Глава 5. Эллинистический период античной философии

Эллинистический период античной философии охватывает огром­ный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. (т.е. с возникнове­ния «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Алек­сандром Македонским) и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. Но к этому време­ни Римская империя уже раскололась на две части — Западную и Во­сточную (Византию), но и после падения Рима Византия продолжала существовать. Поэтому конец античной философии в целом и эллини­стического ее периода в частности обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах.

В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие фило­софских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неопла­тонизм, перипатетизм и т.д.), а с другой — на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (ки­низм, стоицизм, скептицизм и т.д.).

Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При этом завоеван­ные греки в определенном смысле «покорили» своих завоевателей, ока­зав громадное влияние на все сферы римской культуры: религию, лите­ратуру, архитектуру, изобразительное искусство и т.д. Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Но поскольку римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внес­ли большой вклад в развитие ряда греческих учений, в период с I в. до н.э. по VI в. н.э. можно говорить о существовании греко-римской философии.

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эл­линизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще все­го понималась как обретение счастья, что возможно только при долж­ном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этичес­ких проблем неразрывно был связан с учениями о природе.

Таблица 24. Классификация школ эллинистического периода

Источники Философское направление Виднейшие представители
Софистика Элеаты Демокрит Платон Скептицизм Пиррон Секст Эмпирик (рим.)
Гераклит Кинизм Стоицизм Зенон из Китиона Сенека (рим.) Марк Аврелий (рим.)
Демокрит Эпикуреизм Эпикур Секст Эмпирик (рим.)
Сократ Кинизм Антисфен, Диоген Синопский, Кратет
Пифагор Пифагореизм, неопифагореизм Филолай, Ликон
Аристотель Аристотелизм (перипатетизм) Теофраст
Платон Платонизм Аркесилай, Карнеад, Плутарх Афинский
Платонизм Пифагореизм Неоплатонизм Плотин, Порфирий, Ямвлих Прокл

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: