Современные исследователи выделяют три основных типа мотивов, связанных с «Я»:
· мотив Я-соответствия, направляющий процесс взаимодействия с социальным окружением в целях получения обратной связи и поддержки уже имеющегося образа-Я. Авторы теорий Я-соответствия рассматривают самооценку как стабильную личностную черту, которую независимо от ее уровня человек стремится сохранить неизменной в течение всей жизни. Человек будет выбирать тех партнеров, которые видят его так же, как и он сам. Обнаружено, что люди с высокой самооценкой и позитивным образом-Я реагируют более благожелательно на одобрения, чем на порицания (так называемый эффект «позитивности»), а люди с низкой самооценкой имеют тенденцию негативные высказывания в их адрес оценивать более позитивно, поскольку они соответствуют их Я-образу, подтверждают их «плохое» представление о себе;
· мотив самовозвышения (самовозвеличивания), максимизации самооценки согласно теориям самоуважения состоит в том, что субъект независимо от наличного уровня самоуважения желает повысить его. Причем данная тенденция наиболее выражена у людей с низкой самооценкой, имеющих большую потребность в повышении уровня самоуважения. Авторы теорий самоуважения исходят из того, что люди ответят более благосклонно на позитивные оценки их другими людьми, поскольку эти оценки увеличивают чувство собственного достоинства, и ответят неблагожелательно на негативные оценки, которые фрустрируют потребность в самоуважении;
|
|
· мотив самопознания, направляющий «внутреннюю» активность субъекта и отражающий потребность в точной и адекватной оценке собственных взглядов и способностей, желание определенности в знании о себе, в том числе и за счет открытия в своем «Я» новых сторон.
Рассмотрим некоторые из механизмов формирования Я-образа и самооценивания, реализующие вышеперечисленные мотивы поведения.
Одним из основных механизмов образования представлений о себе и оценки себя является усвоение субъектом оценок, данных ему другими людьми, т.е. человек воспринимает и оценивает себя опосредованно, через интериоризацию отношений к нему отдельных людей или обобщенного отношения всей группы (так называемый «обобщенный другой»). Другими словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие: «говорят, что я умен, значит, так оно и есть». Такой подход был сформулирован в работах Ч. Кули (теория «зеркального Я») и Д. Мида. Существуют многочисленные экспериментальные исследования, подтверждающие положение об изменении самооценки в сторону групповых оценок: под влиянием благоприятного мнения самооценка повышается, а неблагожелательного — снижается. Однако принятие оценок других и использование их в качестве основы для самооценки зависит от ряда факторов, таких, например, как:
|
|
· высокая компетентность и. высокий статус. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что мнение другого принимается, если этот «другой» обладает высокой компетентностью в данной области, если же он обладает низкой компетентностью (о чем известно субъекту), то его суждения и оценки игнорируются. Информация о статусе дает тот же эффект;
· привлекательность группы. Чем привлекательнее группа для субъекта, тем скорее он будет принимать оценки, данные ему ее членами;
· степень соответствия между желаемой и реальной самооценкой: чем выше первая, тем в меньшей мере человек использует оценки других при самооценивании;
· благожелательность оценок. В случае крайне благожелательных оценок субъекта другими людьми, превышающих его собственную оценку, наблюдалась более сильная тенденция к конформности, чем в случае неблагожелательных оценок;
· степень доверия к источнику оценки. В условиях высокого доверия самооценки субъекта будут изменяться в направлении оценок его другими людьми.
Другим механизмом формирования Я-концепции служит социальное сравнение — сравнение себя с другими людьми. Для сравнения человек обычно выбирает тех, чьи характеристики являются сходными с его собственными, поскольку такой выбор способствует достижению наиболее правильных самооценок. Из теории социального сравнения следует, что если человек оценивает членов своей группы высоко, то себя по сравнению с ними — ниже, и наоборот: если других — низко, то себя — выше. В качестве примера можно привести следующие наблюдения: ученик, который лучше всех в классе справляется с математическими заданиями, оценивает свои математические способности высоко. Но при переходе в математическую школу, в специализированный класс, где собрались школьники с выраженными математическим способностями, этот школьник может столкнуться с ситуацией, когда он справляется с заданиями хуже всех, поэтому его самооценка начнет снижаться.
В случае угрозы своему «Я» субъект прибегает к «защитному сравнению», т.е. начинает сравнивать себя с теми, кто еще хуже. Например, школьник, получивший тройку по контрольной, сравнивает себя с тем, кто получил «два», а не «пять».
Теория самовосприятия, разработанная Д. Бемом, предлагает еще один механизм генезиса и функционирования Я-концепции — самоатрибуцию: субъект получает информацию и формирует представление о самом себе путем наблюдения и оценки своего поведения и тех внешних условий, при которых оно возникает. Таким образом, оценка школьником своих способностей будет зависеть не от оценок других людей, не от сравнения себя со сверстниками, а от собственных достижений в учебе.
Важным механизмом самооценивания является соотнесение реального «Я» с идеальным, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы стать. Сопоставление уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности нашло отражение в известной формуле У. Джеймса: Самоуважение = успех: притязания. Значительная дистанция между реальным и идеальным «Я» обычно интерпретируется как показатель низкой самооценки, как тревожный симптом, признак дезадаптации. Однако ряд исследований показал, что между «реальным» и «идеальным Я» существуют более сложные отношения. Все больше психологов склоняется к тому, что должно быть некоторое оптимальное расхождение между этими двумя уровнями «Я», которое дает человеку стимул к изменению, самосовершенствованию.
|
|
Еще одним механизмом самооценивания и формирования представлений о себе выступает временное сравнение, т.е. сравнение себя с самим собой на континууме «я был — я есть», сопоставление наличных достижений с прошлыми успехами. В последние годы все больше внимания уделяется такому компоненту Я-концепции, как возможные «Я», — представление индивида о том, каким он может стать, каким он хотел бы стать и каким он боится стать, — это когнитивные манифестации целей, стремлений, мотивов, страхов и опасений. Они служат существенной связью между Я-концепцией и мотивацией. Главная часть повседневной активности регулируется целями, которые связаны не с текущим взглядом индивида на себя (наличное «Я»), но с тем, что может произойти у индивида в будущем. Когда какой-либо аспект настоящего «Я» ставится под сомнение, позитивные возможные «Я» могут быть использованы в качестве защиты: «Сейчас мне одиноко, но это не будет длиться вечно». Позитивные возможные «Я» более уязвимы, чем другие элементы Я-концепции. Нападки других на чьи-то мечты порой намного хуже, чем нападки на реальные успехи и достижения. Пока эти позитивные возможные «Я» тщательно не проработаны или намеренно не вызваны и не подкреплены, они могут с легкостью выскользнуть из Я-концепции и уступить свое место негативным возможностям. С другой стороны, некоторые возможные «Я» прочно укореняются в Я-концепции.
Из всей совокупности факторов, действующих на формирование самоуважения личности в процессе деятельности, можно выделить две группы наиболее существенных. Во-первых, достижения субъекта в различных видах деятельности, или, точнее, восприятие своих достижений как успешных или неуспешных; во-вторых, отношение других людей к данному человеку. С. Хартер экспериментально доказала, что два данных фактора, детерминирующих самооценку, работают вместе: чем выше достижения в значимых областях и чем выше социальная поддержка, тем выше самоуважение. Наиболее низкое самоуважение обнаруживают те, кто воспринимает себя неуспешным, некомпетентным в важных областях и кто сообщает об отсутствии одобрения со стороны значимых людей. Отсюда следуют и пути изменения, корректировки низкой самооценки: необходимо создавать такие условия, чтобы ребенок добивался успеха и в то же время оказывать ему поддержку, одобрять его.
|
|
Важно особо отметить зависимость формирования Я-концепции ребенка от характера межличностных отношений в микросоциальном окружении, и прежде всего в семье. Многочисленные исследования в этой области показывают, что отдельные родительские действия, например одобрение матерью, сердечность, проявление интереса к детям, забота о них, значимо связаны с самовосприятием и самооценкой детей. Принимающее, т.е. внимательное, любовное, уважительное, поведение родителей по отношению к ребенку ведет к формированию у него самоприятия; отвергающее (неприязненное, пренебрегающее, неуважительное) поведение близких приводит к неприятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности. Вместе с тем есть доказательства, что авторитарные и строгие методы воспитания детей, а также родительский сверхконтроль и индифферентность ведут к низкой самооценке ребенка. М. Розенберг подчеркивал, что родительская индифферентность по отношению к ребенку даже больше связана с низкой самооценкой, чем воспитание ребенка в суровых условиях с применением наказаний.
Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование Я-концепции ребенка, «вооружая» его конкретными стандартами выполнения тех или иных действий, целями, к которым следует стремиться, образцами и идеалами, на которые стоит равняться, планами, которые надо реализовывать (В.В. Столин). Если эти цели, планы, стандарты реалистичны, то, достигая их, ребенок повышает самоуважение и формирует позитивный Я-образ. Если же планы и Цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т.е. если и то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения.
С. Куперсмит рассматривает три условия семейного воспитания, которые он связывает с формированием более высокого самоуважения у детей: а) одобрение детей родителями; б) создание родителями ясно очерченных ограничений для детей; в) предоставление детям инициативы и свободы внутри этих ограничений.
Обнаружилось, что сходное поведение отца и матери по-разному влияет на самооценку мальчиков и девочек. Например, материнское и отцовское покровительство связано с низкой самооценкой только у мальчиков. Материнский контроль негативно влияет только на самооценку девочек. Активное участие в делах ребенка, оказание ему немедленной помощи, наложение ограничений на ребенка — такое поведение матерей коррелирует с высокой самооценкой девочек, а подобное поведение отцов — с низкими самооценками как у мальчиков, так и у девочек.
Очень важную роль в формировании Я-концепции ребенка играет школа. Зачастую в школе ребенок оценивается только сквозь призму решения учебных задач. И если он не справляется с ними, то школа становится источником угрозы для личности ребенка и его «Я». Ведь все успехи и неудачи ребенка, с одной стороны, зависят, а с другой — формируют его представление о себе и самооценку. Связь успеваемости, заинтересованности в получении знаний с Я-концепцией, положительной или отрицательной, самая прямая (Р. Берне). Ученик, уверенный в своих способностях, обладающий адекватной самооценкой, имеет больше шансов на успех в учебе и межличностных контактах со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Но не менее важен вопрос о Я-концепции и самооценке самого учителя. От его отношения к самому себе зависит атмосфера в классе, отношения с учениками и, как результат, знания и психологическое состояние школьников. Как показали исследования (Р. Берне), если у учителя позитивная Я-концепция, то он чувствует себя уверенно, не боится признать ограниченность своих знаний. Вопросы учеников, их любознательность не являются для него покушением на его авторитет. Это благоприятно сказывается не только на его поведении в классе, но и на успеваемости учащихся, которые, общаясь с человеком, уверенным в их возможностях, начинают проявлять свои способности в полной мере и приобретают ощущение собственной ценности. Для педагога с негативной Я-концепцией, с низким уровнем самоуважения или симпатии к себе характерна неуверенность в себе и в положительном отношении к себе других людей. У такого человека доминантным психологическим состоянием является чувство незащищенности, тревожности, он ждет неуважения, подвоха, даже презрения к себе со стороны окружающих, он сосредоточен на самом себе — на своих чувствах и ожиданиях, страхе провала и др. Отсюда, как защитный механизм, — излишняя строгость, раздражительность, агрессивность. Для педагога по-особому важно обладание положительной Я-концепцией, высокой самооценкой, адекватным самовосприятием, акцентрирование стремление к саморазвитию.
Контрольные вопросы
1.В чем состоит отличие структурных моделей самосознания B.C. Мухиной и И.И. Чесноковой?
2.Какие факторы определяют, будет или нет субъект принимать оценки других людей при формирование собственного Я-образа и самооценки?
3.Что, по мнению У. Джеймса, определяет самоуважение и его динамику?
4.В чем отличие теорий самоуважения от теорий Я-соответствия?
5.Какова зависимость между самооценкой и уровнем притязаний?
6.Чем отличается интервальный локус контроля от экстернального?
Тестовые задания
\. Кто из психологов выделил в «Я» две подструктуры: «чистое Я» и «эмпирическое Я»?
A. Джеймс У.
Б. Фрейд 3.
B. Кули Ч.
Г. Выготский Л.С.
2. Чему равно самоуважение в знаменитой формуле У. Джеймса?
A. Самоуважение = уровень притязаний х успех.
Б. Самоуважение = успех: уровень притязаний.
B. Самоуважение = успех + одобрение значимых других.
Г. Самоуважение = уровень притязаний: успех.
3. Самоэффективность — это...
A. Вера в себя, которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого себя.
Б. Образ того, каким человек мечтает или боится стать в будущем.
B. Чувство собственного достоинства и самоуважения.
Г. Чувство собственной компетентности в той или иной деятельности.
4. Какую стратегию саморегуляции использует в ситуации угрозы собственной Я-концепции человек с высокой самооценкой?
A. «Ложная скромность».
Б. Самовозвышение.
B. «Умаление других».
Г. «Ложная уникальность».
Глава 7