесь выступает наличие соответствующей информации.

Как объективная, так и субъективная вероятность используется при определении двух важных критериев, которые помогают описывать и сравнивать степень риска.

Один из критериев характеризует среднее значение, а другой – изменчивость возможного результата

Среднее значение определяется обычно как среднеарифметическое взвешенное, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения. Иногда употребляют термин «ожидаемое значение». Оно определяется как: Σ(X) = П1X1 + П2X2 + ПnXn = ПiXi

где Xi – возможный результат; Пi– вероятность соответствующего результата

Изменчивость обычно измеряется двумя близко связанными, но отличающимися друг от друга критериями:

• дисперсия – среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от ожидаемых;

• стандартное отклонение (среднее квадратичное отклонение) – квадратный корень из дисперсии;

Дисперсионный метод успешно применяется при наличии как двух, так и большего количества альтернативных результатов.

Между доходностью и риском существует прямая взаимосвязь:

1) чем выше доходность, тем выше риск; 2) чем ниже доходность, тем ниже риск.

Взаимосвязь риска и доходности в теории портфельного инвестирования описывает модель оценки капитальных активов (ценных бумаг США) — Применительно к отечественной терминологии название данной модели лучше перевести по смыслу — модель взаимосвязи риска и доходности.

Модель взаимосвязи риска и доходности имеет следующий вид: Re = Rf + β (—Rm + Rf)

где Re — ожидаемая (прогнозируемая) доходность;

Rf — доходность по безрисковым ценным бумагам, под которыми, понимаются государственные краткосрочные ценные бумаги, процентный доход по которым колеблется в пределах от 4% до 11,8%;

—Rm — средняя доходность по рынку ценных бумаг.

Следует помнить, что абсолютно безрисковых ценных бумаг не бывает. Безрисковыми называют ценные бумаги, несущие риск, незначительной величиной которого можно пренебречь.

Разные инвестиционные потоки характеризуются разной степенью риска. Проект, от реализации которого ожидают самой высокой доходности, может оказаться столь рискованным, что это приводит к существенному повышению общего предполагаемого риска, который берет на себя фирма.

Риск и доходность — взаимозависимы и прямо пропорциональны. Чем больше прибыль, тем больше риск, и наоборот; если риск велик, доходность тоже должна быть велика и т.д. Соотношение риска и доходности должно быть оптимальным, и целью должно быть увеличение доходности при уменьшении риска. Связь доходности с риском является самым основным правилом для изучения всем, кто занимается инвестиционной деятельностью

4.2 Бухгалтерский учет текущих обязательств и расчетов. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности, сроки расчетов и исковой давности. Признание обязательств в бухгалтерском учёте. Виды расчетов между участниками хоз. Отношений.

Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляю­щие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказы­вающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).Учет расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг.

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолжен­ности отражаются по их видам. Дебит. задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными де­биторами и кредиторами» - при отгрузке продук­ции покупателям, а кредиторская - на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебитора­ми и кредиторами».

Учет расчетов с покупат. и заказч. На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные ра­боты и оказанные услуги организация предъявляет расчетные доку­менты покупателю или заказчику: Д счета 62 К счета 90 «Продажи».

При погашении покупат. и заказчиками своей задолженно­сти они списывают ее с К счета 62 в Д счетов денежных средств.

Поступление платежей за проданное имущество отражают по Д счетов по учету денежных средств (51,52, 50, 55) и К счета 62.

На счете 62 по кредиту отражают суммы полученных авансов и предваритель­ной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги). При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете 62 обособленно.

Учет расчеты с поставщиками и подрядчиками. На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10,15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по Д счета 60 и К счетов учета денежных средств (51, 52, 55).

По истечении срока исковой давности дебиторская и кредитор­ская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой дав­ности установлен в три года. Для отдельных видов требо­ваний законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании сро­ка исполнения обязательств, если он определен, или с момента, ког­да у кредитора возникает право предъявить требование об исполне­нии обязательства.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давнос­ти списывается на уменьшение прибыли или-резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется по результатам инвентаризации, приказом руководителя:

а ) Д счета 91 «Прочие доходы и расходы» К счетов 62, 76. б) Д счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» К счетов 62, 76.

Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности полученную сумму относят на увеличение финансового результата. При этом делают запись: Д сч. 51 «Расчетные счета» К сч. 91/1 «Прочие доходы».

Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давно­сти списывается на финансовые результаты и оформляется следую­щими бухгалтерскими записями: Д счетов 60, 76 К счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с Положением о составе затрат (5, п. 14) суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли. По результатам инвентаризации расчетов с разными дебиторами и кредиторами руководство предприятия принимает решение о создании резерва по сомнительным долгам. При этом выявленную задолженность классифицируют следующим образом: – сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней; – сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней; – сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней.

Создание резерва должно быть подтверждено приказом или распоряжением директора организации либо лицом, его заменяющим. Для целей бухгалтерского учета суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Сумма создаваемого резерва не может превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода. Средства резерва используются исключительно для покрытия убытков от безнадежных долгов.

Учет резервов по сомнительным долгам ведется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

На сумму создаваемых резервов делаются записи по Д счета 91 «Прочие доходы и расходы» и К счета 63

Признание обязательств в бухгалтерском учёте. Обязательства - задолженность предприятия, возникшая вследствие прошлых событий и погашение которой, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды. Обязательство признается, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод в будущем вследствие его погашения. Погашение обязательства может осуществляться путем: - уплаты кредитору денежных средств; - отгрузки готовой продукции, товаров или оказания услуг в счет полученного аванса от покупателя или в порядке зачета задолженности; - перевод обязательств в корпоративные права, принадлежащие кредитору (элементы капитала) и т.д.

Есть два необходимых условия отражения задолженности как обязательств определенной балансовой категории: возможность достоверной оценки и вероятность уменьшения экономических выгод, расходования активов предприятия в будущей. Срок погашения обязательства - срок, в течение которого должно быть погашено обязательство. С целью признания, классификации и оценки в бухгалтерском учете различают: - срок с момента возникновения обязательства до момента погашения; - срок с даты составления финансовой отчетности до даты погашения.

Формы расчетов: - наличными средствами; - безналичная форма расчетов.

Формы безналичных расчетов: 1. Относительно факта свершения сделки (отгрузки продукции, товаров и т.д.) - предварительная или авансовая оплата продукции (товаров, работ и услуг); - оплата по факту свершения сделки.

2. С точки зрения условий оплаты сделки: акцептная форма расчетов; -безакцептная форма расчетов; -аккредитивная форма расчетов (предварительное резервирование средств для оплаты сделки); -плановые платежи; -зачет взаимной задолженности (взаиморасчеты).3.По используемым платежным средствам: -без использования платежных средств (расчет платежными требованиями, поручениями и др.); -чековая форма расчетов; -вексельная форма расчетов.

4. По источникам средств, привлекаемым для финансирования сделки: - за счет собственных средств предприятия (организации);

-за счет кредитов и других заемных средств; -за счет средств клиента (при посреднической деятельности).

4.3 Анализ доходности деятельности предприятия.

Устойчивое функционирование предприятия зависит от способности приносить достаточную прибыль, что оказывает влияние на его платежеспособность. В целом эффективность деятельности любого предприятия можно оценивать с помощью абсолютных и относительных показа­телей. С помощью абсолютных показателей можно проанализиро­вать динамику различных показателей прибыли (экономической, бухгалтерской, от продаж, чистой прибыли) за ряд лет. Такие расче­ты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при этом не используются соответствующие способы пересче­та в сопоставимые цены).

Относительные показатели практически не подвержены влия­нию инфляции, поскольку представляют собой различные соотно­шения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестиро­ванного, заемного и т.д.). Экономический смысл значений этих по­казателей (их принято называть показателями рентабельности) со­стоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждо­го рубля средств (собственных или заемных), вложенных в пред­приятие.

Используется система показателей эффективности деятельно­сти, среди них остановимся наследующих.

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, торговой, инвестиционной и т. д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение прибыли с наличными или потребленными ресурсами.

Рентабельность продукции (окупаемость издержек) (R3) отношения прибыли от реализации (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по организации

Рентабельность продаж (оборота) (Roб) – Рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки от реализации продукции (Врп) в целом по организации и отдельным видам продукции:

характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж.

В процессе анализа изучают динамику данных показателей, выполнение плана по их уровню, проводят межфирменные сопоставления с предприятиями-конкурентами и рассчитывают влияние факторов на изменение их величины.

Уровень рентабельности затрат по отдельным видам продукции зависит от следующих факторов первого порядка (рис.): изменения объема продаж, цены реализации, усеченной себестоимости единицы продукции и суммы постоянных затрат, отнесенных на конкретный вид продукции.

Факторная модель данного показателя выглядит следующим образом:

Определение безубыточного объема

продаж и зоны безопасности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: