Тоннель под Ла-Маншем

К идее сооружения тоннеля под Ла-Маншем инженерная мысль обращалась еще в ХIХ в. Но только в конце ХХ в. достижения в машиностроении и внедрение новых технологий дало возможность реализовать этот проект. 12 февраля 1986 г. правительства Великобритании и Франции подписали в Кентербери договор о строительстве.

15 декабря 1987 г. заработал первый английский проходческий щит для горизонтальных выработок, а годом позже – его французский двойник. Их работа заключалась в том, чтобы бурить тоннель сообщения диаметром в 4,8 метра, рассчитанный на хозяйственные нужды и непредвиденные случаи. Более мощные проходческие комбайны прокладывали путь через скалу, чтобы провести два главных тоннеля, каждый диаметром по 7,6 метра с отделкой.

В глубине тоннеля практически без перерыва работали 11 щитов одновременно. Три из них прокладывали тоннель от Шекспир-Клиффа в сторону Британского терминала, сразу за Фолкстоном. Три других двигались к морю под Ла-Маншем навстречу трем французским щитам, которые начали проходку с шахты в Сангате.

Эти машины во время работы одновременно укрепляли стены бетонными сегментами. На установку каждого кольца требовалось в среднем 50 минут. Для корректировки проходческих работ использовалась лазерная система позиционирования. Благодаря ей обе стороны встретились в намеченной точке 1 декабря 1990 г. на глубине 40 м от дна пролива. Всего британской стороной было пройдено 84 км тоннеля, а французской – 69 км. Последние метры британские и французские бурильщики преодолели вручную – с помощью кирок и лопат.

В шести-восьми километрах от берега проходческие комбайны строили под Ла-Маншем переходы, по которым, в случае необходимости, поезда можно было бы перевести из одного тоннеля в другой. Через каждые 375 метров бригады проходчиков, оснащенные малогабаритной техникой, прокладывали переходы, чтобы соединить главные тоннели со служебными. В арке над служебным тоннелем провели каналы снижения давления. За время строительства было изъято 8 млн. кубометров породы.

Строительство было закончено через семь лет силами 13 тыс. рабочих и инженеров. Железнодорожный двухпутный тоннель, длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш, является третьим по протяженности железнодорожным тоннелем в мире после Сэйкана и Готардского тоннеля.

Основные даты

1954 г. – первая атомная электростанция в г. Обнинск.

1955 г. – изобретение микропрограммирования.

4 октября 1957 г. – запуск первого искусственного спутника Земли.

12 апреля 1961 г. – первый полет человека в Космос.

21 июля 1969 г. – первая высадка астронавтов на Луну.

1971 г. – первый микропроцессор компании Intel.

1983 г. – первый коммерческий сотовый телефон DynaTAC 8000Х.

1995 г. – создан Консорциум Всемирной паутины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: