Эмпиризм философии Нового времени (Ф. Бэкон)

Английский философ Ф. Бэкон (1561—1626) — родоначаль­ник материализма Нового времени. Он считал, что философия должна иметь, прежде всего, практический характер. Там, где она остается умозрительной (схоластичной), она неистинна. Схоластик, говорил Бэкон, плетет какую-нибудь научную ткань, бесспорно удивительную по тонкости нити и по тонкости рабо­ты, но совершенно пустую и ни на что не пригодную.

Человечеству, учил Бэкон, нужна новая наука. Ее объект – природа; ее цель – превращение природы в «царство человека», то есть господство человека над силами природы; ее средство – новый метод. Такой новый метод Бэкон разрабатывает в своем главном труде «Новый Органон». Само название этой работы родилось как противопоставление книге Аристотеля «Органон». Органон в переводе с греческого означает орудие, инструмент, средство познания, исследования. Так названы шесть логических трактатов Аристотеля. Аристотель считал орудием познания логику. А главным ее методом – дедукцию. Однако схоластика вытравила из учения Аристотеля все материалистическое и превратила его логику в мертвую догму. Бэкон противопоставляет схоластике свое учение об индуктивном методе. Поэтому свое сочинение о принципах и правилах научной индукции он назвал «Новым Органоном». Труд состоит из 343 афоризмов на латинском языке. Многие из них сохранились до наших дней, например, «Знание – сила!».

Ф. Бэкон обосновывает индукцию как метод обобщения опытного знания. Этот метод, по образному выражению философа, - «путь пчелы», который соединяет как переходы от обобщения опытных данных к созданию теории, так и переход от теории и выводов из нее к постановке новых экспериментов.

Именно он возжег факел новой науки — методологию экспериментального естествознания. В ней усматривал залог будущего могущества человека, его господства над природой. А господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам. Выводы науки должны основываться на фактах. От них необходимо идти к широким обобщениям. Экспериментальному знанию соответ­ствовали методы наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Процесс обобщения знаний есть индукция. Индукция исходит из ощу­щений, из отдельных фактов, постепенно поднимаясь до самых общих положений. Суть этого метода, по мнению Бэкона, образует: 1) наблюдение фактов, 2) их систематизация и классификация, 3) отсечение ненужных фактов, 4) разложение явления на составные части, 5) проверка фактов на опыте и 6) обобщение знаний. В процессе наблюдения исследователь собирает факты, с помощью экспери­мента он их проверяет, а затем делает обобщения.

Но опыт, полагал Бэкон, может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по ана­логии с жизнью людей; «призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; «призраки рынка» — это привычки пользоваться в суждениях о мире ходячими пред­ставлениями и мнениями без критического к ним отношения; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты — таков был принцип науки Нового времени.

Истинную связь вещей Бэкон видел в определе­нии естественной причинности. Однако обращает на себя внимание «теологическая непоследовательность» Бэкона. Провозглашая материалистические принципы, он допускал суще­ствование бога и в общем идеалистически толковал законо­мерности общественной жизни.

В вопросе об отношении веры и разума Бэкон придерживается идеи «двойственной истины». Истина двойственна: истинами откровения ведает теология, истинами разума - философия. Пересечение истин - вещь кажущаяся, истины строго разделены: если, например, существо­вание Бога доказывается философией, то троичность Божества познаваема через откровение. Но различие сфер разума и откровения не освобождает разум от консультаций с текстом Писания.

Источником человеческого знания Бэкон объявляет чувствен­ный опыт. Верный путь следования челове­ческого разума в познании мира должен начаться с ощущений. Он провозгласил важность опытного исследования, основанного на эксперимен­тальном методе восхождения от знаний о единичном и простей­ших умозаключений к самым общим положениям. Поэтому пер­вым условием прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, образования понятий.

Таким образом, критикуя дедуктивный метод, Бэкон разрабо­тал метод индукции. Однако он преувеличивал его значение, проти­вопоставил индукцию дедукции. В действительности, оба метода не исключают, а дополняют друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: