Род. в Риге. Окончил юрфак Дерптского Университета в 1874 г. Был доцентом там же, заведовал кафедрой международного права, профессором права Марбургского университета. “ Юриспруденция и философия права ” (1892 г.).
Против:
- теории естественного права;
- учения о “ народном духе ” исторической школы права;
- всех тех доктрин, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.
* Естественное право – не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное:
“ Приверженец естественного права должен отказаться от права позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, должен отбросить естественное. Любое дуалистическое учение о праве является с точки зрения практической юридической жизни невозможным ”.
* Опасная идея, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию.
* Теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной деятельности государства.
|
|
* “ Сущность любого права состоит в том, что оно действует ”.
* За пределами закона нет никакого другого права.
Задача суда
* Состоит в том, чтобы на основе логического толкования текста закона определить решение по данному делу.
Ограниченность юридического позитивизма.
- Теория основывалась на предположении, что государство является правовым.
- Отвергается проблема прав человека.
- Человек признавался лишь “физическим лицом”, наделенным “субъективными правами”, выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека.
В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Развитие и распространение юридического позитивизма в странах континентальной Европы обусловлено развитием капитализм.
«Социальный дарвинизм»
Социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.