Часть 2. Теория философии

Раздел 1. 6. Основные вехи русской философии.

Раздел 1. 5. Философия Нового Времени. Современная западная философия.

Гносеологическая направленность философии Нового времени. Вопрос о методе как главный вопрос философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм — основные направления философии Нового Времени.

Индукция и дедукция. Ф. Бэкон и развитие экспериментального метода в философии. Р. Декарт: принцип методического сомнения, поиск рационального порядка.

Самостоятельная работа студентов*.

Идеи Д. Локка, Дж. Беркли как продолжение эмпирической линии в философии Нового времени*.

Р. Декарт: принцип методического сомнения, поиск рационального порядка.

Самостоятельная работа студентов*.

Развитие рационалистической традиции в философии Ф. Лейбница*. Философия французского просвещения*(Ф. М. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, П. А. Гольбах*.

Немецкая классическая философия. И Кант как основоположник классической немецкой философии. Докритический и критический периоды творчества И. Канта. Коперниканский переворот в философии. Гносеологические идеи И. Канта ("Критика чистого разума"). Априорное и апостериорное знание. Аналитические и синтетические суждения. Агностицизм кантовской философии. Пределы познания.

Самостоятельная работа студентов*.

Этика И. Канта ("Критика практического разума").*Категорический императив как имманентно присущий человеку нравственный закон. Эстетические идеи И. Канта. Значение кантовской философии на последующее развитие философского знания.*

Философская система Г. Гегеля. Абсолютный идеализм Г. Гегеля. Идея развития "объективного духа". Диалектика Г. Гегеля. Противоречивость гегелевской философии.

Самостоятельная работа студентов.*

Материализм Л. Фейербаха*. Антропологический принцип философии*. Человек человеку — Бог. Марксистская традиция в философии*. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса*. Судьба марксизма в России*.

Иррационалистическая философия как реакция на рационалистическую традицию в философии. Философия А. Шопенгауэра.

Самостоятельная работа студентов*.

Учение о воле. Ф. Ницше и его идея сверхчеловека.*

Современная западная философия. Кризис европейской культуры. Позитивизм и неопозитивизм. Периодизация развития позитивизма (первый, второй, третий позитивизм и его представители).

З. Фрейд: теория и практика психоанализа. Развитие психоанализа К.Г. Юнгом, А. Адлером, Э. Фроммом.

Идеи С. Кьеркегора. Этапы развития личности и общества. Экзистенциализм и проблема отчуждения личности в обществе. Проблема свободы в экзистенциализме.

Самостоятельная работа студентов.*

Феноменология Э. Гуссерля. Прагматизм: основные идеи и представители.* Структурализм: основные идеи и представители.*

Итогом изучения раздела 1. 5. должно стать:

1. Знание особенностей классической философии.

2. Знание основных этапов и тенденций развития философии в новое и новейшее время;

3. Знание основных представителей философии эпохи, их идей;

4. Знание понятийного аппарата по теме;

5. Умение оценивать историческую роль философских учений в обществе;

6. Умение выявлять и анализировать социально значимые, прогрессивные идеи и учения представителей философской мысли этого периода.

От язычества к христианству. Три направления русской философии. Особенности русской философии. Различные подходы к периодизации русской философии. Становление русской философии. XIX век — "золотой век" русской философии. П. Я. Чаадаев и российская общественная жизнь. Западники и славянофилы. Н. Данилевский: теория культурно – исторических типов.* Русская религиозная философия. философия всеединства В. Соловьева. Бог как олицетворение всеединства. Любовь как сила, подрывающая корни всякой отдельности. Жизнь как подвиг одухотворения. Тема свободы и творчества в философии Н. Бердяева. Вынужденная эмиграция.

Самостоятельная работа студентов.*

Русская философия XX века.* Развитие философии в советский период.*

Итогом изучения раздела 1. 6. должно стать:

1. Знание основных этапов, тем, представителей русской философии, их идей;

2. Знание особенностей русской философии;

3. Знание понятийного аппарата по теме;

4. Умение соотносить идеи отечественной и зарубежной философии;

5. Умение осмысливать значение идей русской религиозной философии для общественной жизни России XiX – XX веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: