Ной теме исследования

Подбор литературы – это самостоятельная работа студента, успешность которой зависит от его инициативы и умения пользоваться каталогами, библиографическими справочниками и т. д.

Изучение литературы по выбранной теме необходимо начать с общих работ, чтобы получить более полное представление об интересующем круге вопросов, и лишь затем начинать поиск нового материала.

Следует отмечать научные факты, которые характеризуются новизной, точностью, объективностью и достоверностью. Выписки должны быть точными и должны содержать все выходные данные.

При подборе литературы следует обращаться к наиболее поздним изданиям, так как они с современных позиций освещают тему исследования.

Следует ознакомиться с литературой в следующей последовательности:

1) нормативно-правовые документы (законы, постановления правительства, приказы и т. д.);

2) научные издания (монографии, периодические издания);

3) статистические данные (ежегодные статистические сборники).

При подборе литературы следует сразу составить библиографический список отобранных изданий, который производится в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

На основе подбора и предварительного ознакомления с литературой студент должен сориентироваться в основных вопросах темы, в последовательности их рассмотрения и изложения.

5 Составление плана курсовой работы

План курсовой работы, определяющий ее содержание, составляется с учетом выбранной проблемы исследования и особенностями предприятия. Традиционно структура курсовой работы должна состоять из следующих частей:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основная часть, разделенная на главы и параграфы;

5) заключение;

6) библиографический список;

7) приложения.

Титульный лист

На титульном листе курсовой работы должно быть следующее:

– полное наименование министерства по образованию и науке РФ;

– наименование учебного заведения (института, факультета, кафедры);

– обозначение характера работы (курсовая);

– тема курсовой работы;

– фамилия, имя, отчество студента;

– факультет, курс, специальность, номер учебной группы;

– фамилия, инициалы, должность, ученое звание научного руководителя;

– дата проверки и оценка;

– подпись научного руководителя;

– название города, в котором находится данное учебное заведение;

– год написания работы.

Титульный лист не нумеруется. Образец оформления титульного листа представлен в приложении Б.

Содержание

После титульного листа следует содержание (лист не нумеруется). В нем содержатся названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Содержание следует оформить в соответствии с образцом (приложение В).

Введение

Введение курсовой работы является очень важной составной частью, представляющей собой обоснование необходимости исследования выбранной студентом проблемы и раскрывающей научный аппарат проведения курсового исследования.

Введение включает следующие разделы:

– актуальность темы курсовой работы;

– степень разработанности исследуемой темы;

– объект и предмет исследования;

– цель курсовой работы;

– основные задачи, раскрывающие путь достижения цели;

– методы (способы) решения основных задач;

– информационная база исследования;

– структура работы.

Актуальность темы – это определение важности исследуемой проблемы, аргументация необходимости ее исследования, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций. Заключительной фразой раздела «актуальность» может быть: актуальность темы курсового исследования связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки (или уточнения) рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Степень разработки темы – это краткий анализ литературы по теме указанием, какие стороны (элементы) проблемы раскрыты в отдельных источниках. Обзор литературы касается не всей проблемы, а узкой темы, выбранной студентом. Сначала дается критический анализ того, что отражено и решено в специальной литературе, затем, что недостаточно раскрыто и нуждается в дальнейшей разработке и наконец, какие вопросы полностью не отражены в специальной литературе.

Объект и предмет исследования – это центральные вопросы изучаемой проблемы. Под объектом понимается все то, что подлежит изучению. Объект – это сфера деятельности, данная исследователю до начала работы. Предмет – это одна или несколько сторон, характеризующие объект изучения. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Например, объект исследования – трудовые ресурсы коммерческих организаций; предмет исследования – анализ трудовых ресурсов.

На основании изучения литературы и практики студент определяет, какой именно предмет следует исследовать с точки зрения актуальности, экономической значимости и перспективности.

Цель курсовой работы – это конечный прагматический результат работы, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Например, целью курсовой работы «Анализ и оценка состояния и использования трудовых ресурсов на предприятии» является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.

Задачи определяются поставленной целью и отражают поэтапное ее достижение. Они могут начинаться со следующих слов:

– определить;

– проанализировать;

– уточнить, дополнить понимание;

– выявить;

– систематизировать;

– разработать и т. д.

Количество задач должно быть 4–5. Задачи обязательно должны быть отражены в выводах, рекомендациях и заключении.

В курсовой работе по анализу деятельности производственных систем могут использоваться такие методы исследования, как методы системного анализа и исследования операций, математические, статистические методы, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, методы экономико-математического моделирования, методы факторного анализа, методы экспертных оценок и др.

К методологическим основам и методам исследования тесно примыкает подраздел «Информационная база исследования». В нескольких строчках данного подраздела указывается, что в числе информационных источников курсовой работы использованы:

– научные источники: данные и сведения из монографий, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций, семинаров и т. п.;

– статистические источники: отечественные и зарубежные статистические материалы, отчеты органов государственной, региональной, ведомственной статистики, материалы разных организаций, фондов, институтов и т. п.;

– официальные документы: кодексы законов, законодательные и другие нормативные актов, в том числе положения, инструкции, доклады и т. п.;

– результаты собственных расчетов и т. п.

Структура работы описывается в соответствии с разделом «Содержание». Объем введения не должен превышать двух-трех страниц. Примерный вариант написания введения приведен в приложении Г.

Основная часть

Основной текст курсовой работы разбивается на три главы, каждая из которых может в свою очередь, дробиться на параграфы. Слишком подробное дробление не желательно, т. к. каждый параграф должен завершаться определенным выводом, предложением практического характера или критическим резюме автора, что сделать бывает достаточно сложно. К тому же и завершение главы также предполагает определенный вывод.

Заголовок первой главы формируется в соответствии с темой курсовой работы. Нельзя писать «Теоретическая часть». Первая глава текста курсовой работы должна включать в себя обзор отечественной и зарубежной литературы, материалов периодической печати по теме работы, на основе чего студент обстоятельно излагает, как данная проблема отражена в специальной и учебной литературе.

В этой главе должна освещаться экономическая природа показателей, исследуемых в курсовой работе; раскрываться роль экономических показателей в управлении предприятием; обосновываться методики анализа и т. д.

Заголовок второй главы также формируется в соответствии с темой курсовой работы. При этом следует указывать название предприятия, по данным которого выполняются расчеты и анализируемый период. Нельзя писать «Практическая часть».

Во второй главе обычно излагается выбранная методика анализа, которая должна подтверждаться конкретными расчетами, аналитическими таблицами, графиками и т. д. Расчеты, выполняемые в курсовой работе, должны быть представлены в динамике за несколько лет (три года), должно определяться влияние основных факторов и т. д. После каждой таблицы и графика следует писать вывод, в котором необходимо описать полученные результаты, указать причины и факторы полученных результатов и т. д.

Результатом третьей главы являются выводы и предложения по улучшению финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Студент должен стремиться к тому, чтобы каждое его предложение, каждый вывод были обоснованы, а не формальны.

Для выполнения аналитической главы курсовой работы студент может применять программные средства, такие как Audit Expert, Project Expert, ИНЭК-Аналитик, электронные таблицы Microsoft Excel и др.

Формулировки глав не должны повторять тему курсовой работы. Любая из глав может содержать иллюстративный материал.

Заключение

Оно должно быть конкретным, выполненным в виде аналитической записки. В заключении должны быть изложены основные результаты курсовой работы и предложены мероприятия, реализация которых позволят анализируемому предприятию повысить эффективность своей деятельности, избежать банкротства, максимизировать прибыль и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: