Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Эффективность воспитания. Роль воспитания и его место в системе факторов развития человека.

Виды воспитания

Методы воспитания.

Общие закономерности, принципы, функции воспитания.

Воспитание в педагогическом процессе. Цели и задачи гуманистического воспитания.

1. Воспитание – категория вечная. С тех пор как человек осоз­нал себя личностью, существует и необходимость развития и формирования его как личности. Воспитание необходимо по­тому, что является одним из важнейших средств обеспечения су­ществования и преемственности общества.

В педагогике воспитание это целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, мо­рально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемы­ми обществом социальными и педагогическими требованиями, который может быть интерпретирован в нескольких смыслах.

Можно употреблять понятие «воспитание» также в ситуатив­ном, узком и широком значении. Воспитание в локальном зна­чении это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание в узком смысле – это целенаправленная вос­питательная деятельность, призванная формировать у людей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное создание условий (матери­альных, духовных, организационных) для всестороннего разви­тия человека в обществе.

Воспитание всегда преследует определенные цели, которые в настоящее время сводятся к:

  • формированию отношений личности к миру и к самой себе, предполагающему такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, пра­вильно осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникатив­но-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в обществе;

· формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психо­логические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

· воспитанию социально-компетентной личности, представ­ляющей собой человека, не только правильно понимаю­щего и адекватно оценивающего свои связи и характер вза­имодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотноше­ния, предотвращать проявления напряженности и непо­нимания в обществе;

· приобщению человека к культуре, т. е. формированию его эс­тетически и духовно совершенным, развитию у него твор­ческой индивидуальности;

· воспитанию гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и социально значимые качества, превраща­ющие ее в настоящего патриота своего народа и своей стра­ны, в борца с социальной несправедливостью и неравенством;

· воспитанию автономно развитой личности, предполагающе­му формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности;

· развитию самосознания личности, помощи ей в самоопределе­нии, самореализации, самоутверждении, которое предпола­гает, во-первых, осознание ею настоятельной необходимо­сти в непрерывном совершенствовании своих индивидуаль­но- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

  • Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности, определяемые его конкретными задачами, своеобразными функциями, содержанием, формами и методами воздействия.

Главная цель воспитания – создание материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его развитие.

2. Функции воспитания обеспечивают направленность самого содержания процесса воспитания. К ним относятся:

  • статусно-позиционная – обеспечивает понимание и принятие персоналом и трудовыми коллективами законного социального положения, роли, места, круга функциональных задач, ответст­венности и обязанностей как основных субъектов труда и жиз­ненной стратегии;
  • формирующе-развивающая – состоит в активном влиянии на процесс развития и саморазвития у работников и трудовых кол­лективов социально-ценностных характеристик, а также продук­тивную реализацию их творческого потенциала в трудовой дея­тельности;
  • информационно-коммуникативная – обусловливает активное влияние воспитания на процесс познания в трудовом коллекти­ве, а также развитие социально-значимых связей и взаимоотно­шений в коллективах;
  • мотивационно-мобилизующая – состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих субъ­ектов труда к продуктивному выполнению обязанностей и соци­ально-ценностных функций в трудовом коллективе;
  • профилактико-перевоспитующая – заключается в прогнозиро­вании, предупреждении и ликвидации нежелательных проявле­ний поведения, педагогическом упреждении отклоняющегося поведения, преодолении и ликвидации негативных качеств и черт характера работника в интересах формирования и развития со­циально-ценностных образований.

Содержание воспитания отражает всю совокупность действий и взаимовлияний воспитателя и воспитанника (учителя и уче­ника) в процессе воспитания, опосредуемых его целями, зада­чами и мотивами.

Воздействие воспитателя представляет собой совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.

Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, кото­рый осуществляется в активном взаимодействии и взаимовли­янии воспитателей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспита­ния, а сам этот процесс может быть представлен в виде модели деятельности, составляющими частями которой являются:

· воздействие воспитателя;

· личность воспитанника, представляющая собой объект воспитательного воздействия, который претерпевает опреде­ленные изменения в результате воспитательных воздействий воспитателя;

· отношение воспитанника к воздействию воспитателя, т. е. его реакции на воспитательные воздействия;

· качества, формируемые у личности, определяемые усваивае­мыми в процессе воспитания знаниями, убеждениями, уме­ниями и психологическими особенностями самой личности;

· мотив, т. е. побудительные силы личности, сформирован­ные в результате воспитания;

· поведение, т. е. особенности действий и поступков, совер­шаемых личностью в ходе и в результате воспитания. Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностя­ми жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающими требованиями к качествам личности воспитанников. Все это не­прерывно выдвигает перед процессом воспитания все новые и новые проблемы, разрешение которых позволяет совершенство­вать и саму модель воспитания, и составляющие ее компонен­ты, и содержательные характеристики последних.

Воспитание опирается на определенные, наиболее общие положения, выражающие главные требования к нему и реали­зующиеся через систему принципов: индивидуального и диффе­ренцированного подхода, воспитания в группе и через коллек­тив, воспитания в деятельности, сочетания высокой требова­тельности к воспитанникам с уважением их личного достоин­ства и заботой о них, опоры на положительное в личности и груп­пе, единства, согласованности и преемственности в воспитании.

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании предполагает:

· глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-пси­хологических особенностей воспитанников;

· определение конкретным воспитанникам задач в соответ­ствии с их личностными характеристиками;

· постоянный анализ итогов воспитательной работы;

· своевременное внесение корректив в методику воспитания с учетом особенностей каждого конкретного ученика.

Принцип воспитания в группе и через коллектив требует:

· определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив, подчинение личных интересов общим;

· обеспечивать единство и сплоченность актива класса; под­держивать все перспективное, распространять его на всю группу и закреплять в виде традиций;

· умело поддерживать силу группового мнения в борьбе с не­гативными явлениями.

Воспитание в процессе деятельности ориентирует на:

· поощрение разумной инициативы и активности учеников; чередование их деятельности с культурным, содержатель­ным отдыхом;

· требовательное отношение к недостаткам деятельности воспитанников.

Принцип сочетания высокой требовательности к воспитан­никам с уважением их личного достоинства и заботой о них предполагает:

· принципиальное и последовательное предъявление к школьникам требований, отражающих интересы общества и деятельности;

  • добиваться осознания ими необходимости выполнения тре­бований общества; не допускать в работе с детьми элемен­тов формализма, попустительства и мелочной опеки;

· проявлять уважение к каждому из них, заботу об удовлет­ворении их запросов.

Опора на положительное в личности и группе ориентирует на:

· изучение и знание лучших положительных индивидуаль­но- и социально-психологических качеств воспитанников;

· подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспита­ния; умелое использование силы положительного примера;

  • побуждение детей к настойчивому и целенаправленному са­моизучению и самовоспитанию;

· терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, ко­торые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в своих силах и возможностях.

Принцип единства, согласованности, преемственности в вос­питании требует:

· наличия единства взглядов всех воспитателей на задачи вос­питания;

· достижения единства стиля в работе и одинаковой требо­вательности всех воспитателей ко всем школьникам;

· совместных усилий общественности в воспитании; использования учителями достижений науки;

· согласованной линии воспитателей по отношению к отдельным ученикам;

· обобщения опыта по достижению согласованности и пре­емственности в воспитании.

3. Формой реализации целей и содержания воспитания явля­ются его методы. Методы воспитания – научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия вос­питателя и воспитанников, психолого-педагогического воздей­ствия на сознание и поведение последних, стимулирования их деятельности и самовоспитания. Воспитание обеспечивается совокупностью применения всех методов: убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощ­рения, принуждения.

Метод убеждения основной метод воспитания, представ­ляющий собой воздействие учителя на рациональную сферу со­знания учеников. Он обеспечивает решение главной задачи вос­питания школьников – формирования их мировоззрения, вы­соких гражданских и политических качеств, сознательной убежденности. Особое значение убеждение приобретает в усло­виях преобразований всех сфер жизни нашего общества. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взгля­дов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следо­вал ей в своей деятельности и поведении.

Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам молодого человека, обеспечивая добровольное принятие им идей, их самостоятельное осмысление и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане. Важно, чтобы в результате убеждения у детей формировались твердая уверенность в истинности усво­енных идей, способность защищать свои убеждения, активно проводить их в жизнь, бороться с ошибочными, сомнительны­ми взглядами.

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зависит от сте­пени заинтересованности в этом ученика, на которого направ­лено данное воздействие. Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию, взвесить и оценить со­ответствие аргументов выводам, а выводов – своему жизнен­ному опыту, и при достаточном или очевидном их соответствии согласиться с ними.

Метод убеждения предполагает оперативную систематичес­кую объективную информацию, разъяснение и гласность по важ­нейшим вопросам из всех сфер общественной жизни, показ ме­ста человеческого фактора в совершенствовании нашего общества. Одним из условий такой работы является правдивость, искренность воспитателя.

Убеждение не ограничивается информацией и разъяснени­ем, требует доказательства их правильности, логического обо­снования, чтобы в сознании школьников не оставалось ника­ких неясностей, сомнений. Это лучше всего достигается в усло­виях дискуссии, свободного обсуждения проблемы, когда дети обмениваются мнениями, полемизируют, совместными усили­ями устанавливают истину.

Большой силой убедительности, доказательности обладают факты, цифры. Факт как часть живой действительности, объек­тивно поданной учителем, обладает рядом свойств действенно­го педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для убеждения важно правильно подобрать и подать факты. Их можно приво­дить и произвольно, но на основе этого обычно делаются со­вершенно неправильные, необъективные выводы.

Существенное значение в убеждении и переубеждении имеет практика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, рабо­той, «проповедь действием» особенно нужны тогда, когда требу­ется доказать необходимость воплощения идей в практику, побу­дить школьников к овладению новыми приемами и формами де­ятельности. В этих условиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой, практический пример.

Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осу­ществляться или путем личного показа, или посредством органи­зации совместной деятельности, или показом опыта других. В процессе убеждения опытом, практической деятельностью про­исходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.

Под методом упражнения в воспитании обычно понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обу­чения, деятельности, которая позволяет школьникам накапли­вать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом.

Упражнение в воспитании – это не механическая трениров­ка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и програм­мами, изучаемыми в школе. А.С. Макаренко подчеркивал, что в процессе воспитания нужно «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря кото­рым выходит хороший человек».

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную обще­ственно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения, общения в коллек­тиве, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде.

Упражнения организуются как активные, ритмично повто­ряющиеся действия, приемы, способы или как система отрегу­лированного поведения детей в типичных ситуациях, соответ­ствующего их привычному нравственному сознанию, действи­ям и поступкам. Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, формируют психологию устойчивого, размеренного образа жизни и трудовой деятельности, укрепляют положитель­ные черты характера и волю. Формальная отработка умений и навыков, особенно в области спортивной борьбы, без соедине­ния с духовными ценностями ведет к возникновению двойной морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Вовлечение детей в поведенческие упражнения раскры­вает степень их воспитанности, умения включаться в процесс самовоспитания.

Учителя должны обращать особое внимание на развитие у школьников способности ориентироваться в сложившейся учеб­ной обстановке, проявлять самостоятельность, быстро прини­мать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться поставленных целей. Большинство детей любят за­нятия, насыщенные ситуациями, требующими самостоятельно­сти, напряженной мыслительной и физической работы. И не следует опекать обучаемых, спешить с подсказкой, навязывая им свои решения.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное ус­воение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять си­стематическое поэтапное воспроизведение действий, необходи­мых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личностного творчества.

Метод примера представляет собой целеустремленное и плано­мерное воздействие на сознание и поведение школьников систе­мой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования идеала коммуника­тивного поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его обще­ственной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый при­мер имеет определенное содержание, социальную значимость. Это значит, что положительный пример – понятие конкретно историческое. Позитивный пример в нашем понимании – это такие образцовые действия, поступки (вся жизнь человека), ка­чества людей, приемы и способы достижения целей деятельнос­ти, которые соответствуют нашему идеалу. В воспитательном от­ношении особенно ценны те положительные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой степенью развития ка­честв личности (коллектива) и могут служить достойным образ­цом для подражания.

Пример перерастает в самовоздействие в результате усвое­ния ребенком нравственно и эстетически привлекательного идеала, образца. Детям свойственно отождествлять себя с по­пулярной личностью, героем произведения искусства, подра­жать их поступкам, поведению и образу жизни.

Среди детей можно встретить и отрицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понимании под­ражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подра­жанию они нередко рассматривают как принижение их само­стоятельности.

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и вызывает сиюминутное, координирующее поведение детей в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание детей сосредоточивается на нравственно и эстетически привле­кательных образах, их моральное сознание обеспечивается внут­ренней уверенностью и устойчивостью. Отношение школьни­ков к «примеру» выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомни­тельными образцами в бездумном подражании.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:

- примеры непосредственного влияния (личный пример вос­питателей, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми дети находятся в постоянном контакте);

- примеры опосредованного влияния (примеры жизни и де­ятельности выдающихся людей; примеры из истории сво­его государства, трудового героизма, примеры из литера­туры и искусства).

Поощрение в воспитании – это метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляет­ся с помощью общественного признания успехов, награжде­ния, поочередного удовлетворения их духовных и материаль­ных потребностей. Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, обще­ственной, бытовой деятельности школьников, педагог добива­ется повышения эффективности и качества их труда, способ­ствует их самоутверждению.

Поощрение возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оп­тимистические настроения и здоровый социально-психологичес­кий климат, развивает внутренние творческие силы воспитуемых, их позитивную жизненную позицию. Поощрение, особенно не­заслуженное, особо подпитывает чрезмерное честолюбие неко­торых людей, их стремление добиться успеха только ради награ­ды и любыми средствами.

Система поощрения, по мере нравственного созревания уча­щихся, развивается от преимущественно материальных стиму­лов к преимущественно моральным. Реакция на поощрение дает педагогу информацию относительно состояния самолюбия и че­столюбия детей, их отношения к делу, к наградам, а также о под­линных мотивах деятельности и направленности личности. От воспитателя во многом зависит действенность поощрения школьников. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия.

Выражение удовлетворения работой отдельных детей или всего класса, одобрение, похвала, призыв следовать примеру лучших – все это различные приемы поощрения, которыми пользуется учитель. Все они требуют от воспитателя наличия умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель вы­ражает его жестом, мимикой, положительной оценкой поведе­ния или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родите­лями. Поощрение вниманием возможно при внимательном от­ношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уве­ренность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрения более высокого уровня – благодарность, награж­дение и т. д. – вызывают и поддерживают сильные и устойчи­вые положительные эмоции, дающие воспитанникам или кол­лективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достиже­нии нового, более высокого уровня. Награждать надо торже­ственно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях – это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирова­ния и связанные с ним переживания.

Поощрение воспитывает, если оно педагогически обоснован­но, т. е. объявляется за реально достигнутый значительный ре­зультат прежде всего в учебе, если оно направлено на повыше­ние качества последней. Очень важно обеспечить гласность в поощрении, чтобы привлечь внимание остальных детей к дея­тельности отличившегося, вызвать у них желание следовать хо­рошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает вос­питательную эффективность поощрения. Оно должно сопро­вождаться повышением требований к школьникам, постанов­кой перед ними более сложных задач.

Принуждение в педагогике – это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обя­занности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение.

Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и другие методы воспитания. Надо разумно пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего, надо убедить, а потом принудить. Категори­ческие требования, которые воспитатель предъявляет к воспитуемым, в случае их непонимания последними, должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Он обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем обучаемым, ко­торые уклоняются от этого. Безнаказанность, неисполнитель­ность рождают безответственность. Однако во всяком факте по­слаблений преподаватель обязан разобраться.

Отрицательно воспринимают ученики необоснованные уг­розы применить репрессивные меры, а также частые жалобы ру­ководству школы по поводу их недостаточного рвения в учебе. Учитель прежде всего сам должен найти средства личного воз­действия на тех, кто проявляет недобросовестность: усилить контроль за обучением, установить срок исполнения конкрет­ных заданий, провести беседу в присутствии других школьни­ков, организовать осуждение провинившегося в коллективе.

Разумеется, это не исключает возможности принятия к не­радивым строгих принудительных мер. В таких случаях необхо­димо создавать перспективу исправления, вовремя отмечать ус­пехи, старание учеников, стремление реабилитировать себя.

Наказание представляет собой способ конфликтного тор­можения, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллек­тива и отдельной личности деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нрав­ственного страдания, но сосредоточивает сознание на пережи­вании вины.

Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не толь­ко восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и пра­вил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутрен­ний самоконтроль, осознание недозволенности попрания инте­ресов личности и общества. Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного со­противления воспитанию. Реакция на наказание обнаруживает черты характера воспитуемого, особенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с людьми.

4. Воспитание многообразно по своим видам, отражающим его конкретную направленность и содержание. Обычно различают: конфессиональное (религиозное), авторитарное, демократичес­кое, идейно-политическое, нравственное, эстетическое, эконо­мическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое и экологическое воспитание.

Конфессиональное (религиозное) воспитание – это воспита­ние детей в духе веры в сверхъестественный мир и Бога, при­общения их к религиозным традициям и практике, выражаю­щимся в богослужениях и проповедях, богопослушном поведении, соблюдении религиозной морали и заповедей, церковных праздников.

Авторитарное воспитание – это воспитание людей в духе пре­данности одному лицу, осуществляющему управление государ­ством, беспрекословного исполнения его воли и наставлений.

Демократическое воспитании – это воспитание в духе де­мократии, равенства людей перед законами государства.

Идейно-политическое воспитание – это формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций человека, по­зволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе.

Нравственное воспитание – это формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной вос­принимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Экономическое воспитание это организованная педаго­гическая деятельность, специально продуманная система ра­боты, направленная на формирование экономического созна­ния учащихся.

Гражданское воспитание это формирование молодого че­ловека как гражданина своей Родины, как человека, способно­го бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Интернациональное воспитание – целенаправленная деятель­ность по формированию у детей всех народов России чувства сво­боды, равенства и братства, культуры межнационального обще­ния, нетерпимости к проявлению национальной ограниченно­сти и чванства.

Патриотическое воспитание это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося истори­ческими свершениями своего народа.

Правовое воспитание это деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственно­сти и активности, развития у него правовой грамотности и куль­туры, нравственно-правовых чувств.

Экологическое воспитание это формирование у детей эко­логического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действи­тельность как среду обитания и как эстетическое совершен­ство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позво­ляющего заранее предусматривать и предотвращать отрица­тельные последствия промышленного освоения природных богатств.

5. Воспитание направляет развитие, оно – главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрица­тельным условиям жизни, мирится с накоплением отрица­тельного опыта отношений и усугубляет своей беспомощ­ностью те или иные вредные явления среды».

С.Л. Рубинштейн

Влияние наследственности и среды корректируется воспи­танием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воз­действия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк – от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наслед­ственности и плохом влиянии среды) до признания его един­ственным средством изменения человеческой природы. Исти­на, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «Воспи­тание может все», с которым неоднократно выступала педаго­гика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей вос­питание вносит различную лепту – от самой незначительной до максимально возможной.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условнорефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание — это заполнение пробе­лов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивиду­альными особенностями человека, его способностями и воз­можностями.

Специальные исследования показали, что воспитание мо­жет обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотноше­ний развития и воспитания как цели и средства. Эффектив­ность воспитания определяется уровнем подготовленности че­ловека к восприятию воспитательного воздействия, обуслов­ленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень ши­рок – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходящей от воспитателей, определяет конечный ре­зультат. Поэтому определяющую роль играют конкретные си­туации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

Сила воспитательного воздействие зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С.Выгот­ский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития: 1) «уровень актуального развития»; 2) «зона ближай­шего развития». На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором – он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди разви­тия. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, ко­торые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

6. Успех воспитания всегда зависит от участия воспитанника в формировании своей личности. Сознательная и целенаправленная работа по формированию у себя определенных качеств называется самовоспитанием. Обычно такая работа становится возможной в подростковом возрасте. Однако следует помнить, что в формиро­вании своей личности ребенок участвует всегда. Кратко последо­вательность и основные приемы самовоспитания можно предста­вить как самопознание, определение идеала, самообязательство (программа достижения идеала), самоубеждение, самоорганиза­ция и самоободрение, самоконтроль и самоанализ.

Справедливо считается, что самовоспитание во много раз быст­рее формирует качества личности, чем подражание и приспособле­ние. Рассматривая «технологию», внутреннюю структуру самовос­питания, можно выделить в нем три этапа, каждый из которых, в свою очередь, разделяется на несколько звеньев. Их можно рас­сматривать и как способы воздействия на самого себя, способы ра­боты личности по формированию и развитию у себя личностных качеств.

Первый этап - определение цели. На этом этапе можно выде­лить три следующие элемента:

  • самопознание, т.е. изучение самого себя, определение уровня развития интересующих воспитанника качеств; именно здесь вос­питатели (родители, учителя) могут и должны оказать подросткам крайне необходимую им помощь, которую из других источников воспитанникам получить во многих случаях просто невозможно;
  • определение идеала (нравственного, трудового, эстетического, политического и др.); чаще всего в младшем возрасте главную роль в этом играют воспитатели, в подростковом же возрасте роль воспитателей в этом становится минимальной: подростки в большей мере ориентируются в определении идеала на сверстни­ков, кумиров эстрады, привлекательные образцы внешнего по отношению к официальной системе воспитания плана действий;
  • самообязательство, т.е. принятие конкретного плана действий, суммы конкретных качеств и степени их формирования. Самообязательство - это, собственно, план работы над собой.

Второй этап - работа по выполнению намеченного. Здесь можно выделить следующие способы воздействия на себя:

  • самоубеждение и самовнушение: известный психиатр В.М.Бех­терев советовал произносить слова самовнушения от своего име­ни, в утвердительной форме и в настоящем времени. Самым луч­шим моментом для самовнушения он считал время перед засыпа­нием и после пробуждения. Самовнушение осуществляется по схеме: должен - хочу - могу - есть. Причем именно последняя ступень - есть - является наиболее существенной;
  • самоободрение; самоприказ. Важно, чтобы воспитанник знал о возможности и высокой эффективности этих способов воздейст­вия на себя. Они являются ключевыми, главными рабочими инст­рументами самовоспитания.

Третий этап – подведение итогов работы, определение ре­зультатов приложенных усилий, эффективности работы над со­бой. Здесь можно выделить такие способы воздействия, как само­контроль и самоанализ. В лучшем случае их выполнение подразу­мевает ведение дневника, в наиболее простом - вспоминание вечером всего, что сделано за день, осмысление своего поведения, его анализ в сравнении с принятыми обязательствами. Следует отметить, что для подавляющего большинства детей и подростков участие в деятельности какой-либо детской общест­венной организации является самым сильным стимулом в само­воспитании. Сравнение себя с другими, стремление к самоутвер­ждению в группе сверстников побуждает к работе над собой больше, чем уговоры воспитателей. Так, одной из заповедей ска­утской организации является ежедневный самоотчет скаута о прожитом дне, что помогает скаутам самосовершенствоваться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: