Психоаналитическая философия (Philosophy of Psychoanalysis)

Психоанализ — особый метод терапии в практике лечения невро­зов, основы которого были заложены 3. Фрейдом. На базе психоана­лиза возник ряд научных течений в психологии и психиатрии XX в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узко специ­ализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоанали­тическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психоло­гии и психиатрии, получили здесь культурологическое и философское обобщение. В первую очередь это относится к фрейдизму, неофрей­дизму и аналитической психологии.

Основным объектом исследования в психоаналитической философии является психика человека. Она рассматривается как имеющая собствен­ную природу, закономерности функционирования и развития, не сводимые к свойствам физического мира (как неорганического, так и органического, в том числе к физическим, химическим и т.п. качествам человеческого организма). Психика при этом понимается как состоящая из различных слоев, важнейшие из которых — сознание и бессознательное. Централь­ное место в психоаналитической философии занимает учение о бессозна­тельном: о его природе и происхождении, о взаимодействии с сознанием и о роли бессознательного в жизни отдельных людей и общества в целом.

Организационное становление психоанализа началось в 1902 г., когда в Вене вокруг Фрейда собрался кружок его единомышленников. В 1908 г. состоялся первый конгресс Международной психоаналитической ассоци­ации, первым президентом которой был избран К.Г. Юнг (в 1909г.).

Фрейдизм быстро получил распространение среди психологов и психиат­ров и стал весьма популярным среди образованных людей Запада.

Однако уже в 1911г. ученик Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) выступил против нескольких центральных положений доктрины учи­теля1. Адлер основал несколько своих институтов по социальной ори­ентации (социализации) детей.

В 1913 г. произошел разрыв Юнга с Фрейдом, и Юнг стал основате­лем «аналитической психологии» и юнгианской ассоциации психологов.

1 В частности, на место «принципа удовольствия», определяющего действие бессоз­нательного, по Фрейду, Адлер поставил «волю к власти» (это понятие восходит к рабо­там Шопенгауэра и Ницше).

В 1920—1930 гг. начал развиваться неофрейдизм, наиболее выдаю­щимся представителем которого стал Э. Фромм (1900—1980).

Рассматривая общее развитие западной философии XIX—XXвв., мож­но заметить, что в эволюции психоаналитической философии прослежи­вается некий «круг» и частичное возвращение к традиционной филосо­фии в трактовке человека, казалось бы, преодоленной классическим пози­тивизмом (широко распространенным во второй половине XIX в.)1. Отказавшись от традиционного для всей идеалистической метафизики понятия «души» и дуализма «души» и «тела», классический позитивизм ввел представление о сознании как свойстве материи. Фрейд же пришел к выводу, что деятельность человеческой психики не может быть объясне­на чисто физическими и химическими причинами, здесь необходимо учи­тывать специфически биологические или физиологические факторы.

Неофрейдисты и юнгианцы (каждые по-своему) начали преодолевать, в свою очередь, уже «биологизм» («физиологизм») Фрейда. Если Фрейд считал, что ведущую роль в бессознательном играют различные и преж­де всего сексуальные влечения (т.е. биологические или физиологиче­ские факторы), то неофрейдисты полагали культурные и социальные факторы более существенными. Юнгианцы же трактовали бессозна­тельное в индивиде как проявление общечеловеческого коллективного бессознательного, имеющего онтологический статус (см. схему 162).

Психоаналитическая философия внесла большой вклад в развитие философской антропологии (учение о человеке).

Психоанализ в своем развитии оказался тесно связанным с лингвис­тикой и философией языка. Во-первых, интерпретация чувственных об­разов, эмоциональных переживаний и влечений2 ведется в нем с помо­щью речи; во-вторых, психоанализ принимает тезис о том, что язык — это вторая сигнальная система, и слова трактуются как символическое выражение внутренних переживаний3. Воспользовавшись рядом дости­жений языкознания и философии языка, психоанализ внес свой ориги­нальный вклад в эту область. Отсюда, например, влияние психоанализа на Ясперса, Хайдеггера и философскую герменевтику в целом.

Особо надо отметить колоссальное влияние психоанализа на куль­туру Запада в целом: на культурологию, искусство (особенно сюрреа­лизм) и искусствоведение, литературу и литературоведение, социоло­гию и социальную психологию, этнографию, педагогику и т.д.

1 См. схему 162.

2 То есть всего того, что Фрейд называл «чувственно-образным мышлением».

3 Именно поэтому в психоанализе столько внимания уделяется оговоркам и рече­вым ошибкам, которые считаются не пустой случайностью, а неким «прорывом» бессоз­нательного. Важное место в практике психоанализа занимают и методы вербальной ассоциации (прямой и оппозиционной).

Схема 162. Эволюция представлений о психике

Фрейд (Freud)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: