Неотомизм (Neotomism)

Неотомизм — течение современной философии, базирующееся на философии Фомы Аквинского. В 1879 г. была опубликована энцикли­ка папы Льва XIII, в которой томизм был провозглашен официальной философской доктриной Ватикана. Центрами по развитию и пропаган­де томизма стал ряд католических институтов (Академия св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, университет Нотр-Дам в США и др.). При этом наряду с попытками сохранить томизм в неиз­менном виде (палеотомизм) неизбежно шла реконструкция и модерни­зация томизма, приведшая к появлению неотомизма.

Таблица 101 Крупнейшие представители неотомизма

Философы Годы жизни Страна
Этьен Жильсон (Gilson) 1884—1978 гг. Франция
Жак Маритен (Maritein) 1882—1973 гг. Франция
Эмерих Корет (Coreth) родился в 1919 г. Австрия
Карл Ранер (Rahner) 1904—1984 Германия
Кароль Войтыла (Wojtyla) (папа Иоанн Павел II) родился в 1920 г. римский папа — с 1978 г. Польша

Неотомизм впитал в себя многие идеи философии XIX—XX вв. (схема 170). Особенно активно процесс ассимиляции современных философских идей пошел после II Ватиканского собора (1962—1965), принявшего курс на обновление католицизма.

В настоящее время неотомизм является наиболее влиятельным и авторитетным философским течением в католицизме.

Философские воззрения. Онтология. В неотомизме (как и в то­мизме) сохраняется фундаментальный для христианства тезис о со­творении мира Богом из ничего. Как и Фома Аквинский, Жильсон и Маритен утверждали, что только в Боге имеет место совпадение сущ­ности и существования (экзистенции). Для всех объектов тварного мира их сущность (форма) предшествует существованию, находясь в уме Бога. Творя мир, Бог дарует им существование, наделяя мир соб­ственной экзистенциальной полнотой1. Каждый объект тварного мира

1 Этот акцент на проблеме экзистенции (существования) позволил ряду неотомис­тов говорить о специфическом «экзистенциализме» Аквината.

представляет собой соединение формы (сущности) и материи. Мате­рия при этом трактуется как сотворенное Богом совершенно пассив­ное начало, чистая возможность, которая становится действительнос­тью только при наличии формы.

Тварный мир обладает иерархической упорядоченностью (схема 168).

Схема 169. Иерархическая структура тварного мира

Гносеология. Высшая сущность бытия — Бог — является в прин­ципе непознаваемым. Но поскольку тварный мир — это творение Бога, то изучение этого мира позволяет человеку что-то узнать и о самом Творце.

В теории познания неотомизма различается истина онтологиче­ская и логическая. Онтологическая истина состоит в соответствии сути тварного объекта замыслу Творца (форме, существующей в Его уме). Логическая истина связана с познавательными способностя­ми человека, а значит, всегда ограничена и субъективна. Любой суще­ствующий объект может рассматриваться с разных сторон. Так, изучая, например, собаку, физик будет исследовать ее физические параметры, химик — химические процессы, происходящие в ее организме, био­лог — биологические, психолог — ее поведение и т.д. Таким образом, только соединяя подходы различных естественных наук, мы можем получить более или менее точное научное представление о соответ­ствующем объекте. Но научное познание — не единственное суще­ствующее, кроме него есть еще обыденное, религиозно-философское и богословское. Поэтому максимально полное знание о любых объектах мы можем получить, только соединяя все эти подходы. Отсюда фун-

даментальный вывод неотомистов: наука, с одной стороны, и филосо­фия с богословием — с другой, должны дополнять друг друга. По­скольку Откровение получено людьми от Бога — Творца мира, то между Откровением и результатами научного исследования мира не может быть принципиальных противоречий. Таким образом обосно­вывается учение о гармонии знания и веры Фомы Аквинского.

Сам процесс человеческого познания трактуется как «дематери­ализация» изучаемых объектов, т.е. освобождение их от «материи» и приближение к постижению чистой «формы». Чувственное позна­ние порождает различные чувственные образы, а интеллект произ­водит их обработку и порождает понятия, позволяющие нам макси­мально приблизиться к пониманию «форм». При этом одни неото­мисты (Жильсон, Маритен) отрицали существование у человека априорных форм познания, а другие (Корет, Ранер) их признавали, обращаясь при этом к философии Канта, феноменологии, философ­ской герменевтике и т.д.

Учение о человеке. Человек понимается как соединение души и тела, в котором душа играет роль формообразующего принципа, а значит, является основой (сущностью) личности. Индивидуальность каждого конкретного человека связана с телом — материальным началом. Каждой душе присущ «естественный закон», согласно ко­торому надо творить добро и избегать зла. Это связано с присущей душе интенции — устремленности к Богу. Эта интенция является также основой творчества и культуросозидающей деятельности че­ловека.

Учение об обществе. В неотомизме сохраняется традиционное для христианства (и идущее еще от Августина) понимание челове­ческого общества и государства как «града земного». Этот «град» состоит из отдельных людей, но в то же время он есть некое надлич­ностное образование со своими целями и принципами, которые мо­гут по-разному истолковываться в различных эпохах и ситуациях. В настоящее время реализация этих принципов состоит в допуще­нии разнообразных форм собственности, в идее «классового мира», т.е. примирении различных слоев общества, расширению демокра­тических свобод и т.п. Важнейший тезис неотомизма состоит в ут­верждении примата общечеловеческих культурных ценностей. И задача католической церкви (аналога «града небесного» на земле) как раз и состоит во внесении высших духовных ценностей в жизнь людей.

Схема 170. Неотомизм и его истоки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: