Центробежные секционные насосы типа ЦНС предназначены для перекачивания воды и других жидкостей, сходных с водой по химической активности и вязкости и имеющих следующие характеристики:
Водородный показатель (рН)...................7—8,5
Массовое содержание механических примесей, %, не более..... 0,1
Размер твердых частиц, мм, не более ……………………….. 0,1
Насосы типа ЦНС изготавливаются следующих модификаций:
ЦНС — для температуры перекачиваемой жидкости до 45°С;
ЦНСГ — для перекачивания жидкости с температурой до 105 °С;
ЦНСМ — для перекачивания турбинного масла марки Л22 с температурой до 60°С в масляной системе турбогенераторов.
Конструктивно центробежные секционные насосы типа ЦНС 300 состоят из корпуса и ротора.
Корпусные детали насоса: крышки входная 19 и нагнетания 12, корпусы направляющих аппаратов 13, 31, направляющие аппараты 14, передний 28 и задний 1 кронштейны.
Подвод жидкости к рабочему колесу I ступени 40 с уплотнительным кольцом 39 осуществляется через входной патрубок входной крышки, направленный под углом 90° к оси насоса и располагаемый в горизонтальной плоскости. Напорный патрубок в крышке нагнетания направлен вертикально вверх.
|
|
Корпусы направляющих аппаратов, направляющие аппараты, входная крышка и крышка нагнетания крепятся друг к другу с помощью стяжных болтов 18 с шайбами 21 и 22. Стыки корпусов направляющих аппаратов уплотняются круглым резиновым шнуром 29.
Корпус направляющего аппарата 13 с уплотнительным кольцом 15, направляющий аппарат 14 с уплотнительным кольцом 16 совместно с рабочим колесом 17 составляют секцию насоса.
Ротор насоса представляет собой вал 2, на котором на шпоночных соединениях смонтированы рабочие колеса 17, 30 и 40, кольцо 25, защитная втулка вала 24, достанционная втулка 11, регулировочные кольца 9, разгрузочный диск 7. Осевое перемещение деталей, смонтированных на валу, устраняется с помощью гайки ротора 4.
В местах выхода вала из ротора установлены сальниковые уплотнения 6 со втулкой 3, прижимающие набивку.
Для предупреждения подсасывания воздуха через сальник на стороне входной крышки предусмотрен гидравлический затвор, при этом жидкость под давлением, равным давлению после I ступени, проходит через отверстие В во входной крышке к втулке гидравлического затвора 23, в которой имеется отверстие для подвода жидкости к защитной втулке вала 24. Проходя по защитной втулке вала через сальниковую набивку, перекачиваемая жидкость не только предупреждает попадание воздуха в насос, но и охлаждает сальниковое уплотнение.
Опоры вала — подшипники качения, устанавливаемые в переднем и заднем кронштейнах на скользящей посадке, позволяющие ротору перемещаться в осевом направлении на величину разбега ротора. В заднем кронштейне /, закрываемом с торцов крышками 34 и 38, подшипник, установленный на втулке 32, удерживается от перемещения гайкой 37.
|
|
Отверстия под подшипники в кронштейнах закрыты крышками. Места выхода вала из кронштейнов герметизируются резиновыми манжетами 35. Отбойные кольца 33 устраняют попадание воды в подшипниковые камеры.
Уравновешивание возникающего при работе насоса осевого усилия осуществляется при помощи разгрузочного устройства, состоящего из диска 7, кольца 8, разгрузочной 10 и дистанционной 11 втулок.
Конструкция насосов ЦНС38, ЦНС60, ЦНС105, ЦНС180, по существу, одинакова с описанной для насосов ЦНС300 и может отличаться небольшими изменениями отдельных деталей.
Конструкция насосов типа ЦНСГ не предусматривает охлаждения сальников перекачиваемой жидкостью и создания гидравлического затвора, в котором нет необходимости, так как насос работает с подпором.
Охлаждение подшипников осуществляется водой от постороннего источника.
Направляющий аппарат (лопаточный отвод), применяемый в многоступенчатых насосах, состоит из нескольких каналов со спиральными и диффузорными участками.
Уравновешивание осевого усилия. Во время эксплуатации насоса на рабочее колесо действует осевая сила — результат воздействия потока жидкости на внутреннюю и наружную поверхности этого колеса.
Осевая сила может быть значительной и в аварийной ситуации вызывать смещение рабочего колеса, нагрев подшипников, а при смещении ротора — соприкосновение колеса с неподвижными частями корпуса, в результате чего происходят истирание стенок рабочего колеса и поломка насоса.
Для уравновешивания осевой силы в одноступенчатых насосах применяют:
рабочие колеса с двусторонним входом;
разгрузочную камеру, сообщающуюся с областью всасывания с помощью трубки или через отверстия в заднем диске; недостаток камеры — снижение к. п. д. насоса на 4—6 %;
радиальные ребра (рис. 15,6), уменьшающие воздействие осевой силы за счет снижения давления жидкости на заднем диске;
упорные подшипники.
Для уравновешивания осевого усилия в многоступенчатых насосах используют:
рабочие колеса при соответствующей системе подвода жидкости от колеса к колесу (рис. 15, д, е, ж);
автоматическую гидравлическую пяту (рис. 15, в), установленную за последней ступенью насоса.