Политическая и правовая идеология Древней Индии

Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм.

Они возникли в середине I тысячелетия до н.э,когда у арийских племен, покоривших Индию. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев.

Варны

Брахманизм.

" Наставления Ману о дхарме " — составлен в период II в. до н. э. — II в. н э.)

Догмат о перевоплощении душ.

* Предписания дхармы — культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны.

" Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим (трем) варнам со смирением " — "Законы Ману".

* Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его " будущей жизни ", как награду за служение богам, терпение и кротость.

Идея наказания

* " Весь мир подчиняется посредством Наказания» ("Законы Ману"). Но наказание не только в позитивном смысле, не только в смысле государственной репрессии, но и как божественное наказание за неисполнение ДХАРМЫ.

«Наказание – царь, оно – мужчина, оно – вождь и оно – каратель… Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле… никто не имел бы собственности и произошло бы перемещение высших и низших. Весь мир подчиняется только посредством Наказания… Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа…»

Государственная власть

* В каждом благоустроенном государстве существует семь элементов:

- царь (государь);

- советник;

- страна;

- крепость;

- казна;

- войско;

- союзники (указаны в порядке их убывающего значения).

Буддизм

В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI—V вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона — " Типитака " (буквально " Три корзины " — название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) "Типитака" датируется II—I вв. до н.э.

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.

Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. " Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет " — говорит в каноне Будда. " Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать ".

Добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.

Учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий — все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.

Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, (268-232 гг. до н.э.) перешел в буддийскую веру, буддизм стал государственной религией.

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований.

По мере развития общественных институтов, усложнения правовых отношений формируется несколько иная идея взаимоотношений власти и общества. Эти идеи выражены в политическом трактате «Артхашастра». Главное не только дхарма, но и артхапольза, то, как правильно.

" Артхашастра " (" Наставления о пользе ") Его автором считается брахман Каутилья — советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э. могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н. э.:

идея господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому Жрецу, говорится в трактате, " как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину ".

В то же время, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю. Высшей силой обладает царский указ " Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу ". Развитие общества, усложнение жизни, сильное государство Маурьев.

Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга.

Идеи "Артхашастры" выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: