Государственный строй

Индийская государственность продвинулась по пути усиления монархии. Правитель стал рассматриваться как главный элемент в государстве: «Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники («Артхашастра»)».

Царская власть происходила от арийских военных вождей. Среди населения всячески поддерживался культ царя, и распространялось учение о божественном происхождении царской власти.

Главными фигурами царской администрации были министры, назначаемые раджой по пригодности делу, а не знатности. Министры выполняли волю царя.

Второй уровень администрации составляли различные чиновники, деятельность которых строго специализировалась.

Должностные лица:

  • управляющий царской администрации,
  • командующий войсками,
  • главный жрец,
  • главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкованию законов и др.

Важная роль отводилась паришаду, в который входила военная и жреческая знать. От прежней эпохи сохранилась сабха – собрание представителей знати, сельского и городского населения. Оно созывалось теперь по воле царя. Большую роль в управлении страной играли тайные осведомители.

Царские чиновники получали за службу жалованье или оплату в натуре.

Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, на исключением столицы, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или доверенные царя, но они были не правителями, а скорее наблюдателями (инспекторами), так как государство Маурьев – сложный комплекс государств и племен, правители которых находились в различных отношениях зависимости; внутренняя администрация этих зависимых и подчиненных государств и племен оставалась автономной.

В обязанности инспекторов входил контроль над организацией общественных работ, сбором налогов, судебный надзор и др.

Важной особенностью древнеиндийской государственности является сохранение на протяжении длительного периода общинного уклада. Община была автономным самоуправляющимся органом, сама себя экономически обслуживала. Являлась собственником земли, воды, рабов, иного имущества. Государство почти не вмешивалось во внутреннюю жизнь общины. В общине существовало самоуправление, то есть свои выборные органы – старосты, например.

Среди источников права можно выделить следующие:

  • кодифицированные нормы обычного права дхармашастры и дхармасутры – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм), составляемые брахманами; Цель дхармы – указать наилучший путь достижения великой и возвышенной цели по обретению абсолютной свободы.
  • «Артхашастра» – трактаты о политике и праве Каутильи;
  • законы и акты правителя.

Наиболее известной и полной является дхармашастра - «Законы Ману». Законы Ману – это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, обычаев.

Основным в ЗМ является защита собственности, интересов, здоровья, жизни господствующих сословий. Это прослеживается в различии наказаний за одни и те же деяния для представителей различных сословий.

ЗМ ограничивают, между тем, законодательные полномочия царей, их право распоряжаться земельными наделами других собственников. Раджа не мог отобрать землю у общинника, то есть ЗМ стояли на защите частного и коллективного собственника.

ЗМ регулировали брачно-семейные отношения, содержали нормы о преступлениях и наказаниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: