Сущность и ключевые показатели

ГЛАВА 10

ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Сущность и ключевые показатели

Кредитоспособность — это система условий, определяющих способность организации привлекать заемный капитал и возвращать его в полном объеме в предусмотренные сроки. Оценка кредитоспособности осуществляется с учетом следующих основных условий:

1) структуры используемого капитала и финансовой устойчивости;

2) оценки производимой продукции с точки зрения спроса на нее при сложившихся рыночных условиях;

3) ликвидности активов организации.

Уровень кредитоспособности организации находится в прямой зависимости от уровня платежеспособности и финансовой устойчивости. Однако кредитоспособность оценивается более широким кругом показателей, чем платежеспособность или финансовая устойчивость.

Поскольку речь идет о возможности и необходимости для организации использовать платные заемные источники финансирования, нельзя ограничиваться лишь оценкой балансовых данных, сопоставлением структуры активов и пассивов. Необходимо, кроме того, оценить рентабельность активов и пассивов, их оборачиваемость, а это означает, что выручка от продаж и рентабельность продаж являются исходными данными для оценки кредитоспособности.

Привлечение платных заемных источников финансирования целесообразно с финансовой точки зрения лишь в случае, если целью такого привлечения является улучшение финансовых показателей, в том числе обеспечение условий для погашения кредитов и выплаты процентов. Иными словами, результатом привлечения кредита должно быть увеличение стоимости активов, приводящее к росту выручки и прибыли от продаж, причем в такой степени, чтобы обеспечить не только погашение долга, но и рост чистой прибыли.

Кроме того, привлечение дополнительных заемных источников финансирования не должно приводить к тому, чтобы платежеспособность или финансовая устойчивость оказались на уровне ниже необходимого для данной организации (здесь речь идет о краткосрочном кредите).


Принимая во внимание вышесказанное, отметим, что для оценки кредитоспособности необходим определенный круг показателей, отвечающих на все эти вопросы. Показателя, входящие в первую группу, характеризуют структуру баланса организации, поэтому близки по смыслу к ранее рассмотренным показателям платежеспособности и финансовой устойчивости.

1. Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности. Мы уже пользовались этим показателем ранее под названием «реальный коэффициент общей ликвидности» (см. гл. 3). Он отражает действительный уровень платежеспособности организации и базируется не на балансовых данных об оборотных активах, а на данных, оценивающих реальные возможности превращения запасов и дебиторской задолженности в денежные средства.

2. Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу. Это один из показателей финансовой устойчивости в несколько видоизмененной форме. Определив нормальное значение показателя, соответствующее структуре активов организации, можно оценить и фактическое его значение, отражающее степень зависимости организации от краткосрочных заемных источников финансирования.

3. Отношение основных средств к стоимости активов. Основные средства — главная часть производственного потенциала, решающий фактор формирования того или иного объема производства и выручки от продаж. С другой стороны, высокая доля основных средств в стоимости активов — фактор, снижающий мобильность имущества и требующий больших затрат собственного капитала на его финансирование.

Следовательно, этот показатель можно оценивать лишь в сопоставлении с другим, оценивающим состояние собственных оборотных средств организации.

4. Отношение запасов к собственным оборотным средствам. В составе показателей финансовой устойчивости мы рассматривали сущность и нормальное значение этого показателя. Если он равен единице, то высокое отношение основных средств к стоимости активов — лишь отражение профиля деятельности организации.

Вторая группа показателей имеет целью оценить оборачиваемость отдельных элементов активов и пассивов, наиболее важных при оценке кредитоспособности.

1. Отношение выручки от продаж к собственному капиталу. Это показатель числа оборотов собственного капитала за период, в течение которого формируется выручка от продаж. Оборачиваемость собствен­ного капитала характеризует эффективность его использования: чем меньший собственный капитал участвует в осуществлении кругообо­рота, обеспечивающего данную выручку от продаж, тем рациональнее


организация использует собственные источники финансирования. Это аргумент в пользу того, что заемные источники финансирования тоже будут использоваться эффективно. Однако все сказанное верно только при условии, когда соотношение краткосрочной задолженности и соб­ственного капитала отвечает требованиям необходимого уровня платежеспособности.

2. Отношение выручки от продаж к дебиторской задолженности. Это показатель оборачиваемости дебиторской задолженности. Чем больше число ее оборотов, тем быстрее она превращается в денежные средства, т.е. тем выше ее ликвидность. Исходя из оборачиваемости дебиторской задолженности можно рассчитать, какая часть выручки
и прибыли от продаж соответствует поступившим денежным средствам. Но в расчет дебиторской задолженности целесообразно включать не всю ее балансовую величину, а лишь ту часть, которая относится к выручке данного периода (т.е. долги покупателей без учета сформировавшихся до начала периода).

3. Отношение выручки от продаж к собственным оборотным средствам. Показатель отражает оборачиваемость мобильной части собственного капитала. Его нельзя оценивать изолированно от отношения необходимых запасов к собственным оборотным средствам, так как высокая оборачиваемость собственных оборотных средств может быть следствием их недостаточности для финансирования необходимых запасов.

4. Отношение выручки от продаж к запасам. Этот показатель близок к показателю оборачиваемости запасов, однако не тождествен ему. Вообще для целей оценки оборачиваемости запасов надо принимать в расчет не всю выручку, а лишь материальные затраты в составе выручки. Но в данном случае показатель несет другую информационную
нагрузку — он дополняет предыдущий показатель.

Третья группа показателей представляет собой итоговую оценку уровня кредитоспособности организации, так как они рассчитываются на основе прибыли от продаж.

1. Рентабельность собственного капитала, т.е. отношение прибыли от продаж к стоимости собственного капитала. Уровень данного показателя определяет целесообразность использования платных заемных источников финансирования: если ставка процента за кредит выше рентабельности собственного капитала, использование кредита нецелесообразно, так как приведет к снижению прибыли и ухудшению других финансовых показателей.

2. Рентабельность собственного капитала, т.е. отношение прибыли от продаж к выручке. От этого показателя зависит уровень предыдущего.


Все названные показатели, используемые для оценки кредитоспособности организации, интересны в динамике: их уровень до пользования кредитами сопоставляется с уровнем, формирующимся при условии привлечения кредитов в состав источников финансирования.

Нетрудно заметить, что большинство показателей находятся в функциональной или логической взаимозависимости; одни можно рассматривать как факторы формирования других. Однако это не снижает значение показателей-факторов, поскольку они позволяют конкретизировать основные показатели. Назовем последние ключевыми.

Ключевые показатели кредитоспособности должны непосредственно отражать следующие стороны деятельности организации:

1) эффективность использования собственного капитала;

2) обеспеченность имеющихся заемных источников финансирования ликвидными активами;

3) достаточность собственных источников финансирования для покрытия внеоборотных активов и важнейших элементов оборотных активов до привлечения кредита.

Данную информацию можно получить с помощью следующих показателей:

■ отношение прибыли от продаж к собственному капиталу;

■ отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности;

■ отношение собственных оборотных средств к запасам.

Все остальные показатели участвуют в формировании названных ключевых, либо необходимы как дополнительные при оценке ключевых.

Введем условные обозначения для рассмотрения зависимостей между показателями:

В — выручка от продаж;

П — прибыль от продаж;

Кс — собственный капитал;

Со —собственные оборотные средства;

Кд —краткосрочная задолженность;

Д3—дебиторская задолженность;

36 — запасы балансовые;

Ал—ликвидные активы.

Взаимосвязь первого ключевого показателя с другими показателями кредитоспособности:

(10.1)

Взаимосвязь второго ключевого показателя с другими отсутствует: этот показатель (Ал: Кд) играет самостоятельную роль и является


условием возможности или невозможности привлечения организацией дополнительных заемных источников финансирования.

Взаимосвязь третьего ключевого показателя с другими показателями кредитоспособности:

Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу (Кд: Кс) находится в логической связи с отношением ликвидных активов к краткосрочной задолженности (Ал: Кд): чем выше последний показатель, тем больше оснований для высокого уровня первого.

Отношение выручки от продаж к дебиторской задолженности (В: Д3) дополняет информацию, даваемую показателями, в расчете которых участвуют прибыль и выручка от продаж: оно характеризует скорость превращения выручки и прибыли в денежные средства, часто­ту погашения долгов покупателями.

Отношение основных средств к стоимости активов дополняет показатели, связанные с состоянием собственного капитала: чем больше доля основных средств в активах, тем больше доля добавочного капи­тала в общей величине собственного капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: