Й учебный вопрос «Органы государственного пожарного надзора МЧС России, их роль в расследовании преступлений и правонарушений, связанных с пожарами»

Термины и определения

Р а с с л е д о в а н и е п р е с т у п л е н и й – уголовно-процессуальная деятельность специально – уполномоченных субъектов, направленная на раскрытие преступления или происшествия, установление определенной истины по делу;

д о з н а в а т е л ь – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

д о з н а н и е – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;

о р г а н ы д о з н а н и я – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;

с у д е б н а я э к с п е р т и з а – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;

з а к л ю ч е н и е э к с п е р т а – письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом;

п о ж а р н о - т е х н и ч е с к а я э к с п е р т и з а – это производимое в установленном законом порядке исследование материалов и обстоятельств дела о пожаре, а также нарушении правил пожарной безопасности, осуществляемое экспертом или специалистом с целью установления места и времени возникновения пожара; причин и путей его распространения, а также для разрешения других технических вопросов;

с у д е б н а я н о р м а т и в н а я п о ж а р н о - т е х н и ч е с к а я э к с п е р т и з а – вид пожарно-технической экспертизы, заключающийся в исследовании на основе специальных знаний в области пожарной безопасности нарушений нормативных противопожарных требований, а также их причинной связи с возникновением, развитием и последствиями пожара (произошедшим или потенциально возможным).


й учебный вопрос «Органы государственного пожарного надзора МЧС России, их роль в расследовании преступлений и правонарушений, связанных с пожарами»

После того как пожар потушен, работа пожарной охраны и полиции не заканчивается - наступает новый ее этап, не менее ответственный, чем тушение пожара.

Первое упоминание о причине пожара и виновных в нем лицах появляется в составляемом "по горячим следам" акте о пожаре, в котором имеется соответствующая графа.

Значит ли это, что установлением причины пожара занимается начальник караула или другой руководитель тушения пожара?

Конечно, нет; дело РТП - тушить пожар, а не расследовать его.

Первым должностным лицом, кто должен заняться непосредственно этим вопросом, является дознаватель ГПС или сотрудник (инспектор) госпожнадзора (ГПН ГПС), на которого, помимо всего прочего, возложены эти функциональные обязанности.

Работа по установлению причины пожара протекает в двух направлениях - процессуальном и направлении, регламентированном ведомственными актами.

Рис. 1. Участие пожарных специалистов в расследовании и исследовании пожаров:

I - по статьям, по которым предварительное следствие обязательно (напр., 167 УК РФ); II - по статьям, по которым предварительное следствие не обязательно (напр., 168, 219 УК РФ); Д - дознаватель ГПС; И - инженер ИПЛ; П-любой пожарный специалист (сотрудник ГПС); Э - пожарно-технический эксперт

Первое (процессуальное) направление включает в себя установление наличия признаков преступления и его предварительное расследование (установление обстоятельств преступления и их предварительную оценку).

Эту работу выполняют органы и должностные лица, определенные законом.

Действующим законодательством на должностных лиц органов Государственного пожарного надзора МЧС России возложены обязанности органа дознания по делам о пожарах, а также производство по делам об административных правонарушениях, включая административное расследование.

Проверки по фактам пожаров - деятельность сотрудников государственной противопожарной службы по исследованию всех обстоятельств пожара, установлению очага, причин и лиц, виновных в их возникновении, размера и характера материального ущерба, а также наличия и отсутствия признаков преступления.

При проведении проверок лицо, производящее дознание, устанавливает:

время, место возникновения пожара, данные о его развитии и тушении.

причину пожара, лиц, виновных в его возникновении, обстоятельства, влияющие на степень и характер их ответственности;

материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших лиц, другие последствия от пожара;

противопожарное состояние предприятия, объекта до пожара причинно-следственную связь с возникновением пожара, его распространением и наступлением последствий;

причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Данные факты устанавливаются путем осмотра места пожара с

составлением протокола, плана и схемы места пожара, путем опроса лиц и получения от них письменных объяснений (пострадавших, виновных, очевидцев, участников тушения пожара, лиц, ответственных за противопожарное состояние и охрану объекта), получения технических заключений специалистов (инженеров, электриков, химиков и др.), документов, подтверждающих материальный ущерб от пожара, и других необходимых действий. Согласно ст. 109 УПК РФ проверка по факту пожара проводится в течение 3-х дней, а в исключительных (требующих дополнительного времени) случаях - в срок не более 10 дней, при этом согласие на продление дает начальник органа дознания по рапорту лица, производящего дознание. По истечении указанного времени проведение проверки, в т.ч. сбор и приобщение каких-либо документов не допускается.

По результатам проверок по фактам пожаров при наличии признаков преступления (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость), выносится постановление о возбуждении уголовного дела либо материал направляется прокурору по подследственности, а при отсутствии таких признаков - постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. К обстоятельствам, исключающим производство по делу, относятся:

отсутствие события преступления

отсутствие в действиях лица состава преступления

истечение сроков давности

наличие акта амнистии

недостижение лицом к моменту совершения преступления возраста, с которого наступает уголовная ответственность

примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобам потерпевших

отсутствие жалобы потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе

смерть виновного лица, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по вновь открывшимся обстоятельствам

Второе направление. Действия, совершаемые вне процессуальных рамок (регламентированные ведомственными актами), в основном включают в себя работы, выполняемые исключительно техническими специалистами и не преследующие конечной цели правовой оценки случившегося.

К ним относятся:

исследование пожара, которое выполняется сотрудниками соответствующих подразделений испытательных пожарных лабораторий (ИПЛ) ГПС, подготовка описания пожара, которая проводится по крупным пожарам комиссией, создаваемой ГПС; а также работа ведомственных комиссий, организуемых после пожара на предприятиях.

Сюда же можно добавить установление причины и обстоятельств пожара, которое параллельно с правоохранительными органами проводят нанимаемые владельцем сгоревшего объекта или страховой компанией консультанты и независимые (частные) эксперты.

Расследование преступлений – это уголовно-процессуальная деятельность специально – уполномоченных субъектов, направленная на раскрытие преступления или происшествия, установление определенной истины по делу.

К участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения главой 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) отнесены и органы дознания.

Под органами дознания, согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ, понимаются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и иные процессуальные полномочия.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы государственного пожарного надзора МЧС России (далее – ГПН МЧС России). Их состав определен ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

В соответствии с этими законодательными актами, органами государственного пожарного надзора являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора; структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов; структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации; структурные подразделения специальных и воинских подразделений.

Поскольку практически в каждом пожаре можно предполагать криминальную подоплеку, первоначально в соответствии с положением ст. 144 УПК РФ должна быть проведена надлежащая проверка сообщения или иной информации о пожаре.

В ходе проверки выявляются возможные признаки преступления, наличие которых заранее недопустимо исключать. Однако как можно говорить о наличии или отсутствии признаков преступления, если не установлена причина пожара как результат тех или иных действий (бездействий) людей?

Именно от причины пожара и следует отталкиваться как от отправной точки при правовой квалификации происшествия, связанного с пожаром.

Правовая квалификация непосредственно связана и с криминалистическими аспектами расследования, поскольку криминалистическая методика расследования исходит из определенной типичной структуры преступления данной категории. Очевидно, что отличить поджигателя или нарушителя требований пожарной безопасности – далеко не равнозначные дела. Следует отметить, что делам о пожарах свойственен комплексный характер расследования, в котором уголовно-правовые и криминалистические аспекты не оторваны друг от друга, а слиты в единый процесс, во многом определяя и обуславливая друг друга.

Поэтому важно уже в ходе доследственной проверки собрать достаточные данные для того, чтобы если и не разобраться полностью в обстоятельствах происшествия, то по крайней мере, обоснованно выдвинуть версии, подлежащие дальнейшей отработке, и собирать подтверждающую или опровергающую их информацию, задействовать все предусмотренные законом силы и средства для достижения результата в расследовании происшествия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: