Тема 4.1. История возникновения инженерного образования и технических наук

Зарождение и развитие высшего образования и научных исследований. История профессионального образования начинается с появлением государств Древнего Востока. Так, уже в IV–III тыс. до н.э. в Месопотамии, Древних Египте, Индии, Китае при резиденциях фараонов, храмах, дворцах правителей и аристократов, отдельных ведомствах и канцеляриях существовали школы различного типа, обеспечивающие общество людьми, сведущими в чтении, письме, законах, необходимых для функционирования государства.

Время возникновения учебных заведений профессиональной направленности относится приблизительно к III тыс. до н.э. Это дома табличек в Месопотамии (по-шумерски «эдубба»), где готовили писцов; школы врачевателей и писцов в Древнем Египте; школы вед и аграхар (учебные заведения повышенного типа) в Индии; различные школы в Древнем Китае: сюй, где учили военному делу, госюэ – учебные заведения для детей высокопоставленных граждан и сансюэ – для детей менее родовитой знати.

К середине II в. до н.э. в Китае сложилась многоуровневая система образования. Начальное образование начиналось приблизительно с 7-ми лет, продолжалось около 6–7 лет и состояло из изучения письма, языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний. «Великую науку» представляли 6 искусств: этика и ритуал, каллиграфия, счет, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей. Вторая ступень – изучение 4-х наук: безупречное поведение (добродетель), политика и управление, литература и язык.

В VI–V вв. до н.э. вопросы воспитания и образования достаточно глубоко и основательно изучались древнегреческими философами Пифагором, Демокритом и др. Так, Пифагор известен как основатель «пифагорейского союза» – своеобразной школы, учение в которой отличалось своим неповторимым укладом.

Основой образования в этот период был признан канон «круга знаний» или «энциклопедии», позже получивший название «семи свободных искусств», носивших светский характер. К ним относились: «тривиум» – грамматика, риторика и диалектика, а также «квадривиум» – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки. Свободными они назывались как приличествующие свободным гражданам Греции. После овладения семью свободными искусствами юношам надлежало получить подготовку по философии, как считал Платон, или по риторике, как считал Исократ. Его школа предшествовала школе Платона, так как была открыта около 390 г. до н.э. и в содержании образования ориентировалась преимущественно на политическое красноречие.

В Академии Платона принципиальное значение придавалось математике: членами Академии были геометр и астроном Евдокс Книдский, астроном Гераклид Понтийский, геометр Менехм. Особая роль математики подчеркивалась девизом: «Не знающий геометрии да не войдет в Академию!», который был написан на ее входных воротах.

Академия представляла собой не только учебное заведение, но и своеобразный философско-религиозный и политический клуб, основной задачей которого было создание проекта идеального государства и воспитание философа, способного к государственной деятельности.

Платон впервые выделил элементарную, среднюю и высшую ступени обучения. Он был убежден, что правильно решить проблему воспитания граждан можно только с установлением справедливого государственного строя, а правильно устроенное государство состоит из трех сословий: ремесленников, стражей и правителей.

Аристотель является основателем другой известной философской школы – Ликея, которая была создана около 334 г. до н.э. на месте одного из афинских гимнасиев, недалеко от храма Аполлона Ликейского. Целью Ликея было не только преподавание, но и научное исследование, а потому Ликей Аристотеля быстро отобрал пальму первенства у Академии Платона, так как по качеству образования не было в Древнем мире ничего подобного. Группой одаренных учеников и помощников Аристотеля сделано множество существенных наблюдений и открытий, оставивших заметный след в истории многих наук.

В течение 12-ти лет Аристотель преподавал в Ликее и занимался наукой: задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр Македонский (еще до открытия Ликея Аристотель был приглашен македонским царем Филиппом II для воспитания своего 13-летнего сына). О значимости Ликея для Афин того времени свидетельствует тот факт, что из 20 тыс. человек свободнорожденного мужского населения полиса около 2 тыс. прошло через лекции в Ликее.

Именно Аристотель впервые указал на необходимость сочетания широкого общего образования с изучением профессии. По Аристотелю, общеобразовательная подготовка должна быть направлена на выработку ориентации во многих предметах и способностей к самостоятельному суждению. Собственно, идеалы высшего образования перешли в средневековье через труды Аристотеля и сохранили свое значение практически до наших дней.

Таким образом, в Афинах V–IV вв. до н.э. насчитывалось несколько известных учебных заведения повышенного уровня. Все они находились в «священных» местах, тесно связанных со старинными храмами и объектами религиозного почитания.

Центром образования в Египте периода эллинизма был Мусеум (Мусейон) – храм, посвященный девяти греческим богиням-музам, покровительницам наук и искусств, основанный в III в. до н.э. династией царей Птолемеев в Александрии. Образованные жрецы и лучшие ученые в области математики и астрономии, философии и медицины, истории и филологии, среди которых были Архимед, Эвклид, Эратосфен, были приглашены сюда со всей Эллады для обучения царских детей и подготовки ученых. Именно при Мусеуме была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая около 500 тыс. свитков папируса, в которых были зафиксированы сведения по истории, географии, математике, медицине. Александрийская библиотека была уничтожена пожаром в 415 г. Вместе с ней исчезли уникальные знания, накопленные за многие столетия. Одной из форм обучения в Мусеуме была лекция. Египетский Мусеум являлся прообразом современных вузов, имеющих научные библиотеки и соединяющих в своей деятельности профессиональное обучение с подготовкой ученых.

В Византии существовали учебные заведения, созданные в античную эпоху в Афинах, Александрии, Антиохии, а также новые учебные заведения, открытые в Константинополе, Бейруте, Дамаске. Так, в 425 г. в Константинополе была учреждена высшая имперская школа Аудиториум (от лат. «audire» – слушать). С XI в. ее стали называть Магнавра или Золотая палата в соответствии с названием одного из помещений императорского дворца, где она размещалась.

В Магнавре преподаватели являлись государственными служащими, которые получали жалованье от императора. Именно здесь появились кафедры, как объединения ученых тех или иных наук, которые возглавлялись консулами философии.

Таким образом, учебные заведения Древних цивилизаций стали прообразами высшей профессиональной школы. Они обеспечили содержательное основание и систему ценностей для возникновения средневековых университетов.

С развитием городов в Европе в X–ХIII вв. начали формироваться церковные и светские высшие профессиональные школы, которые, накапливая методический опыт преподавания, становились широко известными. Первым европейским университетом Средневековья принято считать Болонский, основанный в 1088 г. Одна из частных школ Болоньи магистра Пепо и его преемника Ирнерия (Гварнери) получила в подарок от маркграфини Матильды Тосканской старую рукопись «Дигест» Юстиниана. Согласование разных частей этого римского правового источника, а главное – их комментирование (составление глосс) и стало главным предметом деятельности болонских юристов – преподавателей права и советников правителей. Ученики Ирнерия завершили складывание системы преподавания права к середине XII в. Профессора и студенты Болоньи работали во многих странах Европы, распространяя знания, которые они получили в своем учебном заведении.

Первый университет в Великобритании – Оксфордский, был основан около 1117 г. английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование. При короле Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом. Со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати.

Университет в Париже возник в 1160 г. на базе двух знаменитых конкурирующих кафедральных школ – при соборе Нотр-Дам и при монастыре св. Женевьевы. Наибольшую славу приобрела коллегия парижского каноника Роберта де Сорбонна, целью которого было теологическое (богословское) образование. В ее помещениях были большие залы, которые использовались для занятий. Со временем Сорбонной стали называть весь Парижский университет.

Для решения научных и образовательных целей в Париже были образованы факультеты («facultas» – способный), которые первоначально объединяли только магистров, а студенты лишь причислялись к ним. Постепенно сложилась система из 4-х факультетов, которая в дальнейшем распространилась по всей Европе.

В XIII в. появились Соломанский университет в Испании, Неаполитанский – в Италии. Много университетов возникло в XIV–XV вв.: в Праге (1347), Кракове (1364), Вене (1365), Лейпциге (1409). В этот период были основаны также Краковский, Гейдельбергский, Кельнский, Эрфуртский университеты. К 1500 г. в Европе их насчитывалось уже около 80.

Создававшиеся как корпорации школяров и магистров, университеты на протяжении столетий не знали сословных различий, в них царил дух свободного братства и большая степень автономности. Гораздо позже именно выпускники университетов стали называться интеллигенцией. Университеты оказали огромное влияние на развитие европейской культуры, способствовали распространению образованности, сформировали особый тип интеллектуала, занятого умственным трудом.

«Ядро» содержания образования в средневековом университете составляли «тривиум» – грамматика, риторика, диалектика и «квадривиум» – арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Главное внимание уделялось арифметике и геометрии с астрономией, затем неизменно охватывались основы схоластики, а по трудам Аристотеля получали основные знания о природе, обществе и человеке.

С появлением университетов занятие наукой и преподавание начинают рассматриваться как профессия. Таким образом, университеты средневековой Европы не только сохранили и преумножили античные знания и культуру, но и создали основы для интеллектуального и духовного развития личности, а также стали важнейшим звеном в формировании высшего профессионального образования.

Научный подъем, начавшийся в эпоху европейского Возрождения (XIV–XVI вв.), привел к созданию классической светской науки Нового времени, возрождению гуманистических идеалов периода античности, формированию представлений о значимости человеческой деятельности для благополучия государства, и, как следствие, формированию новых ценностных ориентаций и идеалов образования, что неизбежно обусловило переориентацию университетов. Распространение книгопечатания привело к расширению возможности интеллектуального общения, что, в свою очередь, способствовало освобождению от церковных догматов.

В XV–XVII вв. появились территориально-конфессиональные университеты, в которых получила развитие система оплачиваемых государством лекций, которые читали профессора. Факультеты «свободных искусств», освобождаясь от функций посреднического звена между гимназическим и высшим образованием, превращались в философские факультеты, оказывавшие влияние на становление научного преподавания в вузах. Отказ от изучения обязательных тривиума и квадривиума привел к тому, что систематизированное естественнонаучное знание уступило место гуманитарной составляющей, что сказалось на смещении познания в открывающиеся научные общества и академии.

При университетах стали создаваться клинические палаты, анатомические театры, ботанические сады, обсерватории, где можно было проводить практические занятия и научные исследования.

В XVII в. подготовку ученых на основе новейших научных данных с использованием в учебном процессе лабораторных опытов и экспериментов, а также через привлечение студентов к участию в экспедициях взяли на себя научные общества и Академии наук, пользовавшиеся покровительством государства: Прусская Королевская академия, Лондонское Королевское научное общество, Парижская академия наук.

В XVII–XVIII вв. на традиционных для средневекового университета теологическом, юридическом и медицинском факультетах началось преподавание новых курсов: физики, гражданской истории, общественной истории, естественного права, что было обусловлено накоплением значительного материала по естествознанию и механике. Специализация предметов повлекла за собой открытие соответствующих кафедр и новых факультетов: философских, естественно-математических, исторических. Нередко на базе отдельных факультетов создавались даже самостоятельные новые учебные заведения.

В XVIII в. в университеты проникает принцип свободы научного исследования, что влечет за собой свободу преподавания. Меняется взгляд на лектора, который уже не должен передавать готовые истины, а обязан самостоятельно их искать и приучать к этому студентов. В этот же период в университетах Европы отказываются от преподавания на латинском языке.

Университетское образование переживает ряд реформ, которые оцениваются неоднозначно. Так, наряду с позитивными изменениями в содержании образования, его гуманистической направленности, положительными структурными и организационными преобразованиями, можно отметить, что в обществе несколько снижается престиж университетов и их социальная значимость. Появившиеся научные общества и академии принимают на себя исследовательские функции и подготовку ученых. Идея функционирования университетов получает гуманистическое наполнение, но научные исследования и подготовка ученых выходят из их компетенции.

В XVIII в. во внутриуниверситетской структуре происходит формирование колледжей, что приводит к еще большей специализации образования. Профессора университетов начинают сами заниматься научными исследованиями и привлекают к этому процессу студентов.

Становление технических наук и инженерной деятельности. Становление и развитие технических наук происходило параллельно с развитием соответствующих видов техники и технологических процессов. Теоретические знания отражают специфику устройств того или иного принципа действия и назначения. В техническом знании отображается опыт практической деятельности как со стороны процессуальной, куда входит описание характера и последовательности действий или технологических преобразований, так и со стороны описания свойств предметных структур, практики, технических средств, функционирующих в производственно-технологических процессах.

В формировании технических наук можно выделить несколько этапов: этап донаучного развития технических знаний (до второй половины ХVІІ в.); этап становления и развития технических наук «классического» типа (ХVІІІ – начало ХХ в.); этап формирования комплексных научно-технических дисциплин (с первой трети ХХ в.).

Задача технических наук состоит в том, чтобы дать эффективные методы проектирования и расчета инженерных объектов, режимов функционирования сложных технических систем. В технических теориях их функционирование предстает как законообразный процесс. Эта работа в технических науках не подменяет и не заменяет инженерной деятельности, самостоятельная задача которой – материальное воплощение идей и проектов в определенных условиях их технико-экономической целесообразности.

Практическими предпосылками формирования технических наук является появление крупного машинного производства, которое требовало для своего развития и функционирования сознательного применения научных знаний.

Процесс формирования технических наук начался с формирования в ХIХ в. таких направлений, как теплотехника, теория машин и механизмов, детали машин, баллистика. Машина стала пониматься как реализация естественного процесса, технические средства отныне могли быть использованы как особая форма овеществления явлений и процессов природы. Так, реальные паровые машины сводились к системе физических величин, взаимодействие узлов и деталей машин – к протекающим в них физическим процессам. Эти физические величины и процессы мог использовать инженер в своей конструкторской и технологической деятельности.

Зарождение, становление и развитие инженерной деятельности и технического образования являются важными вехами в процессе формирования человеческой цивилизации. Этот процесс можно условно разделить на пять этапов, соответствующих пяти основным историческим периодам развития техники: 1 – инструментализации (праинженерный); 2 – механизации (прединженерный); 3 – машинизации (собственно инженерный); 4 – автоматизации (развитой инженерный); 5 – кибернетизации (постинженерный). Каждый из этих этапов определяется уровнем развития науки и техники, производства и потребления, социально-экономическим и общественно-политическим устройством общества, его образовательным уровнем; каждому соответствует свой уровень и характер развития инженерной деятельности и соответствующего технического образования.

Развитие науки, техники и инженерной деятельности было связано с резким увеличением потока изобретений. Изобретательство стало одним из наиболее ярких проявлений инженерной мысли, а изобретатели превратились в настоящие «двигатели технического прогресса», своей гениальностью часто опережавшие время. К примеру, социальный заказ на тепловой универсальный двигатель (паровую машину) нашел отражение в увеличении интенсивности инженерной мысли.

Машиностроение и приборостроение, металлургия, энергетика, горное дело, химическая промышленность и транспорт, получили приоритетное развитие. Они стали ведущими и определяли технический прогресс в целом, характер инженерной деятельности и состояние инженерного образования в частности. Основной функцией инженерной деятельности стал при этом прогресс техники, вызванный общественными и техническими потребностями и обеспечивающий максимальную прибыль капиталу.

Развитию инженерного дела мешали пережитки цехового строя. Так, во Франции Тюрго – министр финансов – проводил последовательную политику законодательного освящения принципа свободы промыслов. Отменив в 1775 г. различные стеснения в промышленности, он издал в следующем году эдикт, согласно которому всякое лицо, не исключая и иностранцев, имеет право свободно заниматься всяким промыслом. Корпоративная ремесленная организация (цехи), таким образом, была упразднена.

Вводятся патенты на изобретения, то есть юридически закрепляются права пользования новыми разработками в сфере промышленности. Новые технические идеи становятся товаром и приносят немалый доход. Формируется новый взгляд на авторские права изобретателя. Закон предоставлял изобретателю право пользования временной привилегией на пять, десять или пятнадцать лет; основывать собственные заведения; преследовать лиц, занимающихся подделкой. По истечении срока патента способы производства опубликовывались и изобретение переходило в общее владение. Поэтому закон требовал полного и верного описания изобретения под угрозой лишения прав и привилегий. Недобросовестность влекла за собой недействительность патента.

В стремлении создавать у себя новые отрасли производства одни правительства занимались постоянным сманиванием зарубежных мастеров, другие же запрещали эмиграцию таких специалистов. Такие запреты на эмиграцию были приняты в Англии в 1719 и 1750 гг. Они касались всех квалифицированных рабочих, занятых в наиболее технически развитых отраслях промышленности. Одновременно запрещался вывоз инструментов и станков.

Если до начала ХVII в. инженерное дело было главным образом сферой деятельности гениальных ремесленников-самоучек, то через 100 лет формируется и развивается прикладная наука. Появляется обширная техническая литература. Создаются новые институты – школы прикладных наук, которые выпускают новый тип инженера – профессионала, владеющего не только разнообразными знаниями, но и осознающего свою общественную значимость.

Заметное влияние на развитие инженерного дела имело учреждение в Лондоне Королевского научного общества, а во Франции – Академии наук. С этого времени инженерное дело как профессия становится зависимым от формальных исследований и целенаправленного обучения. Школы прикладных наук, получавшие все большее распространение во Франции, также способствовали переходу профессии на инстуциально оформленную стадию. Теперь появились инженеры-профессионалы, имеющие формальные удостоверения своей компетентности и стремящиеся защищать свои профессиональные права и привилегии.

Профессиональная инженерная ассоциация возникла в Англии в 1771 г. и получила название «Общество гражданских инженеров». Основной целью этой организации был провозглашен обмен мнениями в области инженерного дела. Однако это общество не удовлетворяло профессиональных потребностей молодых инженеров, которые в 1818 г. образовали свой институт гражданских инженеров, основной целью которого была помощь в приобретении профессиональных инженерных знаний. Но развитие и использование техники в то время шло настолько быстрыми темпами, что институт не успевал осуществлять взятую на себя задачу. Дж. Стефенсон – один из изобретателей паровоза – основал в 1847 г. новый институт инженеров-механиков. Впоследствии возник еще ряд институтов: в 1860 г. – институт морских архитекторов, в 1871 г. – институт инженеров-электриков.

