Философия науки / Под ред. проф. А.И. Дырина. М., 2006.
Глава II. Возникновение науки
И основные стадии
Ее исторической эволюции
Говорить о какой-то определенной исторической дате возникновения науки не представляется возможным. Сложность определения исторического возраста дополняется многоаспектностью самого понятия «наука». По принятым на сегодняшний день взглядам, подлинно научное знание, способ его получения, а также основы научной организации формируются в эпоху Нового времени. Однако было бы неверно считать, что до XVII в. человечество не обладало знаниями, явившимися основой возникновения классической науки.
Хронологические рамки и возможные регионы формирования этапа становления науки по сей день обсуждаются исследователями на уровне дискуссий. При этом проблема полной реконструкции непрерывной исторической линии развития научного знания остается нерешенной. Поэтому принято вести речь об определенных восстановленных фрагментах этой линии, ступенях, этапах,которые последовательно прошел человек по пути научно-познавательной деятельности.
Исторические этапы развития науки.
Формирование преднаучного комплекса ареалов Древнего мира
Наука до приобретения ею современных признаков прошла ряд стадий, или этапов, своего развития. Эти стадии не в полной мере соотносятся с подлинной наукой, содержащей системно объединенные сведения из различных областей человеческого знания. Вплоть до начала Нового времени череда этапов развития преднауки была связана с решением отдельных познавательных задач посредством рационально-логического мышления. Данный спектр мышления, конечно, не охватывал ранее, как и не охватывает собой сейчас, всю полноту способностей человека по освоению им окружающего мира в целом и его отдельных сфер в частности. Но тем не менее именно рациональность является той нитью, что связывает древнего астронома с современным физиком-ядерщиком.
Стадии исторической эволюции науки могут классифицироваться по нескольким основаниям. Так, по отношению к классическому этапу науки определяют доклассический, классический, неклассический и постнеклассический периоды ее развития. Существует подход к периодизации развития науки, связанный с культурно-историческими эпохами человечества. По данному основанию различают науку Древнего Востока, античную, средневековую (все это – преднаука) и периоды собственно науки – Нового и Новейшего времени, современную науку. Основываясь на марксистско-ленинской концепции общественно-экономических формаций, можно определить преднаучные воззрения человека первобытнообщинной формации, науку рабовладельческого строя, науку периода феодализма, буржуазную науку, науку социалистической и будущей коммунистической формаций. Существуют и иные попытки определения этапов развития научного знания, например, по цивилизационному, региональному и иным основаниям. В этой связи выделяют древнеегипетский этап развития науки, науку эпохи мифологии или, например, науку современного Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом, можно вести речь об актуальной ныне поливариантности в подходах к решению проблемы определения стадий исторической эволюции науки.
Понятно, что объединить все основания определения периодов развития науки для создания единого и универсального подхода к ее исторической классификации невозможно. Поэтому современные авторы зачастую комбинируют приведенные выше основания, создавая, таким образом, свои, наиболее адаптированные их взглядам, системы периодизации науки[1]. Подобным образом освещена данная проблема в настоящем учебном пособии.
Зарождение науки в Древнем Египте. Согласно разделяемой многими исследователями гипотезе колыбелью науки явился Древний Египет. Именно здесь, вероятно, и зародились первичные научные знания человечества. Изначально эти знания находились под покровом таинственности и были доступны узкому жреческому кругу посвященных. Вместе с тем тайные, оккультные учения древнеегипетских жрецов проникали в сопредельные регионы, распространяясь со временем в Месопотамии, Вавилоне, Индии, Персии, Китае, Средиземноморском и иных регионах, предоставляя основу для развития преднаучного комплекса Древнего мира.
Полные и систематизированные источники древнеегипетского комплекса знаний на сегодняшний день отсутствуют. Его можно лишь частично реконструировать, опираясь на сохранившиеся в письменных формах древние памятники. Особое место среди них занимают «Книга мертвых», «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов», «Книга коровы», «Книга часов бдений», «Книга о том, что в загробном мире», «Книга дыхания» и др.[2] О научно-культурном наследии Древнего Египта можно судить, также опираясь на труды античных мыслителей: Геродота, Плутарха и других авторов[3]. По форме материального носителя древнеегипетские документы представляли собой произведенные по утраченным на сегодняшний день технологиям полосы, состоящие из листов папируса весьма внушительных размеров. Так, имеющийся в распоряжении исследователей Большой папирус Харриса составляет более 40 метров в длину при ширине 60 – 70 см.
Из дошедших до нас источников установлено, что уже в VI – IV тысячелетиях до н.э. цивилизация Древнего Египта располагала разносторонними знаниями. Древняя мудрость явилась результатом обобщения практического опыта человека по освоению им различных областей окружающего мира. Так, уже в IV тысячелетии до н.э. Древний Египет на основе практики ирригационного земледелия выработал обобщенные знания о природно-климатических условиях страны, периодичности и интенсивности разливов Нила. В дальнейшем на основе многовековых наблюдений формировались знания древних египтян о ритмичности и цикличности развития природы и разнообразных связях окружающего мира.
Возросшие потребности земледелия способствовали развитию землемерия, на основании которого произошло зарождение геометрии и математики. При этом знания древнеегипетских математиков, похоже, выходили за рамки потребностей людей в их практической деятельности и быту. Поэтому можно вести речь о зарождении уже тогда теоретической науки. Так, древние египтяне знали единичные дроби и производили математические операции с ними. Они определили коэффициент соотношения длины окружности к ее диаметру, использовали так называемый двоичный принцип умножения, явившийся прообразом и основой современных вычислительных программ компьютеров. В свою очередь, теоретические знания позволяли решать более сложные практические задачи. Нахождение площади и объема фигур, определение значений необходимой прочности материала, сложные медицинские операции, прогнозирование погодно-климатических условий и многие другие прикладные проблемы решались на основе всесторонних теоретических познаний древних мыслителей. При этом следует иметь в виду, что разграничение отраслей знания в культуре Древнего мира и четкой междисциплинарной градации еще не было. Знания данного периода носили обобщающий характер древней мудрости.
Однако даже с позиций современной науки впечатляют глубина, объем и разносторонность познаний египтян, вавилонян, финикийцев в области медицины, географии, химии, астрономии, анатомии, архитектуры. Сформированный в Древнем Египте преднаучный комплекс явился базой развития античного этапа.
Античный этап становления и развития науки. В этот период наука, с одной стороны, обособилась в рамках духовной культуры. Ее стало возможным рассматривать в качестве формирующегося социального института. С другой стороны, достижения науки, полученные знания перестали быть тайной, которой владел узкий круг посвященных. Ввиду интенсивности развития, широты охвата, стремительности роста объема получаемых сведений античный период по праву называют яркой страницей в истории науки. Именно античность обладала тем культурно-историческим потенциалом, который поднял науку на очередную ступень развития. В рамках античной науки, в отличие от предшествующего научного этапа Древнего Египта, сформировался ряд ее отраслей. В этой связи следует перечислить такие отрасли античного знания, как натурфилософия[4] (объединенные в научно-философскую систему обобщенные знания человека о природе, естествознание), геометрия, медицина, астрономия, логика, математика. При этом началось формирование междисциплинарных границ как особой формы отграничения и организации знания. В отличие от предшествующего этапа, во многом связанного с мифологическим, неразрывным и синкретическим по своей сути характером знания, в эпоху античности зародился ряд признаков современной науки. В этой связи можно говорить о начале процесса систематизации знания, его разграничения и концептуального оформления.
Античная мысль занимается активным поиском естественных начал мира. При этом единого мнения достигнуто не было. Одни античные мыслители (ионийские натурфилософы) считали, что основой мира выступают некоторые чувственно воспринимаемые элементы – вода, воздух, земля, огонь, или апейрон (нечто неопределенное, но материальное); другие (пифагорейцы) видели ее в математических элементах – числах, соотношение которых и определяет мировые процессы; третьи (элеаты) основой мира называли единое, незримое бытие, постигаемое только разумом, но не чувствами; четвертые (атомисты) усматривали основу мира в чувственно не воспринимаемых, но реально существующих неделимых частицах – атомах; пятые (Платон и его школа) полагали, что весь мир и отдельные вещи представляют собой лишь тени идей, результат их временного воплощения[5].
Такое богатое разнообразие концептуальных основ вело не только к увеличению количественных показателей мыслительной деятельности и росту объема научных трудов. Античные мыслители значительное внимание уделяли процедуре получения знания. Постижение истины, по их мнению, должно происходить посредством выработанного формально-логического алгоритма. В Древней Греции актуализировалось значение логики и диалектики как отдельных отраслей знания. В рамках рационализации мышления наметился процесс освобождения научного знания от художественной образности, поэтики, мифологем. Окружающий человека мир переставал ощущаться как нечто нерасчлененное целое, не доступное умозрительному анализу. Наука все более твердо становилась на путь рационализма, направленного на глубокое и детальное постижение определенных областей и сфер окружающего мира. К числу предпосылок становления рационалистических форм мышления следует отнести особый тип накопления и передачи научного опыта. Этот опыт принимал все более концептуальный вид и основывался на формирующемся научно-отраслевом понятийно-категориальном аппарате, конкретных мыслителей, школ и направлений.
Культурой античности в рамках научно-рационалистического поиска был решен вопрос развития письменности как основы фиксации, ретрансляции и накопления получаемых знаний. Лингвистические структуры античных языков способствовали рационалистическому решению задач науки того периода. Окончательное утверждение буквенно-знаковой системы письма на основе алфавита, традиция ведения записи слева направо, утвердившаяся позже в европейских языках, по-видимому, свидетельствуют об оптимальном для науки характере античной письменности.
Со временем натурфилософские системы приобретали все более рационально оформленный вид. Значительное внимание при этом уделялось как строгому соблюдению алгоритма получения нового знания, так и процедуре демонстрации доказательства его истинности. Возникшая в контексте античной науки Евклидова геометрия базировалась на этих основах. Об основательности рассмотрения научно-математических проблем косвенно свидетельствует рост объема научных трудов того периода. Так, знаменитые «Начала» Евклида (около 300 до н.э.) состоят из 15 книг, которые содержат в себе теоретические основы математики и геометрии, методологическую базу получения нового знания в этой сфере, способы доказательства его истинности и практический аспект применения.
Достижения науки стали оказывать более существенное, чем в предшествующем этапе Древнего мира, влияние на практическую деятельность человека. Эти достижения перестали быть связанными только с обобщающими выводами из практики. Они все более активно стали воздействовать на нее. Так, Архимед (287–194 до н.э.) достиг успехов в вычислении площади круга, нахождении формул объема, поверхности цилиндра и шара. Он ввел понятие центра тяжести, сформулировал законы рычага, положил начало гидростатике и оптике. На этих теоретических основах базируются многочисленные изобретения античного ученого, а именно: различные системы винтов, метательные машины, лебедки, зубчатые передачи, гидравлические насосы, оптические устройства.
Древнегреческую математику зрелой стадии можно по праву охарактеризовать понятием теоретической системы. При этом впервые оказалось возможным строго, на рациональном уровне, выводить одни математические положения из других. Поэтому рост теоретического знания перестал напрямую зависеть от практики. Теоретическая наука несколько обособилась. Получение нового знания стало возможным в ее рамках без постоянной практической апробации. Можно говорить об излишнем оптимизме или даже эйфории античных мыслителей. Окрыленные успехами, они пытались применить основы математической теории в практику социально-государственного управления и воспитания граждан античного полиса. Например, Платон (428–347 до н.э.) превозносил общественное значение строгого математического знания, утверждая, что оно имеет прямое отношение к управлению государством и способно воспитывать «возвышенный строй души». При этом стройные знаково-символические математические выкладки, по мнению мыслителя, способны совершенствовать душу, отвращая ее от хаотического и беспорядочного состояния и тем самым приобщая подлинно духовного человека к миру вечного бытия, где царят порядок, гармония и совершенство[6].
Античный период развития науки связан также со становлением цельного, рационально обоснованного мировоззрения. При этом познающий человек ищет возможность создания теоретических, «умозрительных» учений, способных объяснить устройство мира, постичь его первоначала, определить возможность и причины изменений. Это явилось толчком к развитию научно-философских знаний. Разрабатывается особый понятийно-категориальный аппарат, состоящий из неизвестных ранее терминов, отражающих окружающий мир, космос, человека, общество. Мир мыслится как нечто органически цельное, пронизанное связями, охватывающими небо и землю, растения и животных, человека и общество. Он есть, он существует.
Для рационального осмысления данного тезиса в научно-философский оборот было введено центральное понятие – «бытие» как интегральная категория, отражающая целостный характер мира через его существование. Подобные абстрактные обобщения явились фоном, на котором усложняется исследовательский поиск субстанциональных основ мира, его структурных элементов, основных принципов устройства и, наконец, его общих законов. В этой связи особую значимость приобретают идеи о возможности открытия универсальных философских законов через выявление и рассмотрение сущностных основ мира. Итог данного аспекта мыслительной деятельности подведен Аристотелем (384–322 до н.э.), идеи которого об онтологической значимости субстанционального фактора развития мира во многом предопределили мировоззрение и методологию, господствующие в рамках последующих научных этапов.
Ввиду стремительного развития научного знания в эпоху античности перед наукой встала задача выработки методов аргументации, логической обоснованности и проверки достоверности результатов рассуждения. Софистическая аргументация, основанная на выявлении противоречий в рассуждениях и доводах, стала прообразом европейского способа мышления и формальной логики. А фигуры софистики – софизмы оказываются первичной формой теоретического освоения противоречий античной науки. Конечно же, софистика не решила задачу создания методологии научной аргументации. Ведь методы, основанные на субъективистском использовании правил логического вывода, не могли отвечать интересам всей античной науки.
Растущее требование объективности полученного знания шло вразрез с подходами софистики, приверженцы которой ради утверждения и сохранения собственных выводов и концепций, независимо от фактического положения дел, признавали их истинность в ущерб достоверности. Поэтому софистика вошла в историю науки как попытка создания методологии научной аргументации, основанной на искусстве манипулирования логическими тонкостями мышления в целях обоснования «правильности» хода исследования и «истинности» его результатов. Вместе с тем наработки софистов способствовали формированию новых, получивших в дальнейшем название гуманитарных, дисциплин, таких как языкознание, этика, риторика, педагогика и др.
В рамках античной науки создание методологии формально-логической аргументации и внедрение в науку понятийной системы связано с именем Аристотеля. Причем понятия, введенные Аристотелем, применялись как для рационального исследования предельно обобщенных причин сущего, так и для научно-отраслевой практической эмпирики. Можно сказать, что Аристотель положил конец научно-поэтическому стилю исследования, в котором понятия не составляли систему взаимосвязанных элементов, а выполняли «вспомогательные» функции.
Научно-теоретическое наследие Аристотеля связано с тщательной разработкой им терминологии, строгостью формулировок, основательностью аргументации. Огромное количество научных понятий, введенных Аристотелем, впоследствии вошло в арсенал ученых. Такие понятия, как «актуальность», «цель», «необходимость», «субстрат», «возможность», «форма», «вид», «следствие» и многие другие, введенные в оборот Аристотелем, и по сей день звучат в научных кругах. Однако вклад мыслителя в развитие науки и этим не ограничивается. Он по-новому подошел к процедуре получения научного знания.
Явившись отцом формальной логики, Аристотель дал четкую классификацию форм мысли. Говоря о понятиях, он делил их на группы, определял содержание и объем, критерии совместимости, способы объединения и деления. Все суждения, по Аристотелю, классифицировались на общие и частные, отрицательные и утвердительные. При этом выявлялась их модальность и определялась процедура получения научных умозаключений. Разработкой учения о простом категорическом силлогизме Аристотель создал основу для вывода основных логических законов мышления, среди которых – закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего.
Наследие Аристотеля энциклопедично. Можно сказать, что его научная система обобщает предшествующую древнегреческую мысль и является итогом развития античной науки. Такие труды мыслителя, как «Органон», «Категории», «Топика», «О софистических опровержениях», «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»[7], во многом предопределили развитие европейской средневековой науки. А его трактаты о душе, биологических проблемах, этике, метафизике, политике, экономике, риторике и поэтике говорят о разносторонних дарованиях античного ученого.
Говоря о преднаучном комплексе Древнего мира, необходимо кратко остановиться на эллинистическом (III в. до н.э. – III–IV вв. н.э.) этапе развития античной науки. Центром научной мысли стал город Александрия. В этот период получили развитие математика, механика, биология, медицина, астрономия, география, филологические науки и многие другие дисциплины. Достаточно назвать имена механика Архимеда, геометра Евклида, врача Эрасистрата. Некоторые открытия были прямым предвосхищением новоевропейской науки (изобретение Героном паровой турбины, гелиоцентрическая гипотеза астронома Аристарха Самосского).
С эллинистическим этапом античной науки связано прежде всего имя Евклида (IV–нач. III в. до н.э.), крупнейшего математика своего времени. О жизни Евклида известно мало, но каждый школьник изучает его бессмертное творение – геометрию, впервые изложенное как единое, целое учение в его знаменитых «Началах». Современные учебники геометрии, по сути дела, пересказывают «Начала». В английских школах до сих пор некоторые разделы геометрии изучаются именно по «Началам». Созданный Евклидом метод аксиом позволил изложить геометрию как единое, логически связанное математическое учение, носящее его имя – «геометрия Евклида».
Расцвет эллинистической науки был относительно недолог (примерно с I в. н.э. начинается ее упадок), но он стал яркой страницей в истории античной мысли.
Подводя итог достижениям преднаучного комплекса Древнего мира, следует подчеркнуть, что указанный период характеризуется наличием логики и математики, астрономии и механики, физиологии и медицины, впитавших в себя исторический опыт познания мира Востока и древних азиатских культур. Наука того периода, по мнению ученых, носила математико-механический характер, первоначальной программой провозглашалось целостное осмысление природы, а также отделение науки от философии, вычленение особых предметных областей и методов познания.






