Сущность предварительного расследования

Предварительное расследование – это следующий этап досудебной стадии производства. Эту часть процесса проходят все уголовные дела, по которым вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. С момента возбуждения уголовного дела начинается предварительное расследование. Оно охватывает производство следственных действий, ряда процессуальных действий, привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление ему обвинения. В содержание этой стадии также может входить приостановление производства по делу, его возобновление, прекращение уголовного дела, преследования в отношении конкретного лица, ознакомление участников процесса с материалами уголовного дела по окончании производства предварительного расследования. По большинству уголовных дел, предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта и направлением уголовного дела прокурора для решения последним вопроса о предании обвиняемого суду и направлении материалов уголовного дела по подсудности.

Предварительное расследование должно отвечать общему назначению уголовного судопроизводства, а деятельность участников процесса, как со стороны обвинения, так и со стороны защиты должна соответствовать требованиям законности.

Значение предварительного расследования заключается в том, что оно предшествует судебному производству. В ходе производства предварительного расследования устанавливается лицо, совершившее преступление, потерпевший, здесь должны быть собраны, проверены и оценены доказательства, при помощи которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу вопроса о виновности либо невиновности лица, совершившего преступление.

Стадия предварительного расследования имеет важное юридическое значение: результаты уголовно-процессуальной деятельности в этой стадии являются необходимыми условиями осуществления правосудия по конкретному уголовному делу и реализации установленной законом уголовной ответственности или же реабилитации невиновного.

Таким образом, предварительное расследование можно определить как деятельность органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, изобличается и привлекается в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, принимаются меры по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принимаются меры по возмещению ущерба, нанесенного преступлением [10].

Рассмотрим формы предварительного расследования. Законодатель предусмотрел общие условия предварительного расследования, которые необходимы для реализации задач этой стадии и защиты прав и свобод личности, вовлекаемой в сферу уголовной юрисдикции.

Общие условия, - по утверждению профессора П. А. Лупинской, - «это установленные законом правила, которые выражают характерные черты предварительного расследования и определяют наиболее важные требования, предъявляемые к порядку производства процессуальных действий и принятию решений»[11].

К общим условиям предварительного расследования относятся:

- формы предварительного расследования;

- подследственность;

- место производства предварительного расследования;

- соединение и выделение уголовных дел;

- начало производства предварительного расследования, его основания;

- недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

- признание потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком;

- общие правила производства следственных действий;

- правила составления протокола следственного действия;

- обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение по делу;

- судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия;

- сроки предварительного расследования;

- участие специалиста, переводчика, понятых в расследовании;

- меры попечения о детях, иждивенцах подозреваемого, обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества.

Формы предварительного расследования. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК РФ).

Основной из двух названных форм является предварительное следствие, главным признаком которого является то обстоятельство, что оно производится процессуально самостоятельным должностным лицом - следователем. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приводится в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Это - преступления небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по таким делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и, руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде на общих основаниях (статьи 223-226 УПК РФ).

Прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю. Такое решение прокурора должно облекаться в письменную форму. Оно представляет собой препроводительное письмо, адресованное соответствующему органу дознания, которому направляется уголовное дело. Указание прокурора о производстве дознания (вместо предварительного следствия) обязательно для органа дознания (в подавляющем большинстве случаев речь идет о милиции).

Процессуальный режим каждого этапа процесса детально регламентирован законом. Общие условия производства предварительного расследования – это система уголовно-процессуальных норм, играющих роль связующего звена между нормами общего характера и нормами, которые регламентируют производство предварительного расследования в целом.

К общим условиям производства предварительного расследования закон относит подследственность (ст. 151 УПК РФ).Под подследственностью понимается совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от наличия которых расследование данного преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания. Действующий уголовно-процессуальный закон дает основания для выделения следующих признаков подследственности: предметный (родовой); альтернативный (смешанный); персональный и территориальный.

Предметный признак выражается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, иначе говоря, от его квалификации по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса. По этому признаку следователям прокуратуры подследственны дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности и доведении до самоубийства (ст. 105-107 УК РФ), об умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), а также о некоторых других преступлениях против здоровья, свободы личности, о некоторых половых преступлениях, в частности об изнасиловании, обо всех преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 136-149 УК РФ); о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности, в частности о бандитизме (ст. 209 УК РФ); о некоторых преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, о большинстве экологических преступлений, о некоторых преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, о некоторых преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 282 УКРФ), обо всех преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285-293 УК РФ), которые обычно называются должностными и среди которых наиболее распространенным является взяточничество; о большинстве преступлений против правосудия, против порядка управления, обо всех преступлениях против военной службы (ст. 332-352 УК РФ), а также о большинстве преступлений против мира и безопасности человечества (ст. 356-360 УК РФ).

Другой признак, по которому определяется подследственность следователей прокуратуры, называется персональным. Он выражается в указании закона на специфику субъекта преступления. По этому признаку следователям прокуратуры подследственны: а) уголовные дела о преступлениях, совершенных категориями лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам - членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами органов местного самоуправления, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами; б) уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, военнослужащими, т. е. лицами, которые по призыву или по контракту проходят военную службу; гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Последнее также указывает еще на один признак подследственности следователей прокуратуры - территориальный; в) уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении военнослужащих и других лиц. Этот признак подследственности также можно назвать персональным; только он заключается не в специфике субъекта преступления, а в специфике служебного положения потерпевшего.

Предметным признаком всецело определяется подследственность следователей органов Федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 151 УПК). Они расследуют уголовные дела о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности и терроризме (ст. 205 УК), о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, среди которых государственная измена, шпионаж и др. (ст. 275-281, 283 и 284 УК); о некоторых преступлениях против порядка управления, связанных с Государственной границей РФ (ст. 322 и 323 УК), а также против мира и безопасности человечества (ст. 353-355 и 359 УК).

К подследственности следователей самого многочисленного следственного аппарата - органов внутренних дел относятся преступления против здоровья, против собственности, преступления, совершенные в сфере экономики и налоговые преступления, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, ряд преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и порядка управления.

Предметным признаком определяется подследственность следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (органов Госнаркоконтроля РФ). Согласно п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК они производят расследование по уголовным делам о контрабанде (ч. 2-4 ст. 188 УК - в части, касающейся контрабанды наркотических средств и психотропных веществ), незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2-4 ст. 228 УК), хищении либо вымогательстве наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК), склонении к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2-3 ст. 230 УК), незаконном культивировании запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ч. 2 ст. 231 УК), организации либо содержании притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ч. 2 ст. 232 УК) и незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ч. 2 и 3 ст. 234 УК).

Часть 3 ст. 151 УПК определяет подследственность органов дознания. Из ее содержания явствует, что основной объем работы по дознанию приходится на дознавателей органов внутренних дел. Совокупность правил, посвященных подследственности органов дознания, построена по принципу, согласно которому по общему правилу дознание по уголовным делам производится дознавателями органов внутренних дел, а затем в виде исключения из данной общей нормы устанавливается, что:

- по уголовным делам о нарушении законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне (ст. 253 УК), о незаконной добыче водных животных и растений (ст. 256 УК), о незаконном пересечении Государственной границы РФ (ст. 322 УК), о противозаконном изменении Государственной границы РФ (ст. 323 УК) и о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК) дознание производится дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ;

- по делам о некоторых преступлениях против правосудия дознание производится дознавателями органов службы судебных приставов;

- по делам о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК) дознание производится дознавателями таможенных органов;

- по делам о неосторожном уничтожении или повреждении имущества путем неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия (ч. 2 ст. 168 УК), нарушении правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219 УК) и уничтожении или повреждении лесов в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261 УК) дознание производится дознавателями органов Государственной противопожарной службы;

- по делам о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 1 и 5 ст. 228, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233 и ч. 1 и ч. 4 ст. 234 УК) дознание производится дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК).

Альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в том, что предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам. Так, например, по уголовным делам о мошенничестве, о присвоении чужого имущества предварительное следствие может производиться следователями любого органа, выявившего это преступление. А по уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК), о злоупотреблении должностными полномочиями, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, дело о котором возбуждено первым.

Начало и окончание производства предварительного расследования.

Необходимо различать два самостоятельных процессуальных решения: а) о возбуждении уголовного дела и б) о принятии уголовного дела к своему производству конкретным должностным лицом - прокурором, следователем, дознавателем. Если уголовное дело возбуждается тем же должностным лицом, которому предстоит его расследовать, то выносится единое постановление о возбуждении уголовного дела и о принятии его к своему производству. Если же решение о возбуждении уголовного дела принимается одним лицом, например прокурором или начальником следственного отдела, либо начальником органа дознания, а расследование поручается другому лицу (следователю, дознавателю), то последние выносят особое постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Однако в обоих случаях предварительное расследование считается начатым и течение его сроков исчисляется с даты возбуждения уголовного дела.

Окончание расследования по уголовному делу зависит главным образом от того, производилось ли по нему предварительное следствие, которое для данного дела является обязательным. Если производилось, то окончание производства по нему возможно в двух формах: 1) прекращение уголовного дела; 2) направление уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом прокурору. Если речь идет о дознании, то эта форма предварительного расследования оканчивается составлением обвинительного акта, либо прекращением производства по делу, либо передачей для производства предварительного следствия.

Но только совершением этих процессуальных действий предварительное расследование не заканчивается. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, окончив по нему производство, вправе принять меры профилактического свойства. Для этого дознаватель, следователь в адрес соответствующей организации или должностного лица вносят представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, выявленных в ходе досудебного производства по уголовному делу. Представление подлежит рассмотрению в месячный срок, а о принятых мерах организация или должностное лицо обязаны уведомить орган расследования.

Место производства предварительного расследования. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

Соединение уголовных дел. В одном производстве могут быть соединены уголовные дела в отношении:

1) нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии;

2) одного лица, совершившего несколько преступлений;

3) лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам.

Соединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или группой лиц.

Соединение уголовных дел производится на основании постановления прокурора. При соединении уголовных дел срок производства по ним определяется по уголовному делу, имеющему наиболее длительный срок предварительного расследования. При этом срок производства по остальным уголовным делам поглощается наиболее длительным сроком и дополнительно не учитывается.

Выделение уголовного дела. Общее правило для выделения нового уголовного дела из одного следственного производства основывается на том, что между расследуемыми преступлениями, совершенными различными лицами, нет связи. Наряду с ним существует и особое правило, согласно которому выделяется дело, производство по которому подлежит приостановлению, либо дело по обвинению несовершеннолетнего, обвиняемого в преступлении, совершенном группой в составе взрослых. Смысл этих особых правил заключается в том, что приостановленное дело, если его не выделить, не может быть направлено в суд, а производство по делам несовершеннолетних имеет установленный законом особый порядок.

Выделение дела допускается только в случаях, вызываемых необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и объективности исследования и разрешения дела.

Если на стадии предварительного расследования в отношении одного из обвиняемых в совершении преступления по предварительному сговору дело было выделено в отдельное производство в связи с его розыском, а к моменту рассмотрения судом дела в отношении второго соучастника скрывающийся был задержан и раздельное рассмотрение этих дел могло отразиться на всесторонности расследования, оно подлежит направлению для производства предварительного расследования в связи с необходимостью соединения двух дел в одном производстве.

Дело может быть выделено, если в одном производстве не может быть объединен материал в связи с психическим или иным тяжким заболеванием одного из обвиняемых, что подтверждено надлежаще оформленными документами.

Если уголовное дело выделяется в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, в постановлении о выделении уголовного дела должно содержаться также решение о возбуждении уголовного дела. Это положение спорно, и необходимость в такой норме сомнительна. Выделение дела есть всего лишь разделение одного дела на два. Принимать решение о возбуждении второго представляется ненужным, излишним, влекущим согласование следственного решения о разделении двух дел с прокурором, а значит - новые, практически неоправданные затраты сил и времени.

Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела.

Отличие выделения дела в отдельное производство от выделения материалов уголовного дела заключается в том, что в последнем случае речь идет не о разделении уголовных дел, а о выделении следственной документации (в подлинниках и копиях), содержание которой еще не дает полного основания для вывода о наличии преступления, не связанного с расследуемым. Такие материалы требуют одного из трех обычных решений и действий, которые законом установлены для сообщения о преступлении: проверки, отказа в возбуждении уголовного дела, передачи по подследственности. Причем закон возлагает обязанность решения по выделенным материалам не на дознавателя или следователя, принявших решение об их выделении (как это имело место в УПК РСФСР), а на прокурора, который осуществляет надзор за исполнением законов данным органом расследования и которому этот орган должен предоставить материалы, выделенные из уголовного дела. Материалы, содержащие сведения о новом преступлении и выделенные из уголовного дела в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному.

Производство неотложных следственных действий отнесено законодателем к общим условиям предварительного расследования. Целью производства неотложных следственных действий является выявление, закрепление следов преступления и установление лица его совершившего (п. 19 ст. 5 УПК РФ).

Закон не устанавливает перечня каких-то конкретных следственных действий, выполняемых в неотложном порядке, что дает право производить любые следственные действия, если это диктует конкретная ситуация. Производство неотложных следственных действий должно быть окончено не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела, а сами материалы должны быть направлены прокурору для решения вопроса о подследственности.

К участникам уголовного процесса, имеющих право производить неотложные следственные действия по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, относятся органы дознания, т. е. органы внутренних дел – практически по всем уголовным делам, органы федеральной службы безопасности – дела о преступлениях, подследственных следователям ФСБ, таможенные органы – по делам о «таможенных преступлениях», командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и др., начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ – по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующего учреждения, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждениях и органах другими лицами, капитаны морских и речных судов, начальники геологоразведочных экспедиций и зимовок – по делам о преступлениях, совершенных во время дальнего плавания на борту морского (речного) судна, во время экспедиций и зимовок.

К основной форме расследования уголовного дела относится предварительное следствие, которое осуществляется специальными органами расследования, четко определенные законом.

Предварительное следствие как особый вид досудебной деятельности существовало в России задолго до реформы 1864 года. Но, именно с судебно-правовой реформой второй половины XIX века связывают обособление предварительной стадии процесса, при этом следствие было разделено на предварительное и формальное. Предварительное следствие заключалось в обеспечении формального следствия материалами о преступлении и лице, его совершившем. Формальное следствие занималось непосредственно проверкой и оценкой собранных ранее доказательств и решением вопроса о предании обвиняемого суду[12].

Такое деление следствия сохранилось на всем этапе существования Уставов уголовного судопроизводства[13] 1864 года. В этом нормативно-правовом документе четко обозначалось деление всего производства по делу на судебное и досудебное, а досудебное - на дознание и следствие.

Цель дознания виделась в обеспечении предварительного следствия необходимыми материалами о совершенном преступлении. В задачи дознания входило установление факта преступления, розыск улик и лица, совершившего преступление. Следователь должен был из представленных ему полицией материалов собрать и оценить доказательства, в том числе доказательства виновности указанных полицией лиц. В соответствии со ст. 276 УУС судебный следователь должен был продолжать производство следствия даже тогда, когда фактически лицо, совершившее преступление не установлено, а при наличии подозреваемого – установить наличие обстоятельств, как уличающих, так и оправдывающих (ст. 265 УУС). На следователя также возлагалась обязанность по непосредственному собиранию доказательств (ст. 266 УУС), применение мер пресечения (гл. 6 Раздел 2 УУС). Таким образом, следователь решал двуединую задачу: обеспечение суда доброкачественными материалами уголовного дела и обеспечение прав личности в досудебном производстве.

В дальнейшем, после революции 1917 года, наметилась тенденция к выделению дознания как формы предварительного расследования и, по сути, в УПК РСФСР 1922 года[14] эта тенденция была официально закреплена. Осуществлению предварительного следствия посвящалась отдельная глава, определявшая его общие условия (глава 9, ст. ст. 110-119). Производство предварительного следствия являлось обязательным по всем уголовным делам и должно было быть оконченным в течение 2-х месяцев со дня объявления подозреваемому лицу постановления о привлечении его в качестве обвиняемого. Здесь также предусматривалось, что, несмотря, на форму производства досудебного расследования, следователь обязан был принимать решения и осуществлять действия, связанные с предъявлением обвинения, допросом обвиняемого и составлением обвинительного заключения (ст. 111), соответственно самостоятельность дознавателя существенно ограничивалась по сравнению с самостоятельностью следователя, поскольку первому не предоставлялись столь широкие полномочия. А следователь, в свою очередь, также был ограниченно самостоятельной фигурой в уголовном процессе того времени, так как должен был беспрекословно выполнять поручения не только прокурора, но и судьи.

Позже границы между дознанием и следствием постепенно стали стираться и перед принятием УПК РСФСР 1960 года предварительное расследование выглядело следующим образом: оно могло производиться либо в форме предварительного следствия, либо в смешанной форме (когда дознание предшествует предварительному следствию), либо в форме дознания. Основная масса уголовных дел расследовались в форме следствия, однако, если сообщение о преступлении принимал орган дознания, то закрепление доказательственной информации, розыск и обнаружение подозреваемого, а также предупреждение преступной деятельности, - все эти действия находились в самостоятельной компетенции указанного органа[15].

Что касается форм предварительного расследования, то по УПК РСФСР их было три: предварительное следствие, дознание, предварительное следствие, которому предшествовало дознание (ст. ст. 119, 120, 129 УПК РСФСР 1960г.). По большому счету цели дознания и следствия совпадали, различия наблюдались при производстве уголовных дел, по которым предварительное следствие было обязательным.

Как было отмечено, предварительное следствие по действующему уголовно-процессуальному законодательству является одной из форм производства предварительного расследования. Подавляющее большинство уголовных дел проходит эту стадию, суть которой заключается в деятельности должностных лиц и других участников процесса по выявлению и закреплению доказательственной информации, утверждению процессуально-правового статуса лиц, вовлекаемых в сферу уголовной юрисдикции и принятию различного рода решений, влияющих на судьбу всего уголовного дела. Безусловная важность этой стадии процесса позволяет нам более подробно остановиться на задачах предварительного следствия.

Статья 6 УПК РФ определяет назначение уголовного судопроизводства, при том конкретно не выделяет какие задачи и цели ставятся перед отдельными стадиями производства по делу. Анализ норм, регулирующих производство предварительного следствия (ст. ст. 162-170 УПК РФ и ряда других), позволяет сделать вывод о том, что существуют некие общие цели и задачи для всех стадий уголовного процесса и промежуточные, характерные для отдельных этапов.

К основным целям предварительного следствия относятся установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания и перечисленных в ст. 73 УПК; цели, связанные с решением вопроса о дальнейшем движении уголовного дела, - прекращение уголовного дела, уголовного преследования; чтобы решить первые две целевые установки, необходимо собрать, проверить и оценить доказательства, т.е. осуществить деятельность по доказыванию (ст. ст. 85-88 УПК).

К промежуточным задачам, т.е. к вспомогательным, относятся: задержание (ст. 91 УПК), применение мер пресечения (ст. 97 УПК), сохранение тайны (ст. ст. 96, 161 УПК), приостановление предварительного следствия и дознания (ст. ст. 208, 223 УПК), возобновление предварительного следствия и дознания (ст. ст. 211 и 223 УПК), ознакомление участников процесса с материалами уголовного дела (ст. ст. 216, 217 УПК), составление обвинительного заключения (ст. 220 УПК), составление обвинительного акта (ст. 225 УПК)[16]. К дополнительным задачам, можно причислить признание права на реабилитацию (ч. 1 ст. 134 УПК), принятие мер по передаче оставшихся без присмотра и помощи несовершеннолетних детей, других иждивенцев, а также нуждающихся в постороннем уходе престарелых родителей подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению их в соответствующие детские или социальные учреждения (ст. 160 УПК), принятие мер по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу (ст. 160 УПК), уведомление какого-либо из близких родственников, а при их отсутствии других родственников подозреваемого о его задержании и т. п. (ст. 96 УПК); внесение дознавателем или следователем в соответствующую организацию или должностному лицу представления по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК).

В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу. В срок предварительного следствия включается не только время, затраченное на производство следственных действий по собиранию доказательств и принятие следственных решений, но и все время ознакомления сторон с материалами уголовного дела.

Предельного срока расследования (в отличие от срока содержания под стражей в стадии предварительного расследования) закон не устанавливает. Срок предварительного следствия может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города и приравненным к нему военным прокурором и их заместителями. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия, установленный прокурором, не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его прокурору не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

На следователе лежит обязанность в письменном виде уведомить обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в случае его сложности или большого объема следственной работы производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе (или, так называемой «следственной бригаде»).

Следственная группа создается постановлением прокурора или начальника следственного отдела, ими же принимается решение о составе группы и ее руководителе. Руководитель следственной группы лично принимает все принципиальные решения по уголовному делу, перечисленные в ч. 4 ст. 163 УПК, и поэтому именно он несет ответственность за судьбу уголовного дела и обоснованность уголовного преследования. К числу таких решений законодатель относит: постановление о выделении уголовных дел в отдельное производство; о прекращении уголовного дела полностью или частично; о приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, когда решение такого вопроса отнесено к компетенции судебного органа, т.е. когда обвиняемый (подозреваемый) не находится под стражей; о возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия; о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий.

В работе следственной группы могут принимать участие оперативные работники органов федеральной службы безопасности, криминальной милиции. Группы в таком составе принято называть следственно-оперативными. В ст. 38 УПК, определяющей процессуальное положение следователя, непосредственных правоотношений между ним и оперативными работниками не предусмотрено. Согласно этой статье давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе не оперативному работнику, а органу дознания. Назначенные руководителем органа дознания конкретные исполнители следственного поручения исполняют, по сути дела, не его, а распоряжение своего непосредственного начальника, которому они подчинены по службе. О результатах и происшествиях они обязаны доложить своему начальнику, а не следователю. Согласно этой схеме каждый делает свое дело строго в пределах своих функций и своей компетенции и соответственно каждый отвечает за то, за что ему положено отвечать по службе.

Рассмотрим общие правила производства следственных действий. Следственные действия по собиранию доказательств могут быть дифференцированы в зависимости от степени ущемления прав и свобод личности. Те из них, которые связаны с применением принуждения, требуют вынесения специального мотивированного постановления лица, производящего расследование. Такое постановление объявляется участнику процесса, которого оно касается, и является для него обязательным. К числу таких следственных действий отнесены: осмотр трупа, в том числе с извлечением его из места захоронения (эксгумация), освидетельствование, обыск и выемка.

Более многочисленная группа следственных действий, основанных на применении наиболее жестких мер принуждения, связанных с вторжением в сферу гарантированных Конституцией РФ прав и свобод личности, для своего производства требует судебного решения (и в этом заключается одно из наиболее крупных демократических нововведений действующего УПК). Это осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск и выемка в жилище, личный обыск, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Производство следственных действий в ночное время, т. е. в период с 22 до 6 часов по местному времени (п. 21 ст. 5 УПК), не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Оценка ситуации с этой точки зрения в каждом конкретном случае производится тем должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, под свою личную ответственность, исходя исключительно из интересов дела и остроты самого следственного действия. Так, например, безотлагательный ночной осмотр места происшествия - явление, широко распространенное в следственной практике.

При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц (ч. 4 ст. 164 УПК). Доказательства, полученные с нарушением данных запретов, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любых обстоятельств дела.

Вступая в правоотношения с участниками различных следственных действий, должностное лицо, производящее данное действие, обязано удостовериться в личности данного участника и максимально обстоятельно разъяснить ему его права, обязанности, процедуру и смысл действия и ответственность. Особое значение в комплексе прав участника следственного действия имеет его право делать замечания по поводу содержания протокола, фиксирующего его ход и результаты. Невыполнение следователем, дознавателем вышеизложенных обязательств может быть расценено как существенное нарушение процессуального порядка получения соответствующих доказательств, влекущее признание их недопустимыми.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения следов преступления и вещественных доказательств. Современный уровень развития общества позволяет широко использовать достижения науки и техники при производстве по уголовному делу, причем не только экспертами и специалистами, но и непосредственно лицами, производящими расследование. К числу таких средств, применяемых при производстве следственных действий по собиранию доказательств, относятся фотография, киносъемка, звукозапись и некоторые другие.

Закон предоставляет следователю право привлечения оперативного работника к участию в производстве следственного действия. Участие оперативного работника в следственном действии не связано с наделением его какими-либо процессуальными полномочиями.

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия. Как было сказано ранее, при производстве некоторых следственных действий необходимо специальное разрешение на их производство – судебное решение. Ходатайство о производстве следственного действия, требующего судебного разрешения (ч. 2 ст. 165 УПК), возбуждается следователем, дознавателем с согласия прокурора, по поводу чего выносится постановление. Такое постановление рассматривается единолично судьей федерального районного суда по месту производства предварительного следствия или производства конкретного следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства в суд. При этом самое главное, что отличает судебный порядок рассмотрения подобных вопросов от прокурорско-надзорной деятельности, заключается в том, что такое рассмотрение производится в судебном заседании.

Для четырех следственных действий - осмотра жилища, обыска, выемки в жилище и личного обыска - закон допускает исключения в том смысле, что в случаях, не терпящих отлагательства, их проведение возможно без судебного решения с последующим уведомлением судьи об их производстве. Основания для таких исключений очевидны, они продиктованы самим характером вышеперечисленных следственных действий, когда любое промедление с их производством может лишить их смысла вообще. Исключения, о которых идет речь, не означают, что в экстремальных ситуациях производство указанных следственных действий вообще выведено из-под судебного контроля. Однако такой контроль превращается из предварительного в последующий. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в течение 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК.

Протокол следственного действия. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле. В протоколе указываются:

1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях - его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц. Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Протокол должен также содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол.

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

Участие специалиста, переводчика, понятых. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста. Специалист в соответствии со ст. 58 УПК – это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Роль специалиста в производстве конкретного следственного действия заключается в том, чтобы помочь следователю получить максимум доказательственной информации, содействуя своими знаниями обнаружению, закреплению и изъятию предметов и документов, грамотному и эффективному применению технических средств и правильной постановке вопросов эксперту, а также разъясняя участникам следственного действия вопросы, входящие в его компетенцию. Перед началом следственного действия, в котором участвует специалист, следователь обязан удостовериться в его компетентности, выяснить его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему, разъяснить его права и ответственность, предусмотренные ст. 58 УПК. При этом специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден. За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со статьей 310 УК.

Участникам уголовного судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по уголовному делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика. В этих случаях следователь привлекает к участию в следственном действии переводчика. При этом следователь должен удостоверится перед началом следственного действия в компетентности переводчика и разъяснить ему права, предусмотренные ст. 59 УПК. Переводчик в соответствии со ст. 59 УПК - это лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. О назначении лица переводчиком дознаватель, следователь, прокурор или судья выносят постановление, а суд - определение. При этом уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора, суда (судьи) переводчик не имеет право. Переводчик обладает рядом правомочий, регламентированных ч. 3 ст. 59 УПК. За заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования переводчик несет уголовную ответственность в соответствии со ст. ст. 307, 310 УК.

Следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Понятой в соответствии со ст. 60 УПК – это не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем или прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.

Понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден. Перед началом следственного действия следователь разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК.

В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: