Философские школы буддизма

Различные последователи Будды по-разному развивали философские идеи, заложенные в его учении. Особое место занимали споры о сущности сансары и нирваны, о приро­де дхарм, о реальном или иллюзорном существовании физических и психических объектов и т.д.

1 Позднее, в эпоху Средневековья, к ним добавится еще третье направление — вадж­раяна — «алмазная колесница».

2 Бодхисаттва — в буквальном переводе с санскрита — «существо, стремящееся к просветлению».

Наибольшую известность и авторитет приобрели две школы махая­ны — Мадхьямика и Йогочара и две хинаяны — Саутрантика и Вай­бхашика.

Схема 14. Древнейшие философские школы буддизма

И хотя все эти школы зародились в период I—IV вв., т.е. в конце эпохи Древнего мира, основное свое развитие они получили позднее — в эпоху Средневековья. Поэтому изложение их фундаментальных идей дается в Части II (с. 157—160).

Джайнизм (Jainism)

Джайнизм — это религиозно-философское учение, воз­никшее в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. и суще­ствующее в Индии до сих пор. Основоположником джайнизма считается Вардхамана (VI в. до н.э.), известный также под именами Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель», по­скольку он победил свои страсти и достиг освобождения).

Внутри джайнизма существуют два основных направления: шве­тамбары («одетые в белое») и дигамбары («одетые в воздух», «обна­женные»). Они придерживаются одинаковых философских воззрений, а различия между ними связаны с расхождениями по некоторым воп­росам религиозной практики.

Основные труды.

«Канон шветамбаров» (включающий в себя произведения Махавиры), сложившийся в IV в. до н.э. Дигамбары при­знают лишь наиболее древние части этого канона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: