М.л. Быховский, К.П. Мирошкин
Проектирование подразделения станции технического обслуживания автомобилей
Методические рекомендации по курсовому проектированию для студентов специальности 190631«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
2014
Оглавление
Основные понятия и определения. Принятые сокращения......... | ||
Назначение пособия.......................................... | ||
Методические указания по структуре и содержанию расчетно-пояснительной записки (ПЗ).................................. | ||
Технологический расчет работы СТОА......................... | ||
Расчет численности ремонтно-обслуживающего персонала........ | ||
Расчет размеров производственных помещений................. | ||
Обоснование технологической планировки производственной зоны (участка, отделения)........................................ | ||
Организация технологического процесса............ | ||
Разработка мероприятий по охране труда, окружающей среды и пожарной безопасности на производстве........................ | ||
Конструкторская часть проекта................................ | ||
Приложение 1. Справочные данные (нормативы ТО и ремонта)..... | ||
Приложение 2. Пример выполнения технологической документации............................................... | ||
Список литературы.......................................... |
Основные понятия и определения. Принятые сокращения
Диагностические работы (Д-1 и Д-2) – это действия по техническому обслуживанию автомобиля: определение действительной потребности и порядка выполнения операций, предусмотренных программой работ, выявление момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров с предельными, оценка качества выполненных работ на этапе выдачи автомобиля со СТОА. Диагностические работы подразделяются на два вида: общего диагностирования (Д-1) и поэлементного или углубленного диагностирования (Д-2).
Техническое обслуживание (ТО), сезонное техническое обслуживание (СО) – комплексы мероприятий и операций, значащихся под этими названиями в инструкциях по эксплуатации для автотранспортных средств конкретных марок, разрабатываемых заводами-изготовителями в соответствии с ГОСТ 2.601–68.
Количество производственных рабочих – технологически необходимая (явочная) численность рабочих.
Корректирование нормативов ТО и ремонта подвижного состава – учет конкретных условий эксплуатации, отличающихся от эталонных, для обеспечения эффективного использования трудовых и материальных ресурсов при проведении ТО
Коэффициент использования рабочего времени поста (hп = 0,75…0,90) – доля рабочего времени поста, используемого непосредственно на работу.
Коэффициент Ктр –доля объема работ, выполняемых на постах ТР в наиболее загруженную смену (Ктр = 0,5…0,6).
Коэффициент неравномерности j – эмпирический коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТР в течение рабочего дня (для СТОА с числом автомобилей до 200 j = 1,5; для СТОА с числом автомобилей более 200 j = 1,2).
Метод технического обслуживания (ремонта) – совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта).
Нормативы ТО и ремонта – нормируемая трудоемкость ТО и ремонта.
Периодичность технического обслуживания – интервал времени или пробег автомобиля между данным видом технического обслуживания и последующим таким же видом или другим, большей сложности.
Посты ожидания –посты, на которых автомобили находятся до перемещения на соответствующий пост ТО и ТР или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и в ремонт.
Производственная программы ТО и ремонта –количество и объем различных видов технических воздействий.
Ремонт по техническому состоянию – ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием автотранспортного средства.
Средства технического обслуживания (ремонта) –средства технологического оснащения и сооружения, предназначенные для выполнения технического обслуживания (ремонта).
Такт линии – интервал времени между двумя последовательно сходящими с линии автомобилями, прошедшими данный вид обслуживания (такт линии при использовании конвейера равен времени передвижения автомобиля с поста на пост).
Такт поста –время пребывания автомобиля на посту.
Текущий ремонт (ТР) – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (ремонтные работы, предназначенные для устранения возникающих неисправностей). При ТР агрегата допускается замена деталей (кроме базовых), достигших предельного состояния.
Техническое обслуживание – комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании его в соответствии с назначением.
Трудоемкость технического обслуживания (ремонта) – трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта) данного вида.
Фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего – календарное время работы за год с учетом отпуска и потерь времени по уважительным причинам.
НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЯ
Данное пособие является руководством для выполнения курсового проекта по предмету «Техническое обслуживание автомобилей». Целью курсового проектирования для каждого студента, получающего образование в рамках специальности по дисциплине 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» – закрепление знаний, полученных на лекциях и практических занятиях. Работа в рамках проекта должна формировать творческий подход в решении задач организационно-технологического проектирования зон, участков и предприятий СТОА в целом.
Курсовой проект должен содержать:
технологический расчет станции технического обслуживания автомобилей или его подразделения;
выбор технологического оборудования,
технологический проект производственной зоны или участка, включающий необходимые расчеты,
разработку организации технологического процесса
Курсовой проект состоит из расчетно-пояснительной записки объемом 20…30 с. и двух чертежей формата А1.
Содержание графической части курсового проекта:
Планировочный чертеж производственной зоны или участка по индивидуальному заданию с расстановкой технологического оборудования – 1 лист;
общий вид одной единицы технологического оборудования или оргоснастки – 1 лист.
Курсовой проект выполняется в соответствии с заданием и графиком работы, выданными и подписанными руководителем проекта. Факт утери задания является основанием для выдачи нового более сложного варианта.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СТРУКТУРЕ
И СОДЕРЖАНИЮ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ (ПЗ)
Структура расчетно-пояснительной записки.
Титульный лист.
Задание на курсовой проект.
Оглавление.(с основным штампом)
Введение (2-5стр)
Основной текст записки, включает следующие разделы:
1. Технологический расчет СТОА. (5-8стр.)
2. Технологическая планировка производственной зоны, отделения или участка.(4-6стр.)
3. Конструкторская часть (назначение, общее устройство, инструкция по эксплуатации выбранной единицы оборудования).(4-6стр.)
4. Предлагаемая организация технологического процесса. (2-5стр.)
5. Охрана труда, окружающей среды и противопожарная безопасность (для участка или предприятия в целом). (3-7стр.)
6.Заключение.
7. Список литературы.
8. ПРИЛОЖЕНИЕ Технологическая документация (карта эскизов, операционная и маршрутная карты технологического процесса).
Условное обозначение курсового проекта проставляется в верхней части «основной надписи» ЗАГЛАВНОГО ЛИСТА, а также в нижней части «основной надписи» ЛИСТОВ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ и складывается из:
1. Букв курсовой работы – КП;
2. Шифра специальности – (напр.190604);
3. Кода формы обучения – 1-дневная или 2-заочная;
4. Номера группы – (напр. АМ431)
5. Номера студента по списку в журнале – (напр. 01…02 и т.д.)
Между соответствующими номерами по пунктам оставляется пробел по размерам одного знака.
Напр. КП 190604 1 АМ431 09
Основные разделы данного пособия методически разъясняют алгоритм базовых расчетов работы, что не является, однако, единственным путем при выполнении работы в целом. Все дополнительные расчеты должны быть строго обоснованы и согласованы с руководителем КП.
3. Технологический расчет работы
станции технического обслуживания автомобилей
Задачей технологического расчета является определение необходимых данных (производственной программы, численности рабочих, количества постов и площадей) для разработки планировочного решения производственного подразделения станции технического обслуживания и организации технологического процесса.
При выполнении этого раздела следует руководствоваться «Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», конспектом курса лекций по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей», а также настоящими методическими рекомендациями.