Во Франции в 1716 г. под руководством инженера Жана Рудольфа Перронэ был образован Корпус мостов и шоссе. Этот корпус осуществлял координацию всех строительных работ по сооружению мостов и дорог. А в 1747 г. была создана специальная школа для работников этого корпуса. Затем начинают создаваться и другие учебные заведения. Так, в 1778 г. была образована Высшая национальная школа минеров.

Основание и развитие первых технических учебных заведений. Формирование профессионального образования начинается в Германии в XVIII в. Здесь возникла система среднего специального технического образования. Ее появление было связано с острой потребностью развивающейся промышленности в квалифицированных инженерах, с одной стороны, и неспособностью традиционной академической системы образования удовлетворить эту потребность – с другой. Появилась новая форма учебного заведения – техникум, дающий возможность пройти ускоренный курс технического образования. Сначала техникумы создавались на частные финансовые средства, а впоследствии и правительство занялось организацией целой сети школ, готовящих техников. Эти школы требовали от поступающих более скромной подготовки, чем высшие политехнические институты. Но будущие учащиеся техникумов должны были перед поступлением не менее года работать на производстве. Курс обучения в этих заведениях продолжался от двух с половиной до четырех лет. Выпускникам присваивалось звание инженера в отличие от выпускников высшей технической школы, получавших титул «инженеров с академической подготовкой». Первоначально техникумы готовили лишь техников-механиков и строителей. Но рост электротехнической промышленности вызвал необходимость подготовки специалистов электриков, что повлекло за собой открытие почти во всех техникумах специальных электротехнических отделений.

В ХІХ в. в Англии и Америке инженерами называют техников высшего разряда, а получившие углубленное научное образование техники именуются «civil Engineer». Однако это звание часто было не связано с получением высшего образования, которое вплоть до ХХ века не давало никаких привилегий при устройстве на работу. Многие из гражданских инженеров имели чисто практическое образование.

Во Франции инженеры имели три степени подготовки: ординарный инженер, старший инженер и генеральный инспектор. Инженерное образование в Англии формировалось двумя основными путями. Первый был достаточно традиционным и сводился к прохождению курса в одном из высших технических учебных заведений. Для получения звания инженера необходимо было, помимо прохождения общего двухгодичного курса и годичной практики, получить звание бакалавра и прослушать еще три курса. Только после этого инженер получал звание бакалавра инженерных наук.

Другой путь сводился к следующему: рабочий получал определенную теоретическую подготовку в вечерней или воскресной школе и практический опыт работы на заводе. После этого он мог поступить в одно из технических обществ: институт инженеров-механиков, институт гражданских инженеров, институт морских архитекторов, которые выдавали диплом инженера.

Подобные ассоциации имели иерархическую структуру членства: студенты – те, кто намеревался добиться звания и полного членства в обществе; выпускники – те, кто сдал экзамен данного института, но не имел еще достаточного практического опыта; первое звание с полным голосом – член ассоциации; высшая степень – полноправный член. Это звание присуждалось только старшим членам ассоциации, обладавшим авторитетом и установившейся репутацией. Если такое общество добивалось Королевской Хартии, то все его члены именовались королевскими инженерами.

Профессиональные сообщества инженеров выполняли следующие основные функции: исследовательскую – поощряли научно-технические исследования и инженерные разработки; образовательную – стимулировали исследования в интересующей их проблематике в школах и вузах, составляли программы курсов, имели представительства в руководстве университетов или институтов; квалификационную – присваивали звание инженера практикам, выдавали «квалификационные листы» прошедшим курс обучения и сдавшим экзамены в данной ассоциации.

Кроме институтов гражданских инженеров, в Европе продолжало развиваться и военно-инженерное образование: в 1620 г. во Франции была основана артиллерийская школа. В ХVII в. в Дании появилось первое особое училище для образования военных инженеров, а в начале ХVІІІ в. такие училища были открыты в Англии, Саксонии, Австрии, Франции и Пруссии: 1742 г. – Дрезденское инженерное училище; 1747 г. – Австрийская инженерная академия; 1750 г. – Аппликационная школа в Мензьере; 1788 г. – Инженерная школа в Потсдаме.

Технический прогресс, развитие специального инженерного образования способствовали дальнейшему углублению профессионального разделения труда. Осмыслением технической задачи, определением способов ее решения стали заниматься инженеры – исследователи, проектировщики, технологи, труд которых стал почти неотличим от труда ученого-прикладника. Конструирование выделилось как особый род деятельности инженеров-конструкторов.

Роль образования в период становления и развития классической науки особенно велика. Во-первых, это была принципиально новая и социальная, и содержательная система, а, во-вторых, в своей основе она сохраняется и сегодня. Образование радикально влияло на содержательную структуру науки. В это время (XIX в.) впервые вводится дисциплинарная систематизация (дисциплинарность) знания – прежде всего, дидактические требования. Для самой науки более присуща систематизация по проблемам. Дисциплина же проявляется тогда, когда в процессе образования начинают использовать учебники и создаются соответствующие университетские кафедры. Так, например, профессия физика-теоретика появляется в конце XIX в. Первые кафедры в Германии в то время возглавляли Г. Гельмгольц, Г. Кирхгоф, Р. Клаузиус, Г. Герц, М. Планк.

Начало преподавания технических наук в высших учебных заведениях относится к ХVIII в. В 1777 г. И. Бекман опубликовал работу «Введение в технологию». Знания, заимствованные им из французских и английских источников и использованные в работе, свидетельствуют о новом подходе автора к новым отношениям между теорией и практикой. Его «научная» технология многое объясняет путем классификации, хотя классическая система машин, порожденная промышленной революцией, находится еще вне поля его зрения. Бекмановское понимание технологии предполагало необходимость кооперирования и комбинирования специальных знаний и умений как более высокой ступени развития производительных сил. Технология определялась им как наука обучающая переработке природных веществ или знанию ремесел. Бекман писал, что если в мастерских только указывают что для изготовления товара нужно сделать, то технология в систематизированном виде дает основательное руководство как достичь этой конечной цели исходя из определенных принципов и опыта, как находить средства, объяснять и использовать их при работе с теми или иными предметами.

В сентябре 1794 г. в Париже была основана Политехническая школа, что говорило о стремлении найти новые, более содержательные формы подготовки инженеров, дать специальному техническому образованию теоретическую основу. Относительно высокий уровень развития технического образования во Франции и богатые традициями школы математиков и механиков создали прочную основу для того, чтобы Политехническая школа в короткий срок стала центром изучения математики, а также теоретической и прикладной механики. В первые десять лет существования ее выпускники, профессора, ученые продемонстрировали высокий уровень своей подготовки в деле обеспечения национальной безопасности Франции. В 1804 г. Наполеон дал Школе военный статус, даровал знамя и девиз: «Во имя Родины, наук и славы». Первыми ее преподавателями были: Ж. Лагранж, Г. Монж, К. Бертолле, несколько позже – А. Ампер, Ж. Фурье, П. Лаплас. Среди выпускников были Ж. Био, Ж. Гей-Люссак, С. Пуассон, О. Френель, О. Коши, А. Навье, Л. Пуансо, Г. Кориолис, С. Карно. Профессия преподавателя была настолько престижной, что ведущие ученые возглавляли не только научные и учебные, но и государственные учреждения, даже министерства. В Политехнической школе была впервые разработана учебная литература по математике, механике и физике.

Другое положение было в Германии. Феодальная раздробленность и экономическая отсталость привели к тому, что в 20-х гг. XIX в. в ряде германских государств были созданы технические учебные заведения. В документах об их образовании подчеркивалась необходимость математического и естественнонаучного образования будущих инженеров. Однако уровень преподавания в этих школах был намного ниже, чем в Политехнической.

После снятия континентальной блокады в 1813 г. промышленность Германии оказалась под сильным давлением английских конкурентоспособных товаров, что заставило немцев прибегнуть к самому простому решению: готовить специалистов, которые могли бы копировать английские машины, проводить некоторые улучшения и, в лучшем случае, давать новые комбинации их основных известных типов.

Однако в 30–40-х гг. XIX в Германии появляются зачатки технического образования нового типа. В учебных программах доля физики и химии неуклонно возрастала. Машиноведение приобрело черты научных рекомендаций. Строительство и химическая техника нуждались в рекомендациях, которые должны были превосходить опыт обычной для того времени практики. Быстрое развитие строительства железных дорог требовало научных исследований как для прокладки трасс, так и для расчета соответствующих железнодорожных объектов. В Германии центры, подобные французским, были созданы в Кенигсберге и Геттингене. Центр в Геттингене сначала возглавил К.Ф. Гаусс, а затем – Б. Риман.

На базе Политехникума, в состав которого вошли Архитектурная чертежная школа, лицей, инженерная школа, в 1825 г. герцогом Людвигом Баденским был основан университет Карлсруэ. В 1860 г. на базе университета был проведён первый всемирный съезд химиков, на котором защитники химической атомистики в острой борьбе с ее противниками одержали победу.

В 1865 г. Политехникум был преобразован герцогом Фридрихом I в высшую техническую школу. В 1868 г. королем Людвигом II была основана Политехническая школа, позднее ставшая Мюнхенским технологическим университетом. В 1886 г. в университете Карлсруэ Г. Герц вместе со своим учеником В. Галльваксом исследовал фотоэффект, а спустя два года он открыл электромагнитные волны.

Учебные институты технического профиля в Англии возникли в первой половине XIX в.: в Эдинбурге в 1821 г., в Лондоне и Глазго в 1823 г. В 1841 г. в Лондонском университетском колледже были организованы три технических кафедры: гражданского строительства, механики и машиностроения. В 40–50-х гг. ХІХ в. в Кембридже, начал формироваться аналогичный центр. С ним была связана деятельность Дж. Стокса, В. Томсона, У. Ранкина и Дж. Максвелла. Наблюдение, измерение и методологическое оформление играли решающую роль в становлении науки, одновременно давая начало целым техническим направлениям.

Унификация и стандартизация единиц измерения также создавали новую форму международной научно-технической культуры. Принципиально новым процессом этого типа была оптическая спектроскопия. Первый практический спектроскоп был создан в 1859 г. Г. Кирхгофом и Р. Бунзеном. Он сразу же стал средством качественного анализа в различных областях науки. В химии, например, с его помощью были открыты цезий, рубидий, таллий.

Своеобразна и сложна история развития высшего образования в Новом Свете. С началом XVIII в. в Северной Америке увеличиваются масштабы научных исследований, преимущественно прикладных. Успехи в изучении электричества были вязаны с именем Б. Франклина. В 1727 г. он стал основателем первого научного общества – Клуба любителей науки (с 1743 г. – Американское философское общество содействия успехам полезных знаний). В 1763 г. была основана первая в Северной Америке астрономическая обсерватория.

В самый разгар Гражданской войны, в июле 1862 г. Конгресс США принял закон, дающий право администрациям штатов выделять большие участки земли из федеральных резервных фондов для высших учебных заведений. Учебные заведения начали подготовку главным образом инженеров-аграриев и инженеров-механиков. Всего было основано 68 учебных заведений. Так удовлетворялась потребность в квалификационных кадрах в стране, только что прошедшей через гражданскую войну. Например, в 1861 г. был официально основан, а в 1865 г. начал функционировать Массачусетский технологический институт (МТИ). Столь длительный срок между объявлением решения об основании и реальным началом деятельности института объясняется Гражданской войной.

Необходимость преодоления послевоенной разрухи, реструктуризация хозяйства и отказ от колониальной экономики, начало процесса индустриализации и урбанизации США выявили необходимость в инженерных кадрах высокой квалификации. Требовались не только грамотные инженеры-исполнители, требовались инженеры – новаторы.

С самого начала подготовка инженерных кадров в МТИ велась так, чтобы процесс обучения органично сочетал фундаментальное изучение естественнонаучных, инженерных, гуманитарных и социальных дисциплин с практической деятельностью и обучаемых, и обучающих. Это было впервые, это было абсолютно новым во всей мировой истории традиционной, гражданской, невоенной, инженерной высшей школы университетского типа.

Конец ХVIII – середина XIX вв. является, таким образом, периодом возникновения технических наук, ориентацией исследователей на решение практических конкретных задач. В первые десятилетия XIX в. представители технических наук должны были довольствоваться изучением механических процессов в эмпирически созданных технических системах. Рядом с массой техников с ремесленной подготовкой инженеры со специальным техническим образованием являлись еще исключением. В этот период были заложены основы подготовки инженеров с высшим образованием.

Важным событием для Западной Европы явилось основание в 1854 г. Политехникума в Цюрихе, где одновременно проводились фундаментальные естественнонаучные исследования и научно-технические разработки. Их взаимовлияние создало почву для развития технических наук. На Востоке Европы, в Российской империи указом императора Николая ІІ в 1898 г. в Санкт-Петербурге, Киеве и Варшаве были открыты политехнические институты. Их появление вместе с уже существовавшими технологическими институтами и высшими техническими училищами значительно углубило и расширило подготовку инженеров.

В этот период стали развиваться связи политехнических школ с университетами. Это выражалось в дополнительных занятиях видных ученых-техников в университетах и в привлечении университетских профессоров к чтению фундаментальных естественнонаучных лекционных циклов в политехнических школах, что особенно было характерно для Германии. Эта тенденция проявилась после начала преподавания электротехники в учебных заведениях.

Если в машиностроении научные знания дополняли практические, то электротехника явилась одной из первых научных дисциплин, образовавшихся на теоретической основе. Электротехническая наука и смежные с ней дисциплины формировались во время технологического применения физики и химии. Вместе с тем электротехнические науки возникали и под воздействием производственных запросов: переход от паровых машин к электрическим совершался в тесной связи с научными данными об электричестве и магнетизме. Выделение электротехники как относительно независимой от физики науки характеризуется тем, что она обладает собственным объектом и собственным предметом изучения, собственными целями и особыми методами. Первоначально она была ориентирована на изучение машин и создала их теорию: теорию трансформаторов, изоляторов, генераторов, токов, источников тока. В период становления электротехники выделялись работы по созданию электрического двигателя. Электротехнические науки оказали влияние как на производство, так и на дальнейшее развитие всех технических наук.

В начале XIX в. центрами европейской научной жизни являлись университеты и вновь создаваемые научные организации – исследовательские институты. Их финансировали как государство, так и частные лица. Первую физическую лабораторию создал у себя дома Г. Кавендиш. Лаборатории стали возникать там, где были научные сообщества и ученики. Как, например, основанная в 1874 г. Дж. Максвеллом Кавендишская лаборатория в Кембриджском университете.

Научно-техническое развитие Европы и США создавало естественные формы коммуникации. В науке, прежде всего, происходил взаимный обмен стажерами и публикациями в области промышленного и технического развития – проведение регулярных международных промышленных выставок.

Технический прогресс, развитие специального инженерного образования способствовали дальнейшему углублению внутри профессионального разделения труда. Осмыслением технической задачи, определением способов ее решения стали заниматься инженеры – исследователи, проектировщики, технологи, труд которых стал почти неотличим от труда ученого-прикладника. Конструирование выделилось в особый род инженерной деятельности.

Развитие технических наук привело не только к глубокой дифференциации инженеров – разработчиков новой техники, но и способствовало большему сближению с учеными. Производство технических средств с каждым годом становилось все более и более связанным с научной деятельностью, а развитие техники – результатом укрепляющего взаимодействия науки и производства, продуктом совокупного труда, компонентами которого является научная и практическая деятельность. Этот процесс сближения породил группу специалистов, которую сегодня называют научно-технической интеллигенцией.

Инженеры обладали высоким общественным статусом. Привлекательным выглядели и характер труда, и высокий заработок, их роль в создании и распространении культурных ценностей. Во второй половине ХІХ в. сложилась специфическая социально-профессиональная группа инженеров с разветвленной сетью собственных институтов регламентирующих как ее воспроизводство, так и отправление основных функций. Сложилась определенная культура профессии.

В ХХ в. с развитием промышленного производства и дальнейшим углублением разделения труда происходит не только отраслевая дифференциация инженеров, но и появление функциональных подгрупп: управляющих и технических специалистов, которые все больше различаются по социальному происхождению, образованию, уровню и характеру доходов, престижу. Значительно возрастает престиж инженерного труда, расширяется сеть учебных заведений, готовящих бакалавров и магистров различных технических специальностей.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие учебные заведения профессиональной направленности в Месопотамии, Древних Египте, Индии и Китае Вы знаете?

2. Что Вы знаете об учебных заведениях Древней Греции?

3. Что Вы знаете о создании и развитии университетского образования?

4. Как влияло возникновение технических наук на формирование инженерного образования?

5. Как проходил процесс создания технических учебных заведений в конце ХVIII–ХIХ вв.?

Основные понятия

Профессиональное образование – процесс овладения знаниями, умениями и навыками по конкретным специальностям и профессиям.

Учебные заведения технического профиля – научно-педагогические центры, занимающиеся подготовкой высококвалифицированных технических специалистов.

Профессиональные сообщества инженеров – государственные и общественные объединения ученых и инженеров, связанных с созданием и эксплуатацией различных видов техники.

Основные даты

425 г. – учреждение в Константинополе высшей школы Аудиториума.

1088 г. – основание Болонского университета.

1117 г. – создание Оксфордского университета.

1160 г. – основание Парижского университета – Сорбонны.

1747 г. – учреждение Австрийской инженерной академии.

1794 г. – создание в Париже Политехнической школы.

1898 г. – основание Киевского политехнического института.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